Брестский почтамт... середина XIX, начало XX века: история

13  Июля 2015 г.  в 20:02 : История города Бреста

В середине XIX века, с началом строительства на месте старого города крепости и переносом Бреста на 2 км восточнее, одной из важнейших стратегических задач военного ведомства было обеспечение крепостного руководства средствами коммуникации. Так как на дворе стояла только середина позапрошлого века и до скачка в развитии науки и техники (с появлением первых телефонов и средств радиосвязи) было еще минимум четыре десятка лет, то проблема средств связи и коммуникаций решалась по старинке – строились почтовые станции с обязательным наличием в них сменных лошадей и небольших комнат для отдыха проезжающих путников.

Брестский почтамт... середина XIX, начало XX века: история

Собственно, бурное развитие почтовых станций в Российской империи, куда с 1795 года входил и Брест, началось одновременно со строительством шоссейных дорог в 40-50-х годах позапрошлого столетия.Специально для подобных дорог были выработаны нормы озеленения, благоустройства и серия проектов станционных почтовых домов. Как правило, почтовые станции имели одинаковый проект (за исключением небольших отклонений) и их невозможно было спутать с другими сооружениями. Толщина кирпичных стен достигала метра.

Интересно выглядела система отопления: внутри стен были проложены специальные каналы, благодаря которым почтовые помещения могли отапливаться одной печью. Крыша была покрыта железом, что было очень передовым в то время и подчеркивало значимость постройки. Как правило, почтовая станция не была одиночным строением, а представляла собой целый комплекс. Он включал центральное здание, где размещались комнаты для записи подорожных, станционного смотрителя (который мог там жить) и для проезжающих (по сути, гостиница). В общем помещении, как правило, к услугам путников был самовар и легкие закуски. А в некоторых станциях более высокого ранга можно было получить и горячее питание.

Комплекс включал также флигель, где жили ямщики, и систему хозяйственных построек: конюшни, сараи для телег и карет, хранения сена и пр.Основное здание своим главным фасадом всегда выходило на дорогу. Над входом, как правило, висел двуглавый орел. Встречались и такие элементы, как будка часового, шлагбаум и т.д.

Брестский почтамт... середина XIX, начало XX века: история

Ансамбль из зданий почтовой станции, уездного казначейства и дома станционного смотрителя появился в Бресте в конце 40-х годов XIXвека. Объединённые общей территорией почтового двора, новые здания расположились на главной площади нового города, получившей название Почтовой. Комплекс зданий был ограничен улицами Шоссейной (современный пр-т Машерова), Медовой (ул. К.Маркса), Белостокской (ул. Советских Пограничников) и Почтовым переулком (ул.Свердлова).

Брестский почтамт... середина XIX, начало XX века: историяЧуть позже здания почты и казначейства были объединены в единую почтово-телеграфную контору. Г-образное здание тянулось на 40,5 м вдоль Шоссейной улицы и на 29,5 м – вдоль Медовой. С северной стороны здание имело нишу глубиной 1,5 м, которая на втором этаже переходила в лоджию. Окна первого этажабыли арочные.Эти арочные перемычки выступали также из основной плоскости стены. Здание с продольными несущими стенами имело три лестничные клетки.По периметру двора располагались помещения для почтовых ящиков, записей подорожных, амбар для хранения зерна, продуктов, хлеба, конюшни для почтовых лошадей. Согласно Положению о почтовых станциях Российской империи, брестская почтовая станция имела 2-ю категорию (высшей считалась первая) и в ней содержалось не менее 40 почтовых сменных лошадей.

Вот как описывал Брест в 1858 году белорусский писатель и этнограф П.М.Шпилевский в своей работе «Путешествие по Полесью и белорусскому краю»: «…возле Почтовой площади здания более каменные, во вкусе новейшей архитектуры, довольно изящные и большие, а некоторые даже громадны по отношению к провинции; улицы правильные, широкие и довольно длинные. К числу лучших каменных зданий можно отнести почтовую контору и почтовую станцию с трактиром и пассажирскими комнатами, кафе-ресторан Гробелли и ряд домов, в которых размещаются лавочки, лавки и магазины с так называемыми варшавскими товарами.

Рассмотрев замечательности Нового Бреста, я спешил на почтовую станцию. …Оставшись один, я вздохнул свободно и часа два наслаждался приятным бездействием. А нужно заметить, что в брестской станции можно с удовольствием отдохнуть, особенно после маленьких, незавидных станций польских. Какая чистота, какая опрятность, какой комфорт и роскошь во всём!

Вы найдёте в этой станции несколько больших, высоких комнат, оклеенных шпалерами, с блестящими, как зеркало, паркетными полами; в каждой из этих комнат расставлены эластические диваны и стулья, на окнах занавески, зеркала и палисандровые стенные часы. В большой зале устроен небольшой чугунный камин. Мало того:в каждой комнате вы найдёте во всякое время свежую воду в чистых графинах, накладного серебра подсвечники со стеариновыми свечами, рукомойник, полотенце, щёточки и гребенки… Разве это не комфорт для усталых путешественников?».

В 1862 году в штате Брестской почтовой конторы состояло 29 человек: 5 чиновников, 6 сортировщиков, 13 почтальонов, сторож и 4 станционных смотрителя, на жалование которым уходило 2390 руб. 75 коп. в год. В течение этого же года Брестская почта обработала 80854 частных письма и сообщения и 3331 посылку. Начальником почты, или как тогда официально именовалась должность, Брестским пограничным почтмейстером являлся надворный советник Лев Бриере де Мартере, его заместителем был Казимир Кулаковский. Обязанности бухгалтера исполнял Александр Скирмунт, а писарем при почтовой конторе служил Франц Вержбовский. Как уже можно догадаться, все вышеперечисленные лица были представителями дворянских родов, а фамилии Скирмунта и вовсе являлась своего рода визитной карточкой Брестчины.

Однако, функции почты не ограничивались только приемом и отправкой почтовых сообщений и грузов. Как можно уже догадаться из воспоминаний Шпилевского, почтовое ведомство занималось также перевозкой пассажиров в специально-оборудованных пассажирских каретах – дилижансах. Эти кареты имели вытянутую в длину форму с большим количеством пассажирских мест – от 6 до 16, не считая двух мест снаружи.

Скорость движения в пути была строго регламентирована и составляла 10 верст в час, однако она зачастую не соблюдалась ямщиками. Почтовые экипажи двигались круглосуточно, при этом никто не имел права их задержать. Встречные повозки на узкой дороги обязаны были уступить дорогу. Остановки в пути на промежуточных почтовых станциях были возможны лишь для смены лошадей (на 10-15 минут), а также для обеда и ужина – от 30 минут до 1 часа.

В середине XIX века прямые почтовые дилижансы следовали из Бреста в Москву, Бобруйск, Чериков, Петербург. Также Брест служил промежуточной станцией при следовании дилижансов из Москвы и Петербурга в Варшаву и обратно. Однако, стоимость проезда в дилижансах была необыкновенно высока и такие путешествия могли себе позволить только обеспеченные люди. Так, из Бобруйска в Брест можно было доехать за 33 рубля серебром внутри экипажа и за 22 рубля серебром снаружи, стоимость проезда из Черикова до Бреста составляла 27 рублей серебром внутри экипажа и 19 – снаружи.

Весной 1901 года город пострадал от очередного сильного пожара. Огонь повредил почтово-телеграфную контору, гостиный двор, многочисленные каменные и деревянные дома вдоль улицы Шоссейной. Здания почтового комплекса отремонтировали, однако его первоначальный вид был утерян. В период нахождения Бреста в составе Польши (1921-1939 гг.) в здании почтовой станции жил начальник Полесского воеводства, здесь же размещался его рабочий кабинет и приемная для посетителей.

Источник: Виртуальный Брест
Автор: Олег Карпович
историк
Виртуальный Брест