Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Фирмы, "продающие" телефонные звонки, продолжают процветать

26  Мая 2015 г.  в 14:20 : Тайный покупатель

К тысяче и одному способу потерять свои деньги прибавился новый. Стоит только позвонить по платным телефонным номерам, которые сегодня то и дело появляются в объявлениях о работе, аренде жилья, сервисах для знакомств и прочих информационных услугах. Развязка у этих историй традиционная: вместо ожидаемой информации абонент получает космический счет за телефон, и попробуй докажи, что тебя обвели вокруг пальца.

Фирмы, "продающие" телефонные звонки, продолжают процветать

Сколько бы нас ни предупреждали, мол, внимательно вчитывайтесь в мелкий шрифт, которым указаны тарифы, обманутых меньше не становится. Скажем, в газетах и на жировках сразу нескольких городов Брестской области и на интернет–ресурсов не так давно появились заманчивые приглашения на работу: «Не выходя из дому, получите от 7 до 13 миллионов рублей». На хлебное место готовы были взять студентов, безработных и пенсионеров. Пусть только позвонят по номеру 8–902–211–88–88 или 42–42 либо другая схожая комбинация последних четырех цифр. Стоимость звонка — «согласно тарифу оператора». Что скрывается за расплывчатой формулировкой? Над этим вопросом задумывались единицы. А зря!

Пенсионеры из Барановичей увидели такое вот предложение в своей жировке. Были не против пополнить семейный бюджет, решив: на счетах за «коммуналку» ерунду не напишут! Тут же набрали номер. На другом конце провода откликнулся автоответчик: «Вы позвонили в платную службу «работа и услуги», стоимость звонка — 286 тысяч для физических лиц...».

Услышав такое, признается Алла Яговдик, тут же бросила трубку. Но ситуацию это не спасло: в конце месяца озвученная сумма оказалась в счетах за телефон. Начали разбираться. Выяснилось, оплату по тарифу должны предъявлять лишь в том случае, если абонент проигнорировал предупреждения автоответчика и остался на линии, то есть с 13–й секунды. А 9–секундное голосовое сообщение плюс еще три секунды технологического интервала после звукового сигнала — для всякого бесплатны. И хотя трубку бросили на полуслове, все инстанции теперь доказывают: «Абонент находился на линии и в течение тарифицируемого времени». Поэтому будьте добры оплатить. Не согласны — в суд. Пострадавшие решили: еще больше отдашь за адвоката и на судебные издержки, словом, не стоит овчинка выделки...

А ведь предложение не просто фильтровать, а урезать место для рекламы на жировках уже звучало не раз, в том числе и от представителей ЖКХ. Заместитель Премьер–министра Анатолий Калинин высказался еще более конкретно: «Жировка — для того, чтобы информировать граждан. Давайте ограничим рекламу хотя бы до 10 — 15 процентов, остальное — какие работы проводились, что запланировано на следующий год». Но пока это предложение, а ЖРЭО продолжают зарабатывать на объявлениях свою копейку...

Кстати, стать владельцем платного номера не так уж и дорого. Чтобы справочно–информационная служба заработала, надо внести чуть более 1,3 миллиона рублей без учета НДС плюс каждый месяц исправно оплачивать сумму, которая зависит от востребованности линии. В Минсвязи объясняют: по закону у платного номера должен быть тарифицированный интервал, а Минторг требует предупреждать абонента о платности услуги. Выполнено? Вопросов нет.

Фирмы, "продающие" телефонные звонки, продолжают процветать

 

У другого жителя Брестской области Вячеслава Лазаренко претензии к фирме «ТелеколлИнфо». Пенсионер увидел по телевизору рекламу сервиса знакомств, решил попытать счастья, а в итоге получил счет на 300 тысяч. Компания отпирается: дескать, все тарифы подробно объяснили — 30 льготных минут общей стоимостью 160.000. Кстати, осталось еще 11 минут, их можно использовать в любой момент, причем «при повышении тарифов на наши услуги стоимость уже приобретенных минут для вас не изменится, что очень выгодно». В доказательство есть запись разговора. Так что оснований для списания долга и тут нет.

Подобных историй с попавшимися на платный телефонный крючок немало. Звонят они и на «горячую линию» Минского общества потребителей. Большинство — пенсионеры, которые пытались познакомиться или найти работу. Специалисты тем временем обращают внимание: в договоре, который заключает поставщик услуг, есть интересная оговорка. Подписывая бумагу, заказчик якобы подтверждает, что заранее ознакомлен с тарифами или перед соединением с оператором, или (внимание!) в офисе исполнителя. Но когда людям предлагают использовать эту оговорку как основание для обращения в суд, они, к сожалению, пасуют. Причина — боязнь, что, если ситуация разрешится не в их пользу, придется оплатить судебные издержки...

 

Компетентно

Варвара Александрович, начальник группы по связям с общественностью РУП «Белтелеком»:

— Наша компания призывает всех абонентов быть внимательными при обращении в платные справочно–информационные службы, которые используют трехзначные номера либо форматов 8–902–АВСхххх, где АВС — код области предоставления услуги, и 8–602–60хххх. Открыть на свое имя такой платный номер может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Услуга не лицензируется. Номер 8–902–АВС–хххх выделяет РУП «Белтелеком». За выделением трехзначного номера предварительно необходимо обращаться в Министерство связи и информатизации. Мы обеспечиваем техническую организацию услуги и доступ абонентов к справочно–информационной службе. При этом тарифы владельцы номеров устанавливают самостоятельно, они же несут ответственность за расчет стоимости. В итоге минута обращения в такие сервисы может доходить до 600 тысяч (!) рублей, что становится неприятным сюрпризом для абонента при получении телефонного счета. Результаты разбирательства по каждому такому обращению, как правило, неутешительны, ведь в большинстве случаев виновата беспечность потребителя. Кто–то не дочитал рекламное объявление до конца, кто–то невнимательно прослушал сообщение, которое предшествовало соединению с оператором. Одна из обязательных составляющих такого предупреждения — фраза «оставаясь на линии, вы даете согласие на оплату услуги». Если абонент прослушал голосовое сообщение и положил сразу трубку, оплата за услугу справочно–информационной службы ему не начисляется. Если же абонент остается на линии, то оплата за предоставленную ему услугу начисляется автоматически в следующем месяце в соответствии с указанными в голосовом сообщении тарифами владельца номера.

Если владелец номера нарушает правила, то по Закону «О защите прав потребителей» пострадавший имеет право требовать возврата денег или аннулировать оплату за услуги. Для этого нужно написать претензию на имя руководителя юрлица или ИП, предоставляющего справочно–информационные услуги, а в случае отказа или отсутствия ответа обратиться в суд. К слову, если абонент не согласен с выставленным счетом по услуге и решил оплатить только услуги РУП «Белтелеком», телефон не отключат. Решение по взысканию с абонентов задолженности за справочно–информационные услуги владелец платной службы принимает сам.