Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

28 25  Июля 2015 г.  в 01:43, показов: 10570 : История города Бреста

Всем брестчанам знакомо здание Крестовоздвиженского костела, который расположен на ул. Ленина, 34. Большинство из нас даже неоднократно там бывали, слушая завораживающие концерты органной музыки. Некоторые даже помнят реконструкцию этого здания, проведенную в конце 90-х годов прошлого века. О непростой истории костела и пойдет рассказ в нашем материале.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Территория костела, обнесенная каменным забором

На фото 1 изображен Брестский областной краеведческий музей, который располагался именно в здании современного костела. Как видно из этого снимка, на здании отсутствуют две боковые башни, без которых невозможно представить современный вид костела.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Краеведческий музей в здании костела в 1987 г.

Кафедральный Крестовоздниженский костел, или Костел Святого Креста был построен в 1856 г. в стиле позднего классицизма из красного кирпича. Главный фасад оформлен треугольным фронтоном, по боковым сторонам которого высились две башни. Известно, что в 60-х годах XIX столетия настоятелем костела и главой всего Брестского католического прихода был Викентий Дземянович, имевший крест и медаль в память Крымской войны 1853–1856 гг. Несмотря на имевшуюся у властей информацию о помощи участникам восстания 1863-1864 гг., он сумел сохранить свой пост и избежал чисток.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Вид на костел с современной площади Ленина

Территория костела была несколько благоустроена. Правая сторона от него (если смотреть лицом на костел) была обнесена каменным забором, за которым располагалось кладбище и приусадебный огород, поставлявший священникам свежие фрукты и овощи, а также цветы для украшения внутреннего убранства костела.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Вид на костел практически с того же места (источники 1921-1929 гг.)

Сейчас на месте кладбища и огорода расположены жилые дома (ул. Ленина, 36 и 38). Слева от костела (со стороны современной площади Ленина) через небольшую калитку в заборе имелся выход в плебанию – усадьбу ксендза, располагавшуюся в небольшом каменном доме. Кроме трех жилых комнат, в доме ксендза имелась канцелярия. Почти напротив костела, рядом со зданием Казначейской палаты (сейчас – администрация Ленинского района города) находилась остановка городской узкоколейной железной дороги, соединявшей город с крепостью.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Вид на костел. Немецкое фото 1915 г.

Начальная ее остановка находилась недалеко от здания воеводского управления (современное здание облисполкома).

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Вид на костел с переулка между современным зданием современной Администрации Ленинского района и городской больницы СМП. 30 гг. XX века

В 30-х годах прошлого века, в период нахождения города в составе Польши, на правительственном уровне в Варшаве возникла идея кардинально перестроить Брестский костел, сделав его более монументальнее и торжественнее.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Современный вид на костел

Проект реконструкции разработал государственный архитектор Бреста Юзеф Бараньский. В качестве прообраза архитектор взял собор Парижской Богоматери, назвав свое детище «Брестский Нотр-Дам».

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Вид на костел со стороны современной ул. К. Маркса. Фото времен первой мировой войны

Согласно этому проекту, костел предполагалось расширить внутрь, в сторону ул. Зигмунтовской (современная К. Маркса), надстроив над расширенной частью большой купол.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Современная площадь Ленина. На заднем плане слева костел. Фото не ранее 1937 г. 

Над двумя фасадными башнями предполагалось надстроить высокие пилоны. Начавшаяся Вторая мировая война похоронила эти планы, а пришедшая следом советская власть и вовсе объявила религию «опиумом для народа».

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Кладбище слева от костела (на его месте сейчас жилой дом и гимназия № 1)

Богослужение в костеле прекратилось в 1948 году, тогда же он и был официально закрыт. Согласно официальной версии советского периода, башни над фасадом костела были разрушены во время Великой Отечественной войны, по другой – об этом «позаботилась» советская власть, передавая здание костела под музей в 1948 году.

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

С тех пор в здании костела находился Брестский областной краеведческий музей, который в 1990 году поменял прописку в шикарное здание на ул. К. Маркса. Но это уже другая история.

И ещё несколько фото:

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

на фото - улица Гоголя, костёл - справа в верхнем углу

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Советское время.

Брест-над-Бугом. 1930 год. Митинг в районе нынешней площади Ленина (вид на банк):

История о том, как костёл был музеем, и опять стал костёлом

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Олег Карпович
историк
Виртуальный Брест



Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации и авторизации на сайте


Валерий_53535_гость 2015-07-26 01:54
Не совсем понятно о каких "разрушенных" башнях идёт речь? Неужели те башни, которые сейчас есть строили снова в 90-е годы? Но ведь эти башни точь в точь соответствуют тем, что есть на всех вышеуказанных фотографиях. А фото краеведческого музея в стенах костёла, как мне кажется сделано с тыльной стороны здания, где башни банально на фото не видны. Я правильно всё понял или нет? Объясните, пожалуйста.
-5

барадзед_гость 2015-07-28 11:05
Башни строили по ночам в 90-е.
Бандиты могли стройку остановить в любой момент.
0

взрослик_гость 2015-07-27 16:58
Сообщение от Валерий_53535_гость
Не совсем понятно о каких "разрушенных" башнях идёт речь? Неужели те башни, которые сейчас есть строили снова в 90-е годы? Но ведь эти башни точь в точь соответствуют тем, что есть на всех вышеуказанных фотографиях. А фото краеведческого музея в стенах костёла, как мне кажется сделано с тыльной стороны здания, где башни банально на фото не видны. Я правильно всё понял или нет? Объясните, пожалуйста.


видимо мы очень молоды..раз не помните в детстве данный музей и отсутствие башень.. они были еще в 80ых годах
+2

прапор111_гость 2015-07-26 09:28
Смею Вас заверить, Вы ошибаетесь, башен действительно не было в советское время, их восстановили в 90-е
+17

369_гость 2015-07-25 16:10
какое значение для безбожников имеет когда кем зачем почему был построен костел? святыня для верующих людей, чьи пастыри разделили церковь много лет назад.
-3

Ник_гость 2015-07-25 20:57
Сообщение от 369_гость
какое значение для безбожников имеет когда кем зачем почему был построен костел? святыня для верующих людей, чьи пастыри разделили церковь много лет назад.

А что имеет значение? Льготная панелька и Гринкарта?
+7

konduktor 2015-07-25 07:36
Дзякуй аўтару за цікавы артыкул!

+72

Фан_гость 2015-07-25 07:21
На 3-м фото снизу, в районе стадиона "Динамо" пасутся коровы. Похоже там изначально газон был хороший  :)
+32

ямато_гость 2015-07-25 13:09
Да там до сих пор они пасутся - только двуногие  :)
+14

Саша2605_гость 2015-07-25 11:24
Спорткомплекс«БРЕСТСКИЙ»
+2

Urri_гость 2015-07-25 06:46
Какой просторный город был, а с учётом телег пробок небось не было. И на пешеходов неругались.
Нужно вернуть железную узкоколейку.
+15

Опубликован 2015-07-25 03:19, удалён модератором - Почему?
vasya_r 2015-07-25 05:32
Ничего, что костёл был построен до восстания 1863 года? И то, что это было в рамках переноса храмов с территории старого города, тоже ничего?
То, что Вы не представляете "толерантности" польской власти 1921-39 гг. лишь говорит о Вашей некомпетентности. Ваш умный пост поймут лишь те, кто историю знает по наслышке, а не по документам.
Насчёт глубоких корней, то 3 раздела Речи Посполитой для 1856 года - не такие уж и старые корни.
А как Вы себя позиционируете, если свядомый в переводе с бел. - знающий, а все, кто Вам ответит - упоротые?

+35

DD_гость 2015-07-25 07:27
Я про восстание 1830. И к тому же, я не говорил, что ВСЕ кто мне ответит - упоротые. Конечно же нет.
-5

vasya_r 2015-07-26 16:07
Ну так по результату этого восстания получили крепость. Из 8 римо-католических храмов - один. униатская церковь ликвидирована. Одна синагога и вместо 4 православных церквей - одну. Монастыри закрыты абсолютно все. Стоит ли постить изначально такие комменты? История она такая, и белая, и черная, и красная. Чего уж там. Зачем провокациями заниматься?

+4

DD_гость 2015-07-27 16:45
Согласен, провокации ни к чему. Извините, погорячился. Теперь чистые факты - При Российской Империи католический костел в городе был построен раньше чем все православные. Точка.
+1

vasya_r 2015-07-31 08:23
Правильно. Потому, что католиков в городе на тот момент было намного больше православных.

+1

DD_гость 2015-07-25 17:48
Прикольно минусуют)) Вы хоть мозг включайте, что минусуете  :D
-3

DD_гость 2015-07-25 02:59
ну и не хватает проекта Брестского Нотр-Дам:

+14

DD_гость 2015-07-25 02:55
Спасибо, конечно, но много ошибок. В т.ч. и грубых : "Кладбище слева от костела (на его месте сейчас жилой дом и гимназия № 1)" Если смотреть на фасад - оно вообще-то было справа. )))
-3

UM_гость 2015-07-27 09:11
Я в этом дворе жил,Пушкинская 1. Там в конце 60-х еще могильные плиты лежали. А отец моего товарища живщего в доме к. Маркса 27 стал в подвале погреб копать и откопал скелет.
0

Гость_гость 2015-07-25 14:08
Справа было и слева было
+4

Ирина Брест_гость 2015-07-26 16:56
ВЫ абсолютно правы!!! Там, где сейчас гулянки устраивают - именно там и было кладбище!
+4

Сэндмэн_гость 2015-07-25 10:08
Сообщение от DD_гость
Спасибо, конечно, но много ошибок. В т.ч. и грубых : "Кладбище слева от костела (на его месте сейчас жилой дом и гимназия № 1)" Если смотреть на фасад - оно вообще-то было справа. )))


Имелось ввиду с ул.Зигмунтовской (ныне К.Маркса если смотреть) слева клабище. Не внимательно читали
0

DD_гость 2015-07-25 17:44
И где написано, что именно это имелось в виду. По умолчанию - от фасада, если не оговорено другое.
+6

Доцент_гость 2015-07-25 09:55
Вы бы видели, что этот горе-историк написал про первую больницу в Бресте: перепутал в самой статье одну больницу с другой, переврал факты, а стеклопакеты на фото установил в 70-х годах. Читать его опусы, это только забивать себе голову ошибками. Компетентность там и не пахнет.
+1

rftranchik_гость 2015-07-25 17:59
Вы бы ИСТОРИЮ БРЕСТА подняли, а потом ерничали. А то живут в ГОРОДЕ и не знают ИСТОРИЮ. А ИСТОРИЯ очень интересная!
+5

Антимайдан_гость 2015-07-25 11:18
[quote]Сообщение от Доцент_гость
Вы бы видели, что этот горе-историк написал про первую больницу в Бресте: перепутал в самой статье одну больницу с другой, переврал факты, а стеклопакеты на фото установил в 70-х годах. Читать его опусы, это только забивать себе голову ошибками. Компетентность там и не пахнет. [/quote

Ну не всегда же горе-доцентам историю перевирать, можно же и простым смертным... А простой смертный ошибиться не может? Или это только горе-доцентам позволено, защищавшимся по истории КПСС?

+9


Страницы: [1]