Как в барановичской школе средняя зарплата учителя выросла до 7 миллионов рублей

30  Сентября 2015 г.  в 11:23 : Брестская область

Как в барановичской школе средняя зарплата учителя выросла до 7 миллионов рублейВот уже больше полугода образовательная система Барановичей работает в необычном режиме. С января пять городских школ участвуют в апробации отраслевой системы оплаты труда. А все средние учреждения образования райцентра задействованы в эксперименте по подушевому финансированию. Формулировки эти на первый взгляд кажутся непонятными. Однако результат новшества дают конкретный. Всего за полгода средняя зарплата педагогического работника выросла здесь почти до 7 миллионов рублей, пишет «СБ».

Средняя школа № 14 работает в Барановичах уже 18 лет. В городе она считается одной из крупнейших. Каждый день на занятия сюда приходят 1 423 ученика. А знаниями с ребятами делятся 134 педагога. Зимой школу включили сразу в два эксперимента. Ее директор Николай Рудой говорит, достаточно было полугода, чтобы сделать вывод: изменения в работе произошли коренные. Но прежде чем рассказывать о результатах, руководитель объясняет суть нововведений:

— Раньше школы финансировали исходя из плана. Однако этих денег до окончания учебного года могло и хватить, и не хватить. Теперь мы перешли к новой схеме. Деньги выделяются по среднему показателю расхода на одного ученика в год. Эту сумму умножают на количество детей, получается бюджет школы. Для крупных школ это определенный плюс: финансирование стало действительно серьезным. Ну, а для учреждений образования поменьше подушевое финансирование — стимул развиваться, чтобы привлечь в свои стены еще больше учеников. Это могут быть классы определенной направленности, свой профиль — придумать изюминок можно немало.

Как в барановичской школе средняя зарплата учителя выросла до 7 миллионов рублей

По сути, новый механизм финансирования создает определенную конкуренцию среди школ. Точно так же, как и экспериментальная система оплаты труда. До эксперимента зарплата учителя формировалась из оклада, 20-процентной премии и десяти процентов надбавки за педагогический труд. С января в 14-й и еще четырех барановичских школах перешли на новую систему оплаты. Теперь оклад называется отраслевым и зависит от стажа, категории и учебной нагрузки. А к привычным бонусам добавляются отраслевые выплаты. Отныне каждый педагог получает деньги за работу, которая раньше либо не оплачивалась, либо оплачивалась без учета фактических затрат времени.

Что это значит на деле? Директор СШ № 14 объясняет: с января существует перечень тех самых отраслевых выплат. Всего их двенадцать. Это системная работа по организации питания, оздоровление учащихся, участие в дополнительных воспитательных мероприятиях, в научно-практических конференциях, защита прав и интересов детей в неблагополучных семьях, а также преподавание на повышенном уровне. Также отныне отдельно оплачивается работа с одаренными детьми, участие в экспериментальной и инновационной деятельности и организация работы групп продленного дня. А если ты молодой специалист и работаешь по распределению, тебе также положена надбавка. Еще одна выплата — за особый характер работы в классе интегрированного обучения. Но в СШ № 14 ее нет: такие классы отсутствуют.

У каждой отраслевой выплаты есть своя градация в процентах, уточняет Николай Рудой. Например, за статус распределенного молодого специалиста автоматически прибавляют 15 процентов от отраслевого оклада. Если педагог активно работает с одаренными учениками, ему причитается до 20 процентов от отраслевого оклада. За организацию работы группы продленного дня немного меньше — до 2 процентов. Почему «до»? Все зависит от интенсивности дополнительной работы. Если классный руководитель организует питание всех своих учеников, к отраслевому окладу ему добавят все 15 положенных процентов. Если это лишь половина учеников, то не больше 10 процентов. Новую систему директор барановичской школы находит весьма эффективной, и тому есть веские причины:

— Если до начала эксперимента плата за классное руководство была не такой высокой и все старались избежать дополнительных обязанностей, то сегодня с отказом от них уже практически не столкнешься. За один только стопроцентный охват учеников питанием наши педработники получают до шестисот тысяч рублей. А ведь существуют и отраслевые выплаты за результативное участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, и многие другие. Педагоги поняли, что можно зарабатывать на всем, что делаешь в школе. И в какой-то мере это даже рождает здоровую конкуренцию в коллективе. Для всех созданы равные условия. Получать отраслевые выплаты могут все учителя. Было бы их собственное желание.

Преподаватель английского Татьяна Артюх, например, отдала предпочтение свободному времени. Она — не классный руководитель, занимается только подготовкой детей к олимпиадам и научно-практическим конференциям. Но все равно получает за это положенные отраслевые выплаты:

— Классное руководство — это занятость с детьми, дополнительная документация. Пока что я могу лишь дополнительно готовить учеников к олимпиадам и конференциям. Мне важно, что остается много свободного времени.

А вот у Елены Разумович, учителя русского языка и литературы из барановичской СШ № 14, другие приоритеты:

— Если можно заработать, почему бы не воспользоваться этой возможностью? Я классный руководитель, работаю с одаренными детьми, организую питание для своих ребят, провожу со школьниками и их родителями всю субботу. Конечно, на это нужно много времени и сил. Но времена, когда все ждали зарплаты, а не зарабатывали, прошли. Так что я готова чем-то пожертвовать, чтобы получить и радость от работы, и финансовый результат.

Впрочем, шансом зарабатывать больше воспользовались далеко не все педагоги. Если в январе учителей без выплат было чуть больше четверти от всего педколлектива, то к маю их стало около трети. Зато количество педагогов с четырьмя и более выплатами увеличилось с нуля до 2,5 процента. Похоже, что оценившие прелесть новой системы стали активнее пользоваться ее преимуществами.

Те, кто с пониманием влился в новую систему, уже пожинают первые плоды эксперимента. Если сравнить зарплату учителя математики в январе 2014 года с нынешней, то она выросла с 4,95 миллиона рублей до 7,7 миллиона. А средняя зарплата педработников в школах, где проходит апробация отраслевой оплаты, сегодня составляет примерно 7 миллионов рублей. В то время как другие педработники в Барановичах зарабатывают не более 5,4 миллиона. Благодаря нововведениям «экспериментальные» учителя обогнали по зарплате даже Брест и Брестскую область в целом.

Николай Рудой убежден, что новая система оплаты труда своей цели достигла. На примере пяти барановичских школ стало ясно: усовершенствовать оплату труда в зависимости от качества и результатов можно, а новая система довольно гибка и прозрачна. Поэтому в Барановичах надеются, что отраслевые выплаты станут привычными для всех школ города, а затем и области.

Александр Жук, первый заместитель начальника управления образования Брестского облисполкома:

— Эксперимент в Брестской области показал, что будущее за подушевым финансированием. Точно так же, как и в ситуации с отраслевой оплатой труда. Это правильно, когда сами школы заинтересованы в привлечении к себе учеников. А работа оплачивается исходя из того вклада, который сделал каждый учитель.

Источник: СБ Беларусь Сегодня
Автор: Артур ИВАНОВ