Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

12  Января 2015 г.  в 18:29 : Брест - культурная столица Беларуси

Никого не оставляют равнодушными звуки известного Полонеза Огинского, даже если слушатели ничего не знают о самом композиторе или о том, что этот полонез назван автором «Прощание с Родиной». Проникновенная музыка без слов, на своем небесном языке доносит до сердца искреннюю, глубокую любовь и светлую, щемящую грусть...

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Естественно, что у почитателей музыки и композитора Огинского большой интерес вызвала опера наших земляков-современников на белорусском языке «Невядомы партрэт», посвященная самому польскому композитору и деятелю, чье 250-летие приходится на 2015 год.

Еще в декабре 2013-го в городе Молодечно, в музыкальном колледже им. Михала Клеофаса Огинского – настоящего культурного центра, вокруг которого образовался Молодежный музыкальный театр, провели премьеру оперы «Неизвестный портрет», поставленной объединенными силами молодеченцев. Музыку оперы написал композитор Олег Залетнев, либретто – Сергей Макарей, он же стал режиссером-постановщиком спектакля. А дирижерская палочка Заслуженного деятеля культуры Беларуси Григория Сороки, директора Молодеченского музыкального колледжа им. М. К. Огинского, управляла музыкальным действом на всех стадиях: и подготовительной, и премьерной, и на показе оперы в Бресте в рамках 27-го Международного фестиваля классической музыки 10 января.

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Можно смело говорить, что такого полномасштабного оперного зрелища в городе над Бугом не видели столетие. (Есть свидетельства, что перед Первой мировой войной в Бресте гастролировали оперные труппы, в разные времена ставились и любительские оперные спектакли, например, «Евгений Онегин» силами Русской гимназии перед Второй мировой войной). Разумеется, в наши времена на брестских сценах не раз проходили концертные выступления оперных артистов. И даже не так давно в День города в БАТД прозвучала камерная опера Сергея Кортеса «Бирюк» -- в присутствии автора в зале.

Однако на «Январских музыкальных вечерах» брестчане услышали, повторюсь, полномасштабную оперу с большим симфоническим оркестром, солистами и хором, танцевальными сценами, в которых так хороша была молодежь. Действие на сцене происходило на фоне замечательного белорусского пейзажа, подобного литографиям Наполеона Орды – в усадьбе Залесье князя Огинского (это на земле нынешнего Сморгонского района).

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Коротко напомним биографию князя Михала Клеофаса Огинского,сына и внука Трокских воевод.Его дядя Михал Казимир Огинский был великим гетманом литовским – и большим любителем искусств. Он сам играл на нескольких инструментах, сочинял музыку, в его резиденции в Слониме действовал свой театр (как у Радзивиллов в Несвиже). Вот туда часто приезжал Михал Клеофас Огинский, который получил хорошее музыкальное образование, играл на фортепиано и скрипке.

Хотя главной деятельностью молодого князя стала дипломатия: как посол Речи Посполитой он работал в Голландии, Великобритании. Далее служил казначеем ВКЛ. А параллельно не оставлял музыкальных экзерсисов, как композитор-любитель сочинял песни, марши, полонезы.

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

В 1794 году М.К. Огинский вместе с Т.Б.Костюшко участвовал в восстании за независимость Речи Посполитой. Поражение в основном шляхетского освободительного движения заставило князя Огинского эмигрировать в Турцию, затем во Францию.

После амнистии в 1802 году он вернулся в Россию, в имение Залесье, где построил усадьбу и заложил парк. В 1810 году князь переехал в Санкт-Петербург, где был назначен сенатором, стал приближенной особой императора Александра I. В этом статусе он пытался продвинуть проект создания ВКЛ в составе Российской империи, что не удалось.

В 1817 году М.К.Огинский поселился в Вильно, а затем по состоянию здоровья получил разрешение на выезд в Италию. Там прожил десяток лет и умер во Флоренции.

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Как дипломат и общественный деятель князь Огинский встречался и с Августом Понятовским, и с Талейраном, и с Наполеоном.

Все перипетии его богатой на драматичность судьбы обыгрываются в опере «Неизвестный портрет», но там одновременно развиваются сюжетные линии личных отношений князя. Действие происходит, как уже говорилсь, в имении Залесье, когда основные события в жизни Михала Огинского уже произошли, и князь, подобно его блистательному знакомцу Наполеону Бонапарту, находится в ореоле былой славы -- и в томлении от несбывшихся надежд.

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Торжественно звучит хоровое «Виват Михал!» и ария-приветствие князя родному краю и гостям его усадьбы. На балу так уместны танцы, в которых с явным удовольствием кружатся молодые, особенно хорош общий парадный полонез, тема которого не раз звучит далее в развитии действия.

Перед зрителями проходят герои оперы, звучат их арии и дуэты – и нам становятся понятны племянник князя Юзеф (А.Матюшонок), супруга Мария (Е.Бабич), художник Ян Шиманьский (М Карпиевич), который приехал писать портрет сенатора. Но главное внимание держит он сам -- хозяин бала Михал Огинский (Андрей Савченко). И в выразительных ариях-размышлениях о музыке, что есть «гармонiя зямлi, гармонiя нябесаў», и в вопросе-признании «Цi я кахаць гатовы?» Это по отношении к итальянской певице Катрине Бони (Н.Шибко), которую как сюрприз представляют гостям –«цудоўная спявачка з гарачай паўдневай крывей». Очень милой, с хорошими вокальными данными, ей, на наш взгляд, как раз недостает южного темперамента. Вокалистка более органична в лирических сценах, в романсе-дуэте с Михалом, в дуэте с Юзефом. Кстати, его теноровая партия дает характер в развитии, в нарастании чувства, которому веришь. Достоверно в музыкальном плане доносит до нас свое смятение и художник. Драматичные любовные отношения и внутренний диссонанс главного героя—«Дзе ты, мая Радзiма, З кiм ты, мая Айчына?» -- разрешает приезд фельдъегеря из Петербурга – с повелением доставить певицу-итальянку в столицу и с разрешением на выезд князю Огинскому за границу. (В этой связи мне вспомнился великий поэт Пушкин, который мечтал хотя бы раз побывать в Италии, за границей, где тогда обязательно дышали воздухом искусства художники всех родов и стран. Его ни разу не выпустили власти из поля зрения – больше доверяли иным…)

Брестчане аплодисментами горячо благодарили создателей оперы «Неизвестный портрет» и молодеченских артистов за большой творческий труд. Заслуженный деятель искусств РБ Лилия Батырева, основатель и художественный руководитель «Январских музыкальных вечеров», вручала им дипломы участников фестиваля, именные календари и другие подарки – в первую очередь приехавшим на фестиваль композитору Олегу Залетневу, либретисту и режиссеру Сергею Макарею, дирижеру и музыкальному руководителю оперного проекта Григорию Сороке, Заслуженному деятелю культуры Беларуси. Последний в своем ответном спиче поблагодарил дирижера и художественного руководителя брестского симфонического оркестраАлександра Сосновского, своего друга, который первоначально предложил привезти новый оперный спектакль на фестиваль в Брест. Г.Сорока выразил восхищение «Январскими музыкальными вечерами», которые в 27-й раз проводят в городе над Бугом, его бессменной вдохновительнице и организатору Лилии Батыревой.

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Григорий Сорока поделился радостью, что оперу «Неизвестный портрет» не только поставили и записали на диск, но и издали ее партитуру. Продемонстрировав издание, он тут же подарил его дирижеру Александру Сосновскому. И отметил достойную поддержку брендового фестиваля классической музыки брестскими властями. Не зря Бресту придано звание культурной столицы Беларуси --2015. Гость отметил, что аудитория областного города воспитана на симфонической музыке, это редкость для нашей республики.

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Дипломов и подарков удостоились молодеченские артисты-солисты, правда, не всем достались фирменные шоколадки, о чем громогласно выразил сожаление из зрительного зала один из зрителей – ну очень известный и любимый Народный артист России Владислав Пьявко. Как приятно, что участники приезжают на наш фестиваль не только, чтобы выступить, но и послушать и оценить других, разделить радость рождественских Святок. По звучной протекции «звездного» тенора России Григорию Сороке пришлось подарить еще одну партитуру оперы – свой рабочий экземпляр – заинтересованной представительнице Польши. А дальше вне зала продолжилось неформальное общение музыкантов -- лучших посланцев народной дипломатии разных стран.

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Впервые на "Январских музыкальных вечерах" прошла опера

Источник: Брестский Курьер
Автор: Любовь ПАВЛОВА Фото Натальи Алейниковой и Ирины Шепелевич