Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

62 12  Августа 2015 г.  в 23:00, показов: 15753 : История города Бреста

В конце 2014 года на одном из заседаний исторического клуба в редакции «Брестского курьера» я узнал от брестчанина Валерия Фоминского, что зданию, стоящему на противоположной стороне от железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» по улице Орджоникидзе, грозит опасность его частичного разрушения. И как брестчанин предпринял некоторые меры для его спасения. Были написаны обращения о  сохранении данного здания к председателю Брестского облисполкома Анатолию Васильевичу Лису, председателю Брестского горисполкома Александру Степановичу Рогачуку, а также министру культуры Республики Беларусь Борису Владимировичу Светлову.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука, так выглядит на сегодняшний день здание, в котором до недавнего времени располагалась товарная контора, принадлежащая Брестской дистанции гражданских сооружений ТРУП "Брестского отделения Белорусской железной дороги"

Статья сопровождена музыкой французского композитора Jean-Michel Jarre (Oxygene 4,  1976)

 

Архитектурный проект прошел госэкспертизу … без обсуждения брестчан…

Из статьи «Автовокзал или памятник истории? Так ставят вопрос брестские краеведы и историки», опубликованной в декабре 2014 года в газете «Брестский курьер», я узнал, как  было принято решение о постройки нового автовокзала. Изначально автовокзал планировали строить в районе пешеходного моста по ул. Орджоникидзе, но по каким-то причинам его перенесли в район, где расположено здание с башенками. Кроме того, при проектировании нового автовокзала, не провели надлежащего исторического исследования данного здания и прилегающей к нему территории. Без общественного обсуждения архитектурный проект прошел госэкспертизу.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

архитектурный проект нового автовокзала в Бресте в здании бывшей товарной конторы

По этому поводу главный архитектор Бреста (уже бывший) Валерий Георгиевич Кескевич сказал: «…Это здание не представляет никакой исторической и культурной ценности…». Вот таким, по сути, единоличным решением решилась судьба этого здания,  как в прочем решалась судьба многих исторических зданий в Бресте. Если этот произвол не остановить, навсегда уйдет в небытие для каждого брестчанина последний островок под названием «старый город».

Мое исследование исторической значимости здания с башенками и прилегающей территории

В ходе моего исследования было установлено, что здание построено предположительно в начале второй половины XIX века в период Российской империи. Что изначально в нем  было размещено, пока никто не знает, идет исследование. Здание построено, можно сказать, в готическом стиле. Две удивительные по архитектуре восьмигранные башенки (они стояли перед входом в здание слева и справа) с длинными стильными куполообразными крышами со шпилями, придавали зданию вид замка (в советское время в 1953 году башенки, как и само здание, были частично перестроены).

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Есть еще предположение, что это культовое строение, принадлежащее по всей видимости лютеранам. В период Великой Европейской войны (1914-1918) само здание не пострадало, в то время, как рядом стоящие жилые дома и железнодорожный вокзал «Брест-Цетральный» был в руинах после пожара. Так русские казаки уничтожали все жилое, чтобы ничего не оставить врагу. Когда Брест-Литовск стал польским городом, он именовался как Brzesc-Litewski.

На момент взятия поляками города, он в период Великой Европейской войны (1914-1918) во время оккупации германскими воинскими подразделениями по-немецки назывался Brest-Litowsk. После подписания 3 марта 1918 года Брестского мирного договора между военно-политическим блоком государств Центральных держав (Германская империя, Австро-Венгерская империя, Османская империя и Болгарское царство), Украинской Народной Республики и с Советской Россией город перешел формально под юрисдикцию Украины.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Российская почтовая открытка из коллекции Александра Пащука. Так выглядел ЖД вокзал Брест-Центральный в период Российской Империи

С этого момента он стал называться по-украински Брест-Литовьск (к украинской территории частично отошла часть нынешней Брестской области с городами уже с украинскими названиями Камянець-Литовський, Кобрин, Пружани, Пинськ и др.). Будучи формально украинским городом, он официально на тот момент звучал и писался по-немецки Brest-Litowsk.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Германская фото-открытка из коллекции Александра Пащука. Железнодорожный вокзал Брест-Центральный в период оккупации в Великой Европейской войне (1 мировая) Германскими воинскими подразделениями

Некогда прекрасный по своей архитектуре русский железнодорожный вокзал «Брест-Цетральный» представил перед взорами поляков, как «страшный полуразрушенный кирпичный массив».

Восстановлено из пепла нашими мужиками

Сожженное и полуразрушенное здание железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» было восстановлено и по-новому перестроено усилиями рабочих, а вернее нашими местными трудягами-мужиками.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Польское фото из коллекции Александра Пащука - укладка асфальта на перроне ЖД вокзала «Brzesc-Centralny» в 1920-х годах (ныне - Варшавская сторона вокзала)

Есть, правда некоторые чиновники, которые не хотят слышать, что железнодорожный вокзал «Брест-Центральный» был восстановлен после Великой Европейской войны в польское время. Почему-то желают услышать, что он восстановлен советской властью, даже в те годы…ай да «молодцы-мудрецы». Засучив рукава, рабочие в 1920-х годах отстроили, по сути, новый железнодорожный вокзал, который назывался уже на польском языке «Brzesc-Centralny». Восстановлением железнодорожного вокзала «Brzesc-Centralny» занимался архитектор Э.Гольдберг, прибывший для этого из столицы Польской Республики города Варшавы.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Польское фото из коллекции Александра Пащука, военнослужащие польской армии, стоящие на перроне ЖД вокзала «Brzesc-Centralny» в 1920-х годах, ныне - Московская сторона вокзала.

Во время реконструкции и переустройства железнодорожного вокзала «Brzesc-Centralny» внутреннее помещение здания с башенками использовался под пассажирский вокзал.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Польская почтовая открытка из коллекции Александра Пащука. Вид ЖД вокзала «Brzesc-Centralny» в период его восстановления в 1920-х годах

Начиная с 50-х годах прошлого столетия и до недавнего времени в этом здании размещалась товарная контора. Есть также информация, что в нем в советское время  проводили таможенный досмотр граждан, выезжавших заграницу.

Найдено место еще одного межевого каменного знака в Бресте

Буквально недавно мне прислали очень интересную фотографию, выполненную в сентябре 1915 года (прошел всего месяц, когда войска Германской и Австро-Венгерской императорских армий захватили город и крепость Брест-Литовск). На ней изображен разрушенный железнодорожный вокзал «Брест-Цетральный» и целое здание с башенками.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Германское фото из коллекции Александра Пащука. На фоне сожжённого рускими казаками ЖД вокзала Брест-Центральный справа стоит предполагаемоя мною молитвенный дом лютеран (бывшее здание товарной конторы). В левой части фото можно увидеть каменный межевой знак, встроенный в деревянный забор.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасенияНо главное, что недалеко от этого здания стоит межевой каменный знак (он в период Российской империи означал разделение территории Брест-Литовской крепости и земли города Брест-Литовска), установленный предположительно в 1830-х годах (по всей видимости, был уничтожен в советское время). Данный знак, как видно по фотографии, аккуратно был встроен в забор одного из участка, где проживала чья-то семья.

Удивительные люди жили в то время. Как бережно они сохраняли для нас историческое наследие, чтобы потом мы, обладая этим добром, не сохранили ни для кого ничего. Порой становиться тяжело осознавать, что живешь среди таких «варваров». Еще со времен советского периода мне в детском садике, в школе и военном училище говорили, что хороших людей в жизни всегда много. Очень хочется верить, что добро и любовь к памяти к прошлому  всегда будет побеждать над злом и безразличием…

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука, на фоне каменного знака - трёхлетняя дочь Алиция

На данный момент в Бресте остался единственный межевой каменный знак той эпохи, находящийся на углу улиц Гоголя и Ленина

Как хороши были каштаны и шелковицы …  

Чтобы городу Бресту построить новый автовокзал нужно место, которое могло бы не затрагивать не только интересы исторической застройки «старого города», а также не нанести вред зеленому ландшафту. Прошлое руководство города, как видно из результатов времени, это не интересовало. Им бы налепить что-нибудь «нечто» в удобном месте в старой застройки города, считая какое благое дело сделали для Бреста. По прошествии времени видны результаты этой деятельности.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Советская почтовая открытка из коллекции Александра Пащука. Вид одного из участка пл. Ленина в конце 1970г.

От крепкого желания сделать городу «нечто», были уничтоженные навсегда зеленные насаждения на многих улицах города, практически все «завалено» под каток асфальта или плитку. Каким цветущим городом до недавнего времени был Брест! Он просто утопал в зеленых насаждениях, еще со времен Советского Союза считался одним из самых зеленых уголков нашей необъятной в прошлом страны. Теперь в это тяжело поверить и представить, а ведь все это когда-то было… Сейчас мало увидишь на улицах цветущих каштанов, которые были «визитной карточкой» нашего замечательного города …Практически уже нет шелковиц или тутовых деревьев с растущими на них приятными на вкус ягодами. Вся улица Ленина когда-то была усажена этими деревьями…

Жить и отдыхать под симфонию Антонина Дворжака

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасенияВ том месте, где хотят построить новый автовокзал, развернуться просто негде. Ничем не отличается место нахождения старого автовокзала от предполагаемого нового, оба находятся в исторической части города. Предполагаемый новый автовокзал хотят «уместить как-то» рядом возле проходящих железнодорожных путей и проезжей части по улице Орджоникидзе. Недалеко от предполагаемого нового автовокзала находятся жилые дома и гостиница «Буг», находящаяся по ул.Ленина, 2.

Из архитекторов кто-нибудь подумал, каково будет людям,  живущим в своих квартирах с окнами, выходящими на автовокзал, и тем, кто отдыхает в гостинице «Буг». Ведь звучание моторов автобусов и шум людей, находящихся на автовокзале, будут создавать невыносимую шумовую обстановку.

Мало того, что порой бывает шумно от поездов, так в придачу этот предполагаемый автовокзал со своими автобусами и находящимися людьми,  даст настоящую симфонию звуков подобную той (особенно начало), которую  написал чешский композитор Антонин Дворжак (1841-1904), симфония №9 «Из нового света»...

Ровняться на Кобрин не мешало бы нам…

Почему не взять пример с города Кобрина, где местная администрации в свое время решила вопрос с новым автовокзалом великолепно. Старый автовокзал, который находился почти в центре города, был закрыт, а новый построили на окраине Кобрина. Он никому не мешает, жилые дома находятся на определенном расстоянии.

Никто не стал строить новый автовокзал в исторической части города,  потому что они свой Кобрин любят, берегут и чтят, в отличии от нас. Проект нового автовокзала в Бресте приняло прошлое руководство города, не посчитав нужным обсудить с общественностью… что еще можно сказать?

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета, новый авто-вокзал г. Кобрина

Уничтожено навсегда историческое здание на пригородном вокзале железнодорожной станции «Брест-Центральный». Возможно, такая же участь ждет здание с башенками…

Если новое руководство города захочет возобновить проект о постройке нового автовокзала, где находится здание с башенками, наш город Брест потеряет еще одно уникальное по архитектуре здание в полосе железнодорожного вокзала «Брест-Центральный». Одно из таких зданий город потерял навсегда в конце 2013 года, на католическое Рождество. Оно стояло у перрона на пригородном железнодорожном вокзале по улице Брест-Центральной,  28.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Российское фото из коллекции Александра Пащука, вид ЖД вокзала Брест-Центральный конца 19 века в период Российской Империи. В левом верхнем углу стоит кирпичное двухэтажное здание

Это здание было необыкновенное по архитектуре, с кирпичной мозаикой, выложенной на стенах и окнах. Но, как потом оказалось (уже после сноса), его в свое время не включили в реестр памятников архитектуры, и под шумок за несколько дней оно было безжалостно снесено. Из разговоров я узнал, что здание было крепкое. Построено оно было в 80-х годах XIX века, когда строился железнодорожный вокзал «Брест-Центральный», даже фигурировало на почтовых открытках конца XIX и начало XX века.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Немецкое фото из коллекции Александра Пащука. Снимок сделан с Варшавской стороны вокзала в период оккупации гитлеровцами г. Бреста,. В левом верхнем углу из-за вагонов видно кирпичное двухэтажное здание.

Даже гитлеровцы при оккупации Бреста в период Великой Отечественной войны это здание не тронули…

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Советское фото из коллекции Александра Пащука. Вид с привокзальной площади на здание, стоящее у перрона пригородного ЖД вокзала в 1950г.

Теперь это забытая история…нет дома…нет той улицы, на которой он находился…

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из сети интернет. Так до конца декабря 2013г. выглядело это здание.

Практически, ждет такая участь здание с башенками, в котором хотят разместить новый автовокзал. До сих пор его наши руководители города не внесли в реестр памятников архитектуры, даже министерство культуры Республики Беларусь характеризовало это здание как историческое. Потом, когда здание с башенками вдруг будут ломать, в очередной раз в газете укажут (а может и не укажут), что забыли внести в список исторического наследия, просто будут «молодцы»…Старый прием…

Вопрос у меня постоянно возникает к тем чиновникам, которые должны отслеживать и отвечать за сохранность старых построек в городе. Мне кажется, что они не хотят этим делом заниматься, им просто некогда об этом думать. Они получают свою «отсиженную» зарплату, да и все тут.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Создается такое ощущение, что у них непочатый край работы, им голову некогда поднять от такой «трудовой тяжести», в пору талоны на молоко за «вредность» выдавать им… Ну просто настоящие «сталевары - мартеновцы»…

Под слова пролетарского «Интернационала»…

Место, на котором находится здание с башенками, можно назвать историческим с большой буквы. Отсюда начинала «расти» улица (ныне ул. Ленина). Здесь стоял еще один межевой каменный знак. Все это можно уничтожить в один миг. Под асфальтом или плиткой навсегда будет уничтожено место, где стоял каменный знак, по которому будут раскатывать колеса машин и затаптывать ногами прохожие.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Деревья, которые окружают здание с башенками, пустят «на дрова». Вся эта ситуация напоминает мне пресловутые строки с международного пролетарского гимна «Интернационала»: «…Мы старый мир разрушим до основания, а затем, мы наш, мы новый мир построим…»

Блеск черепицы и позолоченный отблеск шпилей над восьмигранными башенками

Восстановленное здание с башенками в первозданный вид даст городу просто уникальный исторический объект (в городе нет таких зданий «замкового типа») с которого может начинаться туристический путь. Приезжающие гости в наш город на поезде первое впечатление получают о красавце железнодорожном вокзале «Брест-Центральный», а далее на горизонте появится это замечательное здание с восьмигранными башенками, покрытое в черепицу темно-оранжевого цвета, над которыми будут сверкать позолоченные шпили.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета. Вид ЖД вокзала Брест Центральный ночью

Вид самого здания из темно-красного кирпича будет излучать напоминание о Брестской крепости. А как оно будет красоваться в излучении подсветки ночью. Отблеск кирпича, черепицы, позолоченных шпилей и растущей возле него зелени придаст сказочный вид некоего замка. Приезжающих вечером или в ночное время суток на железнодорожный вокзал «Брест-Центральный» (особенно с Московской стороны вокзала), увиденный этот чарующий вид будет завораживать неописуемой красотой. Вот это будет настоящая гордость для нашего города, несравнимая с другими городами Белоруссии.

Увиденный мною предполагаемый крест на здании с башенками

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасенияИзучая детально фотографию, выполненную в сентябре 1915 года в оккупированном германскими воинскими подразделениями городе Brest-Litowsk, я обнаружил на фронтоне здания с башенками два темных небольших выступа. Один выступ поднят вверх, другой направлен в сторону башенки.

Все это мне напоминает крест установленный на фронтоне над главным входом в здание. Этот момент меня больше убедил в моих исследованиях, что это здание культовое, а точнее молитвенный дом лютеран. Возможно, я ошибаюсь, но истинна где-то рядом…

Построено до строительства железных дорог

Почему я говорю о том, что товарная контора это и есть молитвенный дом лютеран. Когда была проложена Варшавско-Тереспольской железной дорогой железнодорожная ветвь от города Тересполя до Брест-Литовска (1 ноября 1869 года прибыл в Брест-Литовск первый товарно-пассажирский поезд), а затем железнодорожная ветвь Московско-Брестской железной дорогой (6 ноября 1871 года было открыто по ней движение поездов), строительство новых зданий  (помимо тех которые относились к железной дороге) на пути и прилегающей территории не предусматривалось.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета

Следовательно, это здание было уже  построено до вышеуказанных событий. Расположение главной входной двери в этом здании - с севера на юг. Это характерно для лютеранских культовых строений.

Оказалась на окраине города Брест-Литовска

Возможно, у читателя возникнет вопрос, если это молитвенный дом лютеран, как вообще он там оказался? Дело, по всей вероятности, заключалось в политике Российской империи, особенно в отношении верующих католической, лютеранской и протестанской вероисповеданий. Если заглянуть в прошлое, можно увидеть, что католический костел Воздвижения Святого Креста или Крестовоздвиженский (он был построен в 1859 году) и молитвенный дом лютеран (предполагаю, что построен в конце 1850-х годов) были возведены на окраине города Брест-Литовска.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета. На фото в правом верхнем углу расположен костёл Крестовоздвиженский, стоящий на окраине города Брест-Литовска

Оба эти здания находились недалеко от межевых каменных знаков. Эти каменные столбы в то время означали разделение территории Брест-Литовской крепости и земли города Брест-Литовска. Из этого видно, что местная власть города, следуя политике Российского государства, старалась, как можно подальше вытеснить верующих вышеуказанных вероисповеданий из центра Брест-Литовска.

Здание с башенками сброшено как балласт

Как стало мне известно, товарная контора (здание с башенками) в свое время принадлежала транспортному республиканскому унитарному предприятию «Брестского отделения Белорусской железной дороги», а если точнее сказать к Брестской дистанции гражданских сооружений (адрес: г. Брест,  Минский 2-й переулок,7). Изучая более углубленно об этом здании я нашел в интернете на сайте на мой взгляд, интересную информацию.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Там представлен документ, а точнее сказать это приложение к решению Брестского областного Совета депутатов 20.12.2013  № 323. Этот документ называется «Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, в соответствии с которым Брестский областной Совет депутатов имеет право принимать решения об увеличении ставки налога на недвижимость на 2014 год». В разделе № 1  под названием «Сведения  о неиспользуемых капитальных строениях (зданиях, сооружениях), их частях» в городе Бресте указано под № 010040 товарная контора (называю это строение как здание с башенками). Думаю, что читатель внимательно изучив документ, для себя все поймет…

Новые временные хозяева…

После того как было принято решение о дальнейшем не использовании введении дистанции гражданских сооружений Брестская товарной конторы, она в 2014 году была передана в Коммунальное унитарное предприятие по оказанию услуг «Брестский городской центр по управлению недвижимостью» (ул. Ленина, 50).

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

В некоторых источниках указывают, что это за предприятие: «КУП «Брестский городской центр по управлению недвижимостью» - специализированное предприятие, созданное по решению Брестского городского исполнительного комитета в 2005 году, в целях повышения эффективности распоряжения и управления недвижимым имуществом городской коммунальной собственности»…  

Дано добро

Для того чтобы убедиться в правильности моего предположение, что некогда здание товарной конторы это и есть молитвенный дом лютеран, мне необходимо было попасть во внутрь и на территорию, где оно находится.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета, главный архитектор города Бреста Николй Николаевич Власюк

С этой просьбой я обратился к главному архитектору города Бреста, Николаю Николаевичу Власюку. Вопрос был решен для меня положительно.

Интересные находки говорят о многом

Мне и брестчанину Валерию Фоминскому пришлось побывать в том здании дважды, было это 31 июля и 3 августа этого года. Помимо моих съемок этого здания, я провел небольшие исследования. Мне удалось найти два кирпича темно оранжевого цвета или, как порой говорят, красный кирпич, а также небольшой кусок черепицы.

Кирпич с клеймом «БЛК 1888»

На одном кирпиче имеется клеймо «БЛК 1888». Это указывает, на то, что здание строилось в тот период, а возможно и раньше, как об этом я ранее писал. В те годы строительство культовых зданий растягивались на долгие годы, связано все это было c финансированием (это характерно и для нашего времени). Всем «миром» по чуть-чуть прихожане жертвовали свои копейки, чтобы построить храм веры и надежды. Как сказал мне брестский краевед Иван Чайчиц, такие кирпичи изготавливали на заводе недалеко от Брест-Литовска, в местечке Гершоны.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Каким образом он попал в кладку стен этого здания, мне неизвестно. Возможно, часть кирпича была закуплена, так-как не хватало строительного материала. Все это мои домыслы, как было на самом деле…

Кирпич с клеймом «Н»

На втором кирпиче имеется клеймо с латинской или русской буквой «Н». Как сказал мне краевед Иван Чайчиц, это польский кирпич.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Возможно, он был использован в ходе ремонтных работ, проводившихся в этом здании в польское время 20-х или 30-х годах прошлого века.

Черепица, украшавшая восьмигранные башенки и крышу здания

Больше всего мне хотелось найти черепицу, которой были уложены крыша здания и две восьмигранные башенки. Мне снова повезло, удача была на моей стороне. В одной из комнат, расположенных внутри этого здания, обнаружил шурф глубиной около 2-х метров.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

По всей вероятности это была проведена работа для осмотра фундамента здания. Предполагаю, что это было сделано для того, чтобы убедиться, в каком состоянии находится фундамент. Ведь в этом здании хотят обустроить помещение под новый автовокзал, где на его строение еще ляжет массивная крыша из металлоконструкции.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Как сказал директор Брестского проектного бюро ООО «Передовые строительные технологии» Анатолий Качуровский, который был на осмотре этого здания вместе со мной, фундаменту как минимум 100 лет, а возможно и еще больше. В культурном слое шурфа я обнаружил разбитые черепицы.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Для изучения черепицы я достал одну. Как видно на фотографии, она имеет темно-оранжевый цвет с интересным выступом.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Теперь я знаю, как выглядела черепица, украшавшая две куполообразные крыши восьмигранных башенок и крышу здания.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Интересные столбы внутри здания

Когда я впервые вошел во внутрь здания некогда товарной конторы, на меня произвели большое впечатление это просторный зал и два стоящих по центру металлических столба. Детально, осматривая  эти столбы, я увидел, что они состоят, из трех железнодорожных рельс выпущенных, по всей видимости, еще в период Российской империи.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Железнодорожные рельсы были связаны металлическими скобами и скреплены заклепками. Все рельсы окрашены в салатовый цвет.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Видны результаты работы, возможно, и советского времени. Примерно около метра от пола столбы с рельсами зашиты металлическим листом, крепленные на болтах и затянутые гайками. На одной из рельс, имелась фабричная надпись «А ЮРЗБ 0,97  Х».

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Валерия Фоминского

Откуда попали эти рельсы в Брест мне неизвестно. Поиск в интернете не дал никаких результатов. Надеюсь на помощь специалистов…

Загадочные комнаты в апсиде

Когда я обходил здание некогда товарной конторы, я обнаружил, что с обратной стороны его имеется одноэтажный квадратный выступ. Связавшись по мобильному телефону с историком из Гродно Натальей Григорьевной Канюк,  я узнал, что это апсида. Вообще, апсида в храме – это примыкающий к основному объему пониженный выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Находясь внутри здания, я увидел три отдельные комнаты, расположенные в апсиде. Одна находилась по центру, с одним окном. Две другие комнаты расположены от центральной по левую и правую стороны. В левой комнате имеется два окна, а в правой – одно. Другое окно заложено кирпичной кладкой. Как сказала мне по телефону  Н.Г.Канюк, расположение комнат в апсиде, похоже, как в лютеранской церкви.

Ждите загрузки ссылки для показа изображений!

По центру была алтарная комната, а две другие использовались под помещение служащих церкви. Вот такую интересную информацию я получил, когда осматривал здание бывшей товарной конторы.

Витражи ли это?

На двух фронтонах  здания (переднем и тыльном) некогда товарной конторы имеются полуовальные отверстия.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

Как мне представляется, это были витражные окна. Со стороны главного входа в здание на фронтоне окно заложено кирпичной кладкой.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

С обратной стороны здания на фронтоне есть окно. Если будут устанавливать на здание крышу из металлоконструкции под новый автовокзал, фронтоны с полуовальными окнами, по всей видимости, будут уничтожены.     

Убежище № 81

Обходя здание некогда товарной конторы, я обнаружил возле стены подвальный вход в убежище. Перед лестничным спуском в бомбоубежище еще висит табличка, на которой написано «Убежище № 81», напоминающая о былой принадлежности Брестской дистанции гражданских сооружений.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука

По всей вероятности, построено оно еще в советскую эпоху для защиты сотрудников «Брестского отделения Белорусской железной дороги» от оружия массового поражения. Что можно еще сказать по этому поводу?  А лишь то, что это здание, как культовое, не только хранило душу и разум прихожан, но и человеческую жизнь…  

Пострадало в конце июня 1941 года

Есть интересная фотография этого здания, сделанная гитлеровцами (правда, плохого качества). На ней можно увидеть, что часть крыльца главного входа в здание и восьмигранные башенки с куполами были повреждены от мощного взрыва боеприпасов. Они находились в вагонах на железнодорожных путях станции «Брест-Центральный». Произошло это событие в конце 20-х чисел июня 1941 года.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета

Ситуация была такова. После взятия гитлеровцами советского города Брест-Литовска во время Великой Отечественной войны была обнаружена на железнодорожных путях состав с боеприпасами. Он был оставлен бойцами и командирами Красной Армии при отступлении. Во время вывоза этого состава поездом из центральной части железнодорожной линии станции «Брест-Цетральный» произошел взрыв снарядов. Взорвано было около шести вагонов с боеприпасами. В результате взрыва погиб гитлеровский офицер, майор или гауптман Цан.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета

В последствии он был похоронен на территории Свято – Симеоновского собора.  По результатам проведенной проверки, какой-либо диверсии не обнаружено. Просто произошел несчастный случай. В следствии  этого взрыва повреждение получило не только здание с башенками, но стоящее на противоположной стороне возле перрона строение, относящееся к железнодорожному вокзалу «Брест-Цетральный».В основном пострадала крыша, уложенная черепицой. Теперь в этом здании расположен участок центральной доставки РУП «Белпочта» (г.Брест, пл. Привокзальная, 1).

Рассказал мне эту интересную историю директор брестского издательства «Полиграфика» Александр Михайлович Суворов. Он в свою очередь подчеркнул эту информацию из записей журнала 45-й пехотной дивизией.  Из всего ранее написанного об этом здании могу сказать одно, что это-настоящий бастион. Пережив две мировые войны, он может быть с легкостью уничтожен в мирное время городскими властями города Бреста…

Желанная помощь

В связи с возможной реконстукцией здания с башенками под новый автовокзал, для его спасения, решил связаться с лютеранскими общинами. Помимо моего звонка в Гродно пастеру лютеранской церкви святого Иоанна Владимиру Владимировичу Татарникову, я послал по электронной почте письмо в Московский Кафедральный собор святых  Петра и Павла епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР) епископу Дитриху Борисовичу Брауэру и в немецкую лютеранскую общину Св. Анны и Св. Петра города Санкт-Петербурга пастеру Михаэлю Шварцкопфу (написал ему обращение по-немецки).

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Епископ В.Е.Мейерсон

Позвонил еще епископу Самостоятельной евангелиско-лютеранской церкви в Республике Беларусь (СЕЛЦ РБ) Владимиру Евгеньевичу Мейерсону и в Посольство Федеративной Республики Германия в Минске.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Епископ Д.Б.Брауэр (слева), пастор М.Шварцкопф (справа)

Как человек в прошлом военный действовал тактически, стал «звонить в колокола»  по разным направлениям, в надежде, что кто-нибудь да услышит меня.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

пастор В.В.Татарников

Эта надежда у меня не умирает в душе…главное сохранить это строение...

Лютеранский молитвенный дом в Брест-Литовске?

В ходе более детального изучения здания с башенками я больше прихожу к выводу, что это здание культовое и принадлежало немногочисленной лютеранской общине в городе Брест-Литовске еще в период Российской империи. По своей архитектуре напоминает культовое здание западного стиля. Я и раньше предполагал, что это здание культовое, но когда узнал, что здесь хотят разместить новый автовокзал, решил заняться поиском информации об этом здании. Для начало мне хотелось узнать, была ли вообще лютеранская община в Брест–Литовске.

Как оказалось, что она была. Со слов брестчанина Николай Николаевич Власюк (его сын ныне главный архитектор города Бреста) мне стало известно, что в 1858 году по соизволению императора Российской державы Александра II-го в Брест-Литовске был образован Евангелиско-аугсбургский приход Младенца Иисуса в Вифлиеме.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Очень интересную информацию о лютеранской общине в Брест-Литовске нашел в одном из многотомников (их 39), составленном член-сотрудником Императорского Русского Географического Общества Генерального штаба подполковником Павлом Осиповичем Бобровским (1832-1905). Книга называется «Матерiалы для географiи и статистики Россiи, собранные офицерами Генерального штаба. Гродненская губернiя», часть 2, изданная в Санкт-Петербурге в типографии Иосафата Огризко в 1863 году.

В «Очерке городов замечательных мест Гродненской губернии», в разделе №2 под названием «Описание губернского и 8 уездных городов» есть описание о городе Брест-Литовске. Там есть информация о лютеранах. Хочу привести дословное описание: «Здания. Церквей православных две. Соборная церковь помещается в крепости, в здании бывшего монастыря базилианов  и другая неоконченная также в крепости, сверх того одна деревянная часовня. Последователи римско-католического вероисповедания на Кобринском форштадте одну каменную по-доминиканскую церковь и одну деревянную часовню. Лютеране – каменный молитвенный дом, а евреи каменную синагогу и 16 деревянных  молитвенных домов».

Еще указывается о лютеранах: «…пропорция евреев увеличилась на 28%; еще большая разница произошла в численности сравнительно с христианами: православных теперь считается 20%, католиков 9%, а лютеран 3%. На одного лютеранина три католика, семь православных и двадцать три еврея». Считаю, что информация интересная и, возможно, определяющая, чтобы утверждать, что здание с башенками это и есть лютеранский молитвенный дом, построенный в середине XIX века. Но на этом мои поиски не остановились. Мой взор обратился еще к одному интересному сборнику. Это «Календарь-Спарвочникъ гор. Брестъ-Литовска на 1912 годъ», изданный на средства Якова Михайловича Хмилевским в типографии И. Кобринца в городе Брест-Литовске. В разделе «Духовное Ведомство» указывается какие в Брест-Литовске были различные исповедания: православное, римско-католическое, иудейское и евангелическо-лютеранское.

Там же указаны духовные лица евангелическо-лютеранского исповедания, привожу их имена дословно: «Пасторъ Нейдорфъ-Нейбровскаго и Брестскаго приходовъ, Сигизмундъ-Августъ Льоппэ». В брошюрке «Календарь-Спарвочникъ гор. Брестъ-Литовска на 1913 годъ» в разделе «Духовное Ведомство» евангелическо-лютеранского исповедания есть изменения в духовных лицах, проводивших службу в Брест-Литовске, а именно: «Пасторъ Нейдорфъ-Нейбровскаго и Брестскаго приходовъ-(вакансiя). Завед. Белостокскiй Пасторъ Ф.Р.Цирквицъ». Как видно, духовного лица Сигизмунда-Августа Льоппе уже нет. Возможно, он умер или был сослан властями в ссылку за то, что пытался склонить православных перейти на веру лютеранскую. Конечно, все это мои домыслы…

Из всего вышеуказанного одно могу сказать, что лютеране в тот период в городе Брест-Литовске были и место, которое им дали под строительство молитвенного дома для проведения своих служб,  по моему мнению, именно то, где сейчас расположено здание с башенками. Для спасения этого здания я позвонил пастору евангелическо-лютеранской общине в город Гродно Владимиру Владимировичу Татарникову (с 2009 года он начал пасторскую службу в Гродно). В свою очередь пастор мне дал координаты историка проживающего в Гродно. Это Натальи Григорьевны Канюк, которая занимается не только историей Гродно, она изучает еще историю лютеранства на гродненщине.

Когда по телефону она услышала от меня имена пасторов евангелическо-лютеранской общины, проводивших свою службу в Брест-Литовске  в период Российской империи, имена этих духовных лиц были ей знакомы. Более того, фамилия Льоппе ей была известна. В губернском городе Гродно во времена Российской империи фамилия Льоппе фигурировала среди высокопоставленных чиновников. Я попросил, чтобы она еще нашла какие либо сведения или документы о лютеранском молитвенном доме в Брест-Литовске. Мне это необходимо  для того, чтобы прояснить картину о здании с башенками. Наталья Григорьевна пообещала мне помочь…

Как изменялось в количестве верующих лютеран в Брест-Литовске

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасенияВ середине XIX века в новом городе Брест-Литовске проживало людей примерно около 30-ти тысяч. Как указывал Павел Осипович Бобровский в книге под  названием «Матерiалы для географiи и статистики Россiи, собранные офицерами Генерального штаба. Гродненская губернiя», часть 2, в Брест-Литовске лютеран по вероисповеданию было около 3% процентов. Если взять и посчитать, это было около 1000 верующих. Для такого числа людей нужно было молитвенное здание, которое могло хоть какую-то часть вместить во время проведения духовной службу.

По моему мнению, здание с башенками как раз подходит по всем параметрам. К началу XX века верующих лютеран в Брест-Литовске стало меньше на много, с чем это связано не могу знать.

В подтверждение моих слов хочу представить информацию, которая отображена в сборнике под названием «Календарь-Спарвочникъ гор. Брестъ-Литовска на 1912 годъ», изданный на средства Якова Михайловича Хмилевским в типографии И. Кобринца в городе Брест-Литовске. В разделе «Население» вот что указано: «По последней народной переписи 1897 года, общее число жителей въ городе (безъ войскъ) определилось въ 46565 человекъ. Позднейшiя данныя городской статистикти цифру эту увеличиваютъ къ 1911 году до 53253 челов. (мужч. 26547 ч., женщ. 26706 ч.)

По национальности и вероисповеданiю населенiе подразделяется: на Русских (православные) 9641 ч., Поляков (католики) 6737 ч., Евреевъ (iудеи) 36537 чел., Немцевъ, частью принявшихъ русское подданство (лютеране) 220  чел., Французовъ (католики) 68 чел., Турокъ и татаръ (магометане) 44 чел., Армянъ (армяно-грегорiане) 5 чел.». Как видно из написанного, довольно существенно поредели ряды лютеран в Брест-Литовске по сравнению с серединой XIX века.  Почему такая большая разница в цифрах, тяжело что-то сказать по этому поводу. Возможно, ошибся при пересчете Павел Осипович Бобровский, когда в те годы он указывал в книге количество верующих лютеран в Брест-Литовске… Предположений и догадок много…

Лютеране в польском городе Brzesc-Litewski или Brzesc-nad-Bugiem

Информация, которую я укажу о лютерянах живших в польском городе  Brzesc-Litewski или Brzesc-nad-Bugiem, наработана брестчанином Николаем Николаевичем Власюком (старшим).  После Великой Европейской войны (1914-1918) уже в польском городе Brzesc-Litewski, был восстановлен приход для верующих лютерян как Нейдорф-Нейборский приход Младенца Иисуса в Вифлиеме Люблинского деканата. Из этого видно, что пастер Нейдорф-Нейборский дальше продолжал свою службу после войны, правда, в новообразованном государстве под названием Польская Республика.

На его попечении был приход уже не в русском городе Брест-Литовске, а в польском Brzesc-Litewski. Изначально размещалась лютеранская община в городе по ул. Kosciuszki (ныне ул. Гоголя, которая также именовалась еще в период Российской империи), а чуть позже - находилась в двухэтажном кирпичном здании на углу улиц  Steckiewicza и  Kosciuszki (ныне угол улиц Комсомольской и Гоголя).

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука. Жилое трёхэтажное здание по ул. Комсомольская, 54

Данное здание сохранено, находится по ул. Комсомольской, 54 (построено оно еще в период Российской империи). В настоящее время - это жилое трехэтажное здание (в советское время надстроили третий этаж и изменили форму проемов окон). Служба велась в этом доме на первом  этаже. Помещение было рассчитана примерно на 100 прихожан. Вел службу в те годы священнослужитель лютеранской общины Эдвальд Людвиг. На 1 января 1928 года в польском городе Brzesc-nad-Bugiem (c 12 февраля 1923 года он стал так называться и просуществовал с эти название по сентябрь 1939 года) было всего 108 прихожан евангелическо-лютеранской общины.

Из этого числа людей составляли 13 немецких семей и остальные поляки, которые, по всей видимости, принявшие лютеранство. Как видно, тенденция на убавление численности верующих лютеранской общины в Brzesc-nad-Bugiem происходила уже в польское время.

Лютеранская церковь (кирхе) на улице Zygmuntowska

В то время, когда молитвенный дом лютеранов использовался под пассажирский вокзал железнодорожной станции «Brzesc-Centralny», для евангелическо-лютеранской общины неоднократно вставал вопрос о построении церковного здания. Задуманная идея через некоторое время была осуществлена. Во второй половине 30-х годов прошлого столетия лютеранской общиной был выкуплен с разрешения магистрата Brzesc-nad-Bugiem небольшой участок земли у владельца Николая Козела, для строительства церкви. По проекту Юзефа Бараньского в 1938 году была построена  по ул. Zygmuntowska (ныне ул. Карла Маркса, 37, а в период Российской империи называлась Медовая) для  евангелистско-аугбургской общине (так указано в документах) в городе Brzesc-nad-Bugiem лютеранская церковь (кирхе).

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука. Рядом с кинотеатром Смена автостоянка, где когда-то стоял домик пастыря.

Построена она была на личные средства прихожан и военнослужащих 82-го Сибирского пехотного полка (вероятно среди них были военные евангелическо-лютеранского вероисповедания). Большой вклад в содействии строительства лютеранской церкви внес будущий настоятель Фигашевский. Построена эта церковь была в стиле конструктивизма. Чуть позже был построен недалеко от лютеранской церкви деревянный одноэтажный домик для пастыря. Домик пастыря находился на углу улиц  Zygmuntowska и Kosciuszki (ныне угол Карла Маркса и Гоголя). Если сегодняшним временем говорить, домик стоял напротив ресторана «Жюль Верна». Во время оккупации гитлеровцами нашего города (1941-1944 г.г.) в период Великой Отечественной войны, в этой лютеранской церкви проводились духовные службы для германских военнослужащих. После Великой Отечественной воны в 1945 году в помещении некогда лютеранской церкви обустроили детский кинотеатр со зрительным залом на 130 мест. В 1946 году в городе Бресте по ул. Карла Маркса, 37 распахнул свои двери для посетителей детский кинотеатр под названием «Смена». Когда я учился в СШ № 20 (1976-1986 г.г.), нас в начальных классах часто водили на просмотры детских художественных фильмов в кинотеатры «Беларусь» (некогда здание Хоральной синагоги) и «Смена».

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета. Некогда деревянный домик пастора, разрушен в 1970-х годах

Порой я сам самостоятельно ходил в кинотеатр «Смена». В этом кинотеатре мне особенно запомнились увиденные советские фильмы, это: «Маленький сержант» (вып. 1975 года), «Робинзон Крузо» (вып. 1972 года, главную роль исполнял Леонид Вячеславович Куравлев) и «Пираты XX века» (вып. 1979 года). Мною найдена интересная информации советского времени о детском кинотеатре «Смена» в городе Бресте. В ней говорится: «…За большую работу по пропаганде советского киноискусства среди детей и молодежи, в 1979 кинотеатр награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР». Просто нет слов, по истине историческое здание... После распада Советского Союза еще какое-то время кинотеатр работал, но потом  был закрыт.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из архива Александра Пащука.

В данный момент в этом здании размещена рекламная мастерская c названием «Belinter Market». С приходом новых хозяев были убраны оригинальные по дизайну деревянные двери, стоявшие на центральном входе. Теперь на их месте установлены металлические двери с вывеской с названием вышеуказанной фирмы. Домик пастыря разобрали ещё в советское время в 70-х годах прошлого столетия. Теперь на его месте небольшая стоянка для автомобилей. Вот такой печальный закат исторического здания и места…В который раз мы наплевательски относимся к своей истории ради какой-то сиюминутной выгоды…Я вижу, что жизнь нас  так ничему хорошему не научила…

В некоторых публикациях порой указывают, что стоящее здание по ул. Карла Маркса, 37, это бывший костел имени Антония Падуанского. В «Учреждении «Государственного архива Брестской области» (ул. Хоружая,15) в документах польского времени о лютеранской церкви черным  по белому написано на латинском языке «Parafia Ewangelicko-Augsburska»…

Лютеранская каплица (часовня) в Brzesc-nad-Bugiem

Есть информация, что по ул. Unii Lubelskiej (ныне ул. Ленина, а в период Российской империи последнее название было Романовский проспект) в каком-то месте стояла лютеранская каменная гарнизонная каплица Младенца Иисуса в Вифлиеме. Освещена она была в 1925 году. Возможно, каплица стояла недалеко от здания с башенками, ведь предполагаемый молитвенный дом лютеран стоял по ул. Unii Lubelskiej. Вот такие интересные факты «всплывают»…

Как хорошо нынче смотрится лютеранская церковь (кирхе) святого Иоанна в Гродно

Когда я служил офицером в Вооруженных силах Республики Беларусь, а затем в Пограничных войсках Республики Беларусь в Брестской Краснознаменной группе имени Ф.Э. Дзержинского, в это время я учился на заочном факультете правоведения в Гродненском государственном университете имени Янки Купала (с 1993 по 1998 годы).  Мне приходилось видеть воочию, как выглядела лютеранская церковь (кирхе) имени Иоанна в те годы, просто было жалко смотреть, как такая красота разрушалась прямо на глазах. Построена лютеранская церковь святого Иоанна в 1843 году.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото-открытка из интернета. Так выглядела лютеранская кирхе Св.Иоанна в 1912г. в период Российской империи

После Великой Отечественной войны в этой церкви обустроили архив, который находился до 1994 года. В 1995 году это здание было передано лютеранской общине города Гродно. Сегодня это единственный действующий в Республики Беларусь лютеранский храм. При помощи городских властей города Гродно в лице «Гроднопромстрой» была восстановленная лютеранская церковь святого Иоанна. Правительство Германии выделило 120 тысяч евро на реконструкцию этой кирхе (их получили за работу наши белорусские работники, вот вам и приток капитала). К этому участию осталось не безразлично предприятие Гродненского мясокомбината. За свои кровные деньги изготовили 12-ти метровый главный шпиль для этой церкви.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета, вид на лютеранскую церковь в разные периоды, слева - архив, справа - ныне восстановленное здание

В ночь на 3 июня этого года его установили на главной башне лютеранской церкви. Просто супер и молодцы! Как хорошо, что городские власти и предприятие пошли с пониманием на встречу гродненской общественности, вот это настоящая консолидация двух сил, дающая настоящие результаты…нам бы так…Для чего я все это написал? Для того, чтобы наша брестская общественность наконец-то зашевелилась, а городские власти нашего города переняли опыт у наших западных соседей, науку под название «как побеждать» в хорошем понимании этого слова. Вот бы нашему руководству города взяться за восстановление молитвенного дома лютеран к 1000-летию Бреста. Ведь гродненчане лютеранскую церковь уже включили в свои путеводители, теперь это новый туристический объект.

Город Гродно получает в бюджет от притоков туристов деньги…Когда наши власти города начнут по нормальному думать… Будем надеяться, что когда-нибудь c мертвой точки что-то сдвинется…наверное…

Краеведческий музей в здании лютеранской церкви (кирхе) в Полоцке

Мне хотелось рассказать, как культовое здание в Полоцке не снесли, а приспособили под краеведческий музей. В декабре 1888 году в городе Полоцке была построена для небольшой лютеранской общины (850 человек) кирпичная лютеранская церковь (кирхе), названная в честь Святой Марии. В период советской власти лютеранская церковь в 1924 году была закрыта. В начале 1930-х годов из Софийского собора в эту церковь перевели Окружной краеведческий музей.

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из интернета - так в настоящее время выглядит лютеранская церковь св. Марии, в котором находится Краеведческий музей г. Полоцка

После Великой Отечественной войны в этом здании был обустроен городской кинотеатр, а позже там хранили зерно. Начиная с 1948 года в здании некогда лютеранской церкви стал располагаться краеведческий музей города Полоцка, который существует и по ныне. Вся эта ситуация напоминает события, происходившие некогда в Бресте. В 1948 году был закрыт католический костел Воздвижения Святого Креста или Крестовоздвиженский. В 1950-х годах в этом здании разместили краеведческий музей,  просуществовавший до 1990 года. В том же 1990 году музей был закрыт и лишь годы спустя в 2001 году его вернули вновь верующим. Я это написал для того, что если у нас в Бресте нет лютеранской общины, то в задании с башенками или в молитвенном доме лютеран можно организовать музей железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» с его замечательными экспозициями. На сегодняшний день бедный музей вокзала ютиться, где попало, места нет не только для экспозиции, но и для хранения экспонатов. В этом здании можно сделать свои передвижные выставки, приезжающие в наш город коллекционеры. Выставляя на показ все самое лучшее.

Там же еще можно обустроить место под орган и послушать чудную музыку. Для лютеранской общины (если она будет вообще) можно выделить дни, когда в свои праздники они смогут проводить свою службу.     И еще мне хотелось написать. Как бы не относились к периоду советской власти, могу сказать одно, что, превращая культовые здания в музеи, они этим способом спасали и сохраняли (может не в полном виде) их от неминуемой гибели.  Очень бы хотелось, чтобы наши городские власти не повторили глупостей и ошибки наших отцов и дедов…   

Начало туристического маршрута

Отсюда можно начинать туристический маршрут передвижной или пешеходный по городу. А как это место заиграет, если недалеко от здания с башенками найдут то место, где стоял межевой каменный знак. На  фоне восстановленного межевого знака жители и гости города смогут сфотографироваться, тем самым, прославляя историю города Бреста на своих фотографиях. Все это можно сделать для людей. Для этого нужно всего чуть-чуть, любовь и уважение к памяти к прошлому…

Ответ от министерство культуры Республики Беларусь на мое обращение о сохранение здания с башенками

P.S.: Хочу представить читателю ответ, полученный из министерства культуры РБ за подписью заместителя  министра культуры РБ  Александра Анатольевича Яцко:

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

Как видно из ответа, министерство культуры РБ готово пойти на встречу брестчанам в сохранении здания с башенками и окружающим его местом. Последнее слово осталось за руководством нашего города…

Надежда на наше руководство…

Очень хотелось бы верить, что наши городские власти наконец-то обратят внимание на общественное мнение брестчан по поводу сохранности исторического наследия нашего прекрасного города Бреста и предпримут все усилия  для этого. Как бы хотелось, чтобы новое руководство города не повторила тех «смертельных» ошибок по отношению к старым застройкам города Бреста, над которыми так «успешно» трудились днями и ночами «трудяги стахановцы» прошлого руководства города…

Встреча с главой города Бреста

Для того чтобы быть не голословным по поводу спасения здания с башенками, я решил обратиться к председателю Брестского горисполкома Александру Степановичу Рогачуку. Записался я на прием к нему на 26 августа этого года. Очень хотелось бы чтобы, глава города прислушался к моим словам о сохранении исторического здания, как в прочем и об остальных строений «старого Бреста». Думаю, что к этому моменту придет экспертное заключение от историков и архитекторов из Гродно, в котором будет указано здание бывшей товарной конторы на самом деле это некогда молитвенный дом лютеран или другое культовое строение.

Брестчане спасите наше наследие

Прошу всех брестчан, кому дорог наш город, по возможности, предпринять все усилия по сохранению здания с башенками. Таких зданий как это, за 100 лет, в Бресте остались буквально единицы. Здание оригинально еще тем, что оно не горело и не разрушалось, когда две ужасные войны прошли через наш город. Специалисты говорят, что фундамент и стены этого здания крепкие.   

Здание с башенками возле железнодорожного вокзала «Брест-Центральный» ждет спасения

фото из собрания Петра Ольшевского, вид с верху на здание с башенками в 1916г.

Вот приоткрыта еще одна страница истории связанная с нашим прекрасным и замечательным городом Брестом.

Обращаюсь ко всем, у кого есть какая-либо информация  или фотографии о здании с башенками, прошу связаться со мной по эл. адресу: ([email protected]). Буду, благодарен и признателен за оказанную помощь.

Статья сопровождена музыкой французского композитора Jean-Michel Jarre (Oxygene 4,  1976)

Спасибо всем, кто прочитал мою статью! С уважением, Александр Пащук.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Александр ПАЩУК
брестский краевед
Виртуальный Брест



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


Александр Пащук_гость 2017-04-05 23:39
Уважаемый Виталий, напишите мне, пожалуйста, на эл. адрес (он указан в конце статьи), есть к Вам вопросы. С уважением, Александр.
0

Vitali_гость 2017-02-20 01:36
Уважаемый Александр,
Вам пишет Виталий Михальчук, спасибо за статью и проделаную работу. Но данное здание ничего общего не имеет с культовой постройкой, тем более протестантской - по всем параметрам: стиля, архитектуры, членение пространства соответственно литургических функций, размерам, дате строительства, и востребованности в свое время - можно сказать, что угодно, но только не то, что это культовое здание. Что бы было смешнее, мы часто смотрели с другом на это сдание, не раз проважая в дорогу мы всматривались в это здание, мы строили искуствоведческие шутки, что это древняя базилика, что мы в Риме, стоим перед Санта-Сабина, которая нас проважает...!!! Это не культовое здание, по всем параметрам, это просто не возможно, ни как, а обратное - то что это "хозяейственная постройка" вокзала - не толко возможно но и доказуемо само собой, по тем же параметрам. Только лишь нео-ромаские черты всего вокзала Брест-Литовска, того царского, могут быть эхом, иногда очень навязчивым, сакральных сооружений минувшей эпохи, когда строили большей частью сакральные постройки, а единство стиля роднило с ними, до идентичности, и светские. Это прекрасный ангар, как ангарами были первоначально и римские базилики, огромные пространства, чтобы поместить людей, которые лишь потом стали храмами, превратившись как у Мандельштама в - "Соборы вечные Софии и Петра, амбары воздуха и света, зернохранилища вселенского добра, и риги Нового Завета". Вот и это такой ангар, в котором сейчас можно было бы сделать прекрасный православный храм, полный древних реминистенций и современного искусства!!!!

+2

Gurock 2015-08-16 11:48
ИМХО: в ходе обсуждений с специалистами выскажу сомнения по поводу принадлежности данного здания к лютеранской церкви:
1. Архитектурных решений с выступающими вперёд башенками в лютеранских церквях практически не наблюдается - они(башенки) идут или на одном уровне с главным входом или вообще "позади" него.
2. Алтарная часть - всегда круглая.Хотя это может быть и дальнейшая перестройка.
+3

Яўген_гость 2015-08-15 17:40
Наконт вакзалаў. Аўтавакзал абавязкова трэба пасадзіць паблізу чыгуначнага. Бо чыгуначны да яго не перанясеш. Гэта закон лагістыкі такі, каб людзі не блыталіся ў пошуках, хто вандруе. Не разумеюць гэтага таму што самі сядзяць дома, як карчы. І даўно ўжо трэ было пасадзіць яго там, дзе заканчваецца пешаходны мосцік. Але, як у анегдоці "Вася апярэдзіў", то апярэдзілі БПСМ-ы, паставілі жылы дом. Кралі мабыць на ім, ніяк не маглі скончыць...дала ім грошай дзяржава нібыта, каб закрыць тухлую справу, і болей ніколі. Але заракалася сьвіньня г.. есьці... Будуюць у крэпасці цяпер.

За мостам дэпо, яго зносіць ці варта. Тады або шанхайчык улучна з табачнай фабрыкай раскіданай, або прыватныя дамы з другога боку Маставой, або неяк асвоіць пляц перад прыгарадным вакзалам, з боку Маставой.
+2

Gurock 2015-08-16 11:34
Сообщение от Яўген_гость
Будуюць у крэпасці цяпер.



Уже перестали - деньги закончились...

+1

ыукп_умшд_гость 2015-08-14 00:15
Иногда так смешно когда люди цепляются к кактой мнимой историко-культурной ценности... Ну здание старое ну и что?? Но ведь толку от никакого. Туристы приезжая в к нам на поезде оочень бы хотели видеть рядом автовокзал. И здание отвратительной архитектурной наружности им совсем не интересно. Искать у нас в Бресте красоту от построек 20-30гг - это глупо.Посмотрите на настоящую ценность в том же Львове, Кракове - сами придёте с кувалдой и начнёте сносить эту нелепость. А что до автовокзала в Кобрине - был там не раз, и каждый раз вспоминал матом того кто построил на окраине города вокзал. Город должен быть УДОБНЫМ, современным и красивым. Развиваться и смотреть в будущее а не сожалеть о сомнительных постройках...
-16

Алексей._гость 2015-08-14 14:48
Плюсую. Брест - город-новодел, самому старому зданию полтора века. Стоит на улице Ленина рядом с театром. Часть улицы Советской - Миллионная и Полицейская - в 19 веке была застроена еврейским магазинами - скоростроями - строили быстро-но не качественно, все сейчас трескается и рушится. Можно посмотреть много прекрасных красивых зданий, которым лет 200-300, в других городах. Питер (по умолчанию), Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Ула-Удэ, Хабаровск, Владивосток (вообще русский Сан-Франциско, разрыв шаблонов).
-12

Туристас_гость 2015-08-14 13:34
Каждому городу досталась своя история и свои артефакты. Вы еще Брест с Римом сравните! А если Вы не видите красоты построек 20-30 гг. и считаете их "нелепостью", мне Вас очень жаль. Современными и красивыми должны быть новые микрорайоны, а центр должен быть историческим и узнаваемым через десятки лет, и нести на себе отпечатки той истории, которую именно этот город пережил.
+17

Gurock 2015-08-14 09:22
Ну да - давайте снесём все исторические здания и налепим новостроя,только вот тогда на что тогда будут смотреть приезжающие туристы,да и будут ли они тогда ездить к нам в город ведь новодельного ширпотреба в любом городе хватает? А про современное архитектурное оформление вообще лучше промолчать...
+17

Михалыч_гость 2015-08-13 20:21
Статья произвела двоякое впечатление. Ссылки на фото даются на свое же имя. Вся статья пронизана проблемами Лютеранской церкви. такое впечатление, что это заказ от общины, которая добивается возвращения этого здания. Автор не удосужился узнать, кто такой архитектор В.Г.Кескевич. который ни когда не был гл. архитектором города и естественно не принимал высказанных в статье решений. Фамилия скорее бралась из статьи, где говорилось о нем, как о главном архитекторе проекта (ГАП). Такая должность есть во всех крупных проектных организациях. Да еще и музыка...Как любят свои проповеди проводить в лютеранских церквях. А высказывание о Великой Европейской войне...это что то...Этот термин был озвучен в статье газеты "Гардиан" и только. А в историю она вошла, как первая мировая война.
-13

Администратор 2015-08-14 12:00
По поводу Европейской войны автор пояснил следующее: название 1-я мировая она получила значительно позже, во времена самой войны она называлась европейская война, иногда - с дополнением великая. Так что "гардиан" просто немного образованней, у нас хоть и не принято писать таким образом, более расхожее выражение - 1-я мировая, но всё же Европейская война - историческое название.

В доказательство публикуется фото, подписанное в Брест-Литовске офицером Русской императорской армии, врачом 321-го Окского пехотного полка Константином Турбановым (лицевая сторона) :





на которой надпись (на обратной стороне) - Европейская война.



+9

Gurock 2015-08-13 23:03
Скорее всего лютеранская церковь даже не знала про сохранившуюся историю
+9

бресчанка_гость 2015-08-13 19:47
автор просто молодчина. умница.прислушайтесь люди к крику души автора и присоединяйтесь к поиску старой истории в нашем городе пока еще не до конца замурованном в стекле и силиконе.
+21

Алексей._гость 2015-08-13 17:45
Статья отличная!
Материала автором добыто немало!
Но где описание героической защиты вокзала в начале Войны силами милиции? Этот подвиг можно сопоставить с подвигом защитников Крепости. Ведь вокзал, в отличии от Крепости, имел крупное стратегическое значение. Защитники вокзала серьезно повредили планам наступления единофашистоевропейцев.
В статье опять проповедуется оголтелый евроцентризм. Надо помнить, что молодое, только что образованное польское государство, начало не с восстановления вокзала, а строительства концлагерей для уничтожения населения. (все русские по умолчанию причислялись к коммунистам). Можно исчерпывающе почитать здесь: ссылка или здесь: ссылка или здесь: ссылка Не даром Брест за время правления Польши (19 лет) пришел в упадок. А после нахождения в объединеннойЕвроперейхе насчитывал 15 тысяч жителей.
А байки в статье - как немцы духовность с 41-ого по 44-й поднимали и всех кашей кормили - для борцунов и скакунов. Про культурность европейцев, которые к 19 веку только мыться научились, в полной мере можно судить по разрушенному Петродворцу, Блокаде, гадящим на бортик бассейна в Турции немцам.
Автовокзал действительно лучше построить рядом с ЖД вокзалом. Как в Минске. Неоднократно слышал от гостей города, особенно от приехавших из Витебска, о неудобном расположении.
Да и не было никакой Великой Европейской Войны. англ. The Great War, фр. La Grande guerre, рус. Великая Война.
-14

Сергей2588_гость 2015-08-14 00:12
Я вас умоляю, какая героическая защита вокзала? Все сидели по подвалам, не высовывая носа, особенно милиция. Оборона вокзала - это миф. Изучили бы вопрос глубже, прежде чем так уверенно утверждать
+11

Алексей._гость 2015-08-14 15:05
Тот самый Отто Скорцени
"То же самое было в районе Брестского вокзала, - писал Скорцени. - Там войска противника сосредоточились в глубоких вокзальных подвалах и
отказывались сдаваться. Как я узнал позже, пришлось затопить подвалы, так как оказались неудачными все другие попытки взять вокзал"
+1

Опубликован 2015-08-13 21:20, удалён модератором - Почему?
223344_гость 2015-08-13 19:45
Вам сюда.
ссылка "....И умоляю,не читайте перед обедом советских газет..."!!!!!
А также не путайте теплое с мягким !
+3

Алексей._гость 2015-08-14 13:39
Прочитал. Про бодание "местных" и "восточников" много написано. Кому в провинции вообще нравятся приезжие, даже соседи с соседнего села? Кому понравится потерять теплое насиженное место на провинциальной станции, когда приезжают спецы и стоят крупный транспортный узел. Многие из населения желали бы остаться в Польше, отсюда и антисоветское подполье, заранее организованное. В Бресте и сейчас иногда высказывают мнение, как хорошо-бы жилось, относись Брест к Республике Польше. Отсюда и негатив.

Читаем вырезанный фрагмент внимательно:
" До января 1940 года узел Брест работал только на узкой колее.
Кадры на первый период оставались местные, причем исключительно засоренные вредными слугами польских панов, офицерами, озоновцами, жандармами, шпионами, провокаторами и т. д. Командный состав был исключительно польской национальности."
К 01.04.1940 в основном командные должности занимаются присланными с железных дорог Союза.
В кратчайшее сроки проведена глубокая модернизация:на участке Брест-Барановичи колея была перешита с 1435 мм на 1520 мм, установлены современные средства связи и управления, поступили транспортеры, запущены рампы, селекторная связь охватила все станции. Интенсивность движения возрастала на глазах. Дополнительные ширококолейные пути до Тересполя и дальше, до товарной станции Малашевичи. В довес к существовавшим в то время.
По вечерам бесплатно демонстрировали кинофильмы.

Про первые часы войны- как будто писали два человека, одно предложение противоречит следующему. В одном предложении и бомбежек не было, в другом - в первый час - двадцать бомб, обстрел Граевки и Северного. В одном предложении - об отсутствии диверсантов - в другом - об пропаже связи и света.

0

Алексей._гость 2015-08-14 13:54
Тот самый Отто Скорцени
"То же самое было в районе Брестского вокзала, - писал Скорцени. - Там войска противника сосредоточились в глубоких вокзальных подвалах и
отказывались сдаваться. Как я узнал позже, пришлось затопить подвалы, так как оказались неудачными все другие попытки взять вокзал"
-2

Gurock 2015-08-13 19:06
Согласно переписи 1939 года население Бреста составляло 55 679 человек.
+3

Алексей._гость 2015-08-14 12:48
в 1944-м году, при освобождении, чуть более 15 тысяч.
+2

DD_гость 2015-08-13 16:55
Эта статья гораздо лучше чем все статьи якобы "историка" Карповича - непредвзято, с уважением ко всем брестчанам!
+9

121_гость 2015-08-13 16:11
Автор конечно, молодец, но музон в фоне неожиданный. Как хорошо, что такая "одарённая" новость всего лишь одна, иначе пришлось бы "наслаждаться" какофонией из-за нескольких открытых вкладок...
-3

Gurock 2015-08-13 13:06
Вот уж не думал я,делая это фото,что в скором времени это здание варварски уничтожат...
 :bad:


+23

Gurock 2015-08-13 13:08
Хотя зданий сделанных по очень похожему проекту в городе ещё осталось немало,но сохранность архитектурных форм у этого была одной из самых-самых...
+19

Беломор 2015-08-13 12:06
"Для изучения черепицы я достал одну. Как видно на фотографии, она имеет темно-оранжевый цвет с интересным выступом."
Выступом укладывалась вниз, он служит как зацеп для крепления к обрешетке.

+10

Беломор 2015-08-13 12:00
Не знаю кому как, а мне интересно и печально читать такие статьи. Все - таки красивый город у нас был (старые фото), не экономили на архитектурных изысках. Чего стОят кирпичные фасады с фигурными украшениями, видно, что архитекторы - строители вкладывали в них душу, строили на века. Даже те, которые дожили до наших дней в большинстве своем фасады замазаны краской, сбиты украшения. Жаль, что Стараго города остается все меньше. Историческая часть застраивается так, что и на стилистику "старого" не похожа. Все в "термошубе" и металлочерепице по-дешевле.

+31

ямато_гость 2015-08-13 11:46
Вот Вы пишите что : (чиновники)Они получают свою «отсиженную» зарплату, да и все тут.
Но это далеко не так- они еще получают от инвесторов
"бублики"
+22

РА_гость 2015-08-13 11:42
Однозначно, оставить здание надо!!!
+29

Опубликован 2015-08-13 11:20, удалён модератором - Почему?
454356783_гость 2015-08-13 11:18
Епископ Д.Б.Брауэр (слева) похож на Харламова )))
+4

Тутейшы_гость 2015-08-13 10:46
Статья отличная. Но. Бресту нужен современный автовокзал и желательно рядом с ЖД вокзалом, для удобства миллионов путешествующих людей. Какое решение проблемы вы предлагаете? Пусть стоит разваливается, построить ещё одну церковь, что делать?
Моё мнение, строить автовокзал и точка.
-6

vk.com/brestlitovski_гость 2015-08-14 00:06
Сообщение от Тутейшы_гость
Бресту нужен современный автовокзал и желательно рядом с ЖД вокзалом, для удобства миллионов путешествующих людей. Какое решение проблемы вы предлагаете? Пусть стоит разваливается, построить ещё одну церковь, что делать?
Моё мнение, строить автовокзал и точка.


Вот именно эта безаппеляционная категоричность и выдаёт в якобы "тутейшем" типичного "понаехавшего", живущих по принципу: Ломать - не строить: душа не болит.
Наши люди - коренные брестчане, полешуки - так себя не ведут.

Статья Александра Пащука замечательная, но это прежде всего статья историческая, обозначившая реальную проблему сохранения здания, представляющего историко-культурную ценность, перспективные же архитектурно-градостроительные и транспортные решения - не её тема.
Предлагать их могут и должны брестчане.
В том числе и в порядке общественного обсуждения планов решения властями транспортных проблем города и региона. А проблем этих накопилось достаточно для целого ряда таких статей.
+10

Джуга_гость 2016-10-16 00:14
Сообщение от vk.com/brestlitovski_гость
Сообщение от Тутейшы_гость
Бресту нужен современный автовокзал и желательно рядом с ЖД вокзалом, для удобства миллионов путешествующих людей. Какое решение проблемы вы предлагаете? Пусть стоит разваливается, построить ещё одну церковь, что делать?
Моё мнение, строить автовокзал и точка.

Вот именно эта безаппеляционная категоричность и выдаёт в якобы "тутейшем" типичного "понаехавшего", живущих по принципу: Ломать - не строить: душа не болит.
Наши люди - коренные брестчане, полешуки - так себя не ведут.

Статья Александра Пащука замечательная, но это прежде всего статья историческая, обозначившая реальную проблему сохранения здания, представляющего историко-культурную ценность, перспективные же архитектурно-градостроительные и транспортные решения - не её тема.
Предлагать их могут и должны брестчане.
В том числе и в порядке общественного обсуждения планов решения властями транспортных проблем города и региона. А проблем этих накопилось достаточно для целого ряда таких статей.


Так конкретика будет или нет. Что вы предлогаете делать с автовокзалом
0

tythhgh_гость 2015-08-13 11:43
Сообщение от Тутейшы_гость
миллионов путешествующих людей

 =)
+13

Тутейшы_гость 2015-08-13 22:18
Не нашёл статистики по Брестскому автовокзалу, но Гродненский за год обслужил 1,4 миллиона пассажиров. И вот такие люди как вы рассуждают о теме, не представляя масштабов даже приблизительно.
-10

Опубликован 2015-08-13 22:06, удалён модератором - Почему?
фыва_гость 2015-08-13 11:21
Тутэйши поддержу +100%
-7

мышара_гость 2015-08-13 11:21
для удобства миллионов путешествующих


Покажите мне эти миллионы путешественников, которые в Бресте пересаживаются с поезда на автобус.  :D  =)  :ups:

+20

Опубликован 2015-08-13 22:04, удалён модератором - Почему?
Тутейшы_гость 2015-08-13 21:59
А вы думаете за год не наберется ???!
-6

мышара_гость 2015-08-13 10:41
Автовокзалу самое место было бы на востоке, где-нибудь в районе Тельмов, чтобы ни один автобус не фигачил через весь город. Бред когда автовокзал де-факто находится на западной окраине, при этом в западном направлении с него ничего вообще не ездит.
+1

рысь_гость 2015-08-13 09:57
А сколько Униатских церквей пострадало от рук руских казаков. Царские каратели, ничего создавать были не способны, только разрушать чужое наследие. Нет им прощения.
+10

мышара_гость 2015-08-13 10:30
Большевики куда покруче казаков отличились.
+15


Страницы: [1] | [2] [Следующая] | [Последняя]