Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Какова дальнейшая судьба уникального музея Николая Тарасюка в Стойлах?

23  Января 2015 г.  в 19:01 : Виртуальная экскурсия

Думаю, душа Николая Васильевича Тарасюка, самого яркого народного мастера Брестчины, умершего 14 января, в разгар рождественских праздников, в день памяти Василия Великого, -- так вот, душа его, думаю, не обидится на красное словцо.

Какова дальнейшая судьба уникального музея Николая Тарасюка в Стойлах?

При жизни Николай Васильевич сам любил говорить красно, образно, эмоционально на родном полешуцком языке.

Делал это на своей территории – в д.Стойлы Пружанского района, где основал музей «Успаміны пра Бацакаўшчыну» с сотнями композиций из дерева, лозы и соломы про земляков, их быт, культуру, прошлое и настоящее. И на многочисленных «Дожинках» и «Базарах» -- от местного до республиканского масштаба, куда деда Миколая приглашали показать его деревянный народ и себя. А был урожденный крестьянин мастером на все руки: и на поле с плугом (держал до последнего коня), и в саду-огороде, и с ульями, и по дому, и в ремеслах-художествах, и в словотворчестве.

Какова дальнейшая судьба уникального музея Николая Тарасюка в Стойлах?

Какова дальнейшая судьба уникального музея Николая Тарасюка в Стойлах?Его «деревянный народ», как искусствоведы окрестили героев сценок-композиций Николая Тарасюка – это местные мужики и бабы, молодежь, дети, старики. Они делают от века положенное в нашем краю: хлеб пашут, сеют, лен теребят, прядут, убирают урожай, коровок пасут. И венчаются в церкви, гуляют свадьбы и крестины, ездят в гости, сидят на собраниях, и хоронят – в общем, весь цикл человеческой жизни во всех его проявлениях отразил народный самобытный мастер в рукотворной летописи села.

И не только уходящую натуру, но и современность: помню, какой ужас в некоторых кругах вызвала публикация в "БК" снимков композиций с «прозаседавшимися» современниками.

Мне довелось не один раз встречаться с Николаем Тарасюком. Ещё как радиожурналист в 1990-х я приезжала в Пружаны и делала материал о том, как мастер передавал свое ремесло лозоплетения и резьбы по дереву мальчишкам. На память остался миниатюрный кошичек в подарок. В другую встречу мастер подарил мне композицию с фигуркой полешучки, теребящей лён. Увидела ее моя мама тогда и ахнула – так похожа была фигурка на мою бабушку, уроженку Пружанского района, которая все умела, в том числе и лён растить, теребить, прясть, и четырех дочек научила. Остались мне в наследство и до сих пор радуют домотканые льняные ручники с вышитыми цветами.

Позже я отдала эту композицию из дерева вместе со снопом льна, подаренным в колхозе Кобринского района, в класс сына в гимназии – для музейного уголка. Не знаю, хранятся ли эти экспонаты…

Еще помнится, как зимой с коллегами заезжали в д.Стойлы, чтобы увидеть только что возведенный Николаем Тарасюком дом-музей «Успаміны пра Бацакаўшчыну». Тогда еще был жив его старший сын, (мы его застали у отца), а в деревне еще жило несколько односельчан мастера, которые и помогли нам найти к нему в темноте дорогу. В холодном неотапливаемом музейном доме среди густо расставленных и развешанных экспонатов – деревянных человечков, разных персонажей из лозы, коры, соломы – мы с коллегами «оторвались» до замерзания: столько красоты!

Потом Николай Васильевич согрел нас в хате чайком да беседой.

Какова дальнейшая судьба уникального музея Николая Тарасюка в Стойлах?

А уже работая в газете, где-то летом 2007 года, мы, сговорившись с хозяином по телефону, поехали бригадно к нему в Стойлы. Он уже остался один в своей деревне, в своей хате. Дело было весной, и в Стойлах стояли вроде бы ухоженные, с посаженными огородами усадьбы – только не было в них ни одной живой души. Мы с фотокорром Юрием Макарчуком и водителем разбрелись по Стойлам, которые широко раскинулись под пущанскими соснами. Кричали, гудели клаксоном – никто не отзывался полчаса. Как вдруг залаяла собачонка, а следом к нам как из сказки выскочила сухонькая бабулька – как оказалось, привезенная в деревню на время детьми. Звали ее Прасковья (помогла Параскева-пятница). Она и направила нас на край деревни, где мы наши Николая Тарасюка. Он ждал нас, принаряженный в рубаху-вышиванку, шляпу с кветкой. И даже своего коня украсил, вывел его на поле и вспахал пару проходок. А мы радовались и фотографировали, потом с этим роскошным снимком вышел наш материал в «Брестском курьере».

Какова дальнейшая судьба уникального музея Николая Тарасюка в Стойлах?

Усадьба Н.Тарасюка поразила и конем, и ульями, и черепашками во дворе. В музее уже каждый дециметр пространства был заставлен и увешан работами народного Мастера. Ещё Николай Васильевич прошелся в танце со своей раскрашенной соломенной «бабой», многое нам рассказал о житье-бытье. А уже в хате угостил домашней снедью – и мы выставили на стол кое-что, прихваченное из города.

В разговоре тогда мы, как и в прежние приезды, волновались за одиноко живущего Мастера и его уникальный музей «Успаміны пра Бацакаўшчыну». Во всем мире проявили к нему большой интерес, в Стойлы все чаще приезжали заинтересованные посетители из Японии, Европы, России. Свои, белорусы сняли документальный фильм, выпустили монографию про творчество Николая Тарасюка. Проходили авторские выставки Мастера. Его работы появились и в Национальном художественном музее в Минске, и в Брестском областном краеведческом музее, и в музее-усадьбе "Пружанский палацик". Но какова судьба деревенского, главного музея?

Еще до ухода в мир иной Николая Тарасюка от него самого, от культурологов и коллег слышала варианты, что уникальный музей перенесут в Пркужанский палацик, в Брест. Дед Миколай хотел, чтобы оставался он на своем месте в Стойлах. Говорили, что надо бы найти сморителя-экскурсовода, который бы жил при музее, и тогда "Успаміны Бацькаушчыны" органично впишутся в туристическую карту Национального парка "Беловежская пуща". Ведь совсем недалеко проходит новая окружная дорога вокруг пущи, надо только обустроить 2км дороги до Стойл.

Какова дальнейшая судьба уникального музея Николая Тарасюка в Стойлах?

Таково мнение и заведующей отделом традиционного искусства ООКЦ Ларисы Быцко, которая много внимания, сил и трудов отдала творчеству Николая Тарасюка, поддержке его самого и самобытного музея в деревне. Она с семьей даже купила дом в Стойлах по соседству с ним и часто по-дочернему навещала, привозила друзей, других посетителей, что как воздух было нужно и Мастеру, и его детищу. Собрала большой видеоархив. Навещала Николая Васильевича и во время болезни в больнице. А на похоронах у его гроба пообещала, что и дальше продолжит заниматься его творческим наследием -- естественно, после решений, которые примут дочери Мастера.

Хотя по большому счету судьба музея в Стойлах -- это дело государственной важности, оно в компетенции Министерства культуры Беларуси. В любом случае национальное достояние должно быть сохранено.

Источник: Брестский Курьер
Автор: Любовь ПАВЛОВА Фото Юрий Макарчук