Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

10  Апреля 2015 г.  в 15:28 : Брест - велосипедный

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?Пришла настоящая весна, а с ней - и очередной велосипедный сезон. Тех, кто всем иным средствам передвижения предпочитает двухколесный безмоторный транспорт, на улицах стало заметно больше. Мало того – их количество, по крайней мере, в Бресте, как утверждают специалисты, сегодня превышает 2 тысячи. И уже никого не удивляют разновозрастные группы людей, колесящих в выходной день по различным маршрутам ради собственного удовольствия. А в прошлом году Брест провел первый в Беларуси велофестиваль (читать также - Полторы тысячи человек приехало на Международный велофестиваль в Бресте). 

С ошеломительной скоростью то тут, то там открываются веломагазины, металлические конструкции для парковки велосипедов устанавливаются рядом с крупными торговыми центрами, административными зданиями, одна появилась даже у загса, а, например, предприятие СЭЗ «Брест» «Аметист Метал Груп» пошло еще дальше - обустроило специальную крытую стоянку для своих работников.

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

Словом, полезный во всех отношениях и популярный в Западной Европе транспорт стремительно входит в моду и у нас. Очень удобным для города его считает и знакомый студент БрГТУ Алексей Тоболич, у которого каждый день расписан чуть ли не по минутам: занятия в университете, бассейн, тренажерный зал, встречи с друзьями. Если бы не велосипед, вряд ли всюду успевал бы на общественном транспорте, признается Алеша. Рад, что на проблемы передвижения велосипедистов в последнее время городские власти стали обращать внимание: у бордюров по городу появились пусть даже и примитивные, но все-таки спуски, улицы в новых микрорайонах сразу строятся с велодорожками, а в прошлом году велополосу обозначили дорожной разметкой по всей длине Московской. 

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

Вот только, сокрушается парень, далеко не все прохожие установленные правила соблюдают – преспокойно движутся по той стороне асфальта, где нарисован велосипед. Да и велосипедисты не всегда блещут уважением к прохожим, лихо рассекая по «их территории». О спусках с бордюра здесь разговор вообще особый: поскольку пандус намного уже велополосы, то всякий раз надо угадывать, в каком месте встретится следующий: дорожники почему-то расположили их без всякой системы. Оставляет желать лучшего и само асфальтовое покрытие. Тут уж никак нормальную скорость не разовьешь. Поэтому некоторые лихачи, пренебрегая Правилами дорожного движения, и гоняют по проезжей части, иной раз даже создавая аварийные ситуации.

Конечно, до нормальных стандартов нам пока далеко (в Польше, к примеру, изначально проектируются велодорожки с двухсторонним движением, если ширина тротуара позволяет сделать это). Но не надо забывать, что изначально Брест проектировался без учета интересов велосипедистов. Однако времена меняются и общественность все громче заявляет о себе.

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

Активную деятельность, в том числе международного масштаба, ведет один из старейших велоклубов Бреста «Кола-БОК». Вот и нынче с польскими единомышленниками брестчане собираются совершить 10-дневное путешествие по Беларуси.

- Конечно, нам есть чему поучиться у западных соседей. В прошлом году мы знакомились с Белостоком – город весь в велодорожках. Широко развит и прокат велосипедов – к тому же до получаса ездить можно бесплатно, - рассказывает председатель клуба Михаил Кузьменчук, который личное авто использует лишь для того, чтобы раз в неделю отвезти друзей в баню, а на работу из конца в конец города ездит на велосипеде. – То есть нам не нужно изобретать велосипед, а просто посмотреть, как это делается у соседей. Я часто езжу по Московской. Так то и дело то на прохожего на велодорожке натыкаюсь, то на маму с коляской, а местами по центру скамейка стоит или ящик с песком... То, что сделано у нас за последний год, – конечно, все-таки лучше, чем ничего, однако для создания серьезной велоинфраструктуры нужны капитальные вложения. 

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

ОТ РОБКИХ ШАГОВ ДО СЕРЬЕЗНЫХ ПРОЕКТОВ

Двумя руками за развитие велодвижения и главный архитектор Бреста Николай Власюк. С соответствующей инфраструктурой он, правда, пока еще не успел ознакомиться, но, говорит, готов сесть на велосипед и оценить сегодняшнее ее состояние, чтобы по возможности исправить недостатки. Полагает, в этом его поддержат не только велоактивисты, но также руководители города и области. 

Да и в принципе Николай Николаевич - сторонник развития концепции так называемого зеленого города, центр которого должен быть предназначен главным образом для пешеходов и велосипедистов, что для нашего областного центра с его дефицитом автомобильных парковок весьма актуально. Как признался, и сам хочет приобрести велосипед, чтобы ездить на нем на работу.

- Новые и реконструируемые улицы у нас сегодня строятся с велодорожками и велополосами, но это пока лишь разрозненные участки, которые не замыкаются в общую сеть. Как я вижу, в перспективе необходимо сделать велодорожки с роллерной трассой по обе стороны Мухавца - создать таким образом основную «зеленую» рекреационную магистраль от Брестской крепости до Восточного микрорайона и от Красного Двора до крепости, остальные дорожки будут к ней примыкать, - считает Николай Власюк. - Еще очень важно развести по разным дорожкам велосипедистов и пешеходов – в целях безопасности. Ведь даже в Минске, где инфраструктура гораздо более развита, на разграниченных всего лишь дорожной разметкой полосах нередко случаются наезды. 

 Словом, констатирует начальник управления архитектуры, нужен проект с конкретными этапами его реализации, развития концепции пешеходного города. Правда, денег на реализацию масштабных веломероприятий в городском бюджете пока нет, отмечают в горисполкоме. По крайней мере, на этот год.

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

И все-таки в этом направлении мы должны работать уже сегодня, уверен главный специалист отдела образования, спорта и туризма Брестского горисполкома Николай Шайко: 

- В соответствии с решением горисполкома о развитии велодвижения на 2014 - 2015 годы, наличие велодорожек и велополос – обязательное условие проекта строительства или реконструкции улиц. Основная идея – чтобы из любого микрорайона можно было на велосипеде безопасно доехать в любую точку города. Для этого в настоящий момент необходимо обустроить как минимум 30 км велополос на тротуарах. В принципе, такая схема велодвижения у нас есть, постоянно ведется ее доработка с учетом новых объектов. К очередному, второму уже велофестивалю, который пройдет 25 июля, должны быть выполнены понижение тротуаров, дорожная разметка, обустроены велопарковки, пункты проката и ремонта велосипедов. По крайней мере, на маршрутах его проведения. К этой работе активно подключаются частные организации, в управлении архитектуры разработан единый проект конструкции велопарковки... К сожалению, Беларусь – единственная страна в Европе, где велосипедист приравнен к пешеходу. Поэтому предусмотреть деньги в бюджете адресно для развития велоинфраструктуры довольно сложно при их вечном дефиците на благоустройство.

В минувшем году по приглашению горисполкома в паспортизации велотрасс города участвовали и активисты информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест!», высказывали свои предложения по улучшению инфраструктуры. И теперь загорелись идеей организовать встречу представителей городской власти, дорожников, велообщественности с партнерами из польского Люблина, где вопросы создания велосипедной инфраструктуры в условиях города решать давно научились.

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

- На велополосе, для которой отведена часть тротуара, велосипедист себя не может чувствовать в полной безопасности, - отмечает директор учреждения Владимир Красько. - Сколько мы ни проводим информационных кампаний, во время которых наш велопатруль раздает пешеходам листовки с разъяснением, что в соответствии с правилами они не должны находиться на обозначенной велодорожке, эффекта нет. И вряд ли будет. Думаю, что проблема взаимоотношений «пешеход - велосипедист» может решиться с введением определенных конструктивных особенностей, разделяющих пешую и велотерритории. А еще правильнее, на мой взгляд, отвести для велосипедов определенную зону на проезжей части, где налажено организованное движение. 

УЧИТЬ С ДЕТСТВА

Толковая, продуманная инфраструктура – это еще и залог безопасности. Конечно же – вкупе с внимательностью и дисциплинированностью участников движения.

Совсем недавно на пешеходной дорожке проспекта Республики велосипедист случайно наехал на шестилетнего мальчика. В результате столкновения ребенок получил закрытый перелом ноги. 

Хотя данный инцидент и не в компетенции ГАИ, не стоит забывать, что велосипед – это все-таки транспортное средство. Вызывает тревогу и количество непосредственно дорожных аварий с участием велосипедистов. За прошлый год на территории области таких ДТП произошло 70. В результате 57 человек получили ранения и 15 погибли. Уже 12 аварий – за три месяца нынешнего года, 5 из них – по вине водителей двухколесного транспорта. Основные факторы, отмечают госавтоинспекторы, – состояние алкогольного опьянения, а также нарушение правил пересечения проезжей части, в том числе – нерегулируемых пешеходных переходов.

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

- Причина большинства трагедий – прежде всего в незнании элементарных правил безопасного поведения на дороге и отсутствии взаимовежливости, взаимоуважения между участниками дорожного движения, - отмечает начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Брестского облисполкомаНаталья Сахарчук. – Большинство ДТП происходит в темное время суток, поэтому многих трагедий можно было бы избежать, если бы велосипед был своевременно оборудован фонарями, а велосипедист одет в жилет повышенной видимости. Хотелось бы обратить особое внимание велосипедистов на соблюдение п. 200 Правил дорожного движения, который, к слову, многие игнорируют. Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, зеркало заднего вида, спереди - световозвращатель белого цвета, сзади – красного, а с каждой боковой стороны – световозвращатели оранжевого цвета. 

- О безопасности нужно заботиться обучая детей, - уверен Михаил Кузьменчук. - К примеру, во Львове, с которым у нас подписан договор о сотрудничестве, при общеобразовательной школе действует велосипедная школа, где ребят знакомят с правилами дорожного движения, а на созданном собственными силами простеньком велодроме учат практическому маневрированию. В конце курса юные велосипедисты сдают экзамены и получают соответствующие удостоверения, самые успешные поощряются велопутешествием. Неплохо бы и нам создать обучающий велодром с установленными препятствиями, чтобы ребенок, получив там определенные навыки, мог увереннее чувствовать себя в городе.

К слову, сегодня в Минске проходит экспертную оценку разработанный в горисполкоме проект создания центра по обучению детей безопасному передвижению на велосипеде по городским улицам. При выделении финансирования уже с июля брестчане готовы приступить к его реализации.

И еще о безопасности пешеходов подумала вчера, прогуливаясь по пешеходной улице Советской в Бресте, когда вихрем у самых ног пронесся парень на навороченном велике и зигзагами, маневрируя между прохожими, на скорости поехал дальше. Снова вводить запреты? Или все-таки, может быть, научимся уважать друг друга – мы, жители культурной столицы?  

Брест велосипедный: легко ли велосипедистам передвигаться?

 ГАИ НАПОМИНАЕТ
*Велосипедист должен двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
*Пересекать проезжую часть по пешеходному переходу велосипедист должен, ведя велосипед рядом. 
*В нетрезвом состоянии за руль велосипеда садиться нельзя.
*Запрещено двигаться по дороге в условиях снегопада или гололедицы.

*Дети до 14 лет имеют право управлять велосипедом только в пешеходных и жилых зонах, на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках. Не достигшие 14-летнего возраста могут выезжать на дорогу только в сопровождении взрослого.

Источник: Газета Заря
Автор: Ирина ОРЛОВА
фото - А.Шульгач