Первый опыт перевозки нефтепродуктов по рекам успешен

25  Октября 2014 г.  в 11:26 : Бизнес, экономика, аналитика

Первый опыт перевозки нефтепродуктов по рекам успешенПротяженность водных путей в Беларуси составляет около 2 тыс. км. Перевозки грузов выполняются по рекам Днепр, Припять, Березина, Западная Двина, Сож, Неман, а также Днепро-Бугскому каналу. За январь-сентябрь 2014 года, в частности, по рекам Беларуси было транспортировано около 3 млн т различной продукции. Основным перевозчиком является предприятие "Белорусское речное пароходство", которое занимается также обработкой грузов в портах.

Водным транспортом по республике до сих пор в основном транспортировали минерально-строительные и лесные грузы, которые направлялись для нужд белорусских и зарубежных на экспорт. Для повышения экономической эффективности подотрасли Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси уже начало работу по увеличению номенклатуры перевозимых продуктов - не только экспортируемых, но и ориентированных на отечественных потребителей. Например, совсем недавно по заказу РУП "Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт" была выполнена пробная перевозка нефтепродуктов из Мозыря в Брест.

Инициатором и организатором экспериментального проекта выступило ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК), а идее предшествовало решение правительства Беларуси о развитии транспортно-логистических схем, связанных с перевозкой грузов внутренним водным транспортом.

В целом подведомственные концерну "Белнефтехим" и Минтрансу структуры успешно взаимодействуют уже не первый год. В частности, за январь-сентябрь текущего года БНК отгрузила на экспорт с использованием водного речного транспорта около 13,6 тыс. т нефтепродуктов. Недавно же первые 657 т топлива были перевезены на двух нефтеналивных баржах в речной порт Брест с дальнейшей перевалкой и поставкой его на внутренний рынок. Возможно, еще один рейс при благоприятных погодных условиях будет совершен до конца этого года.

По мнению представителей Белорусской нефтяной компании, если оценить потребности потребителей, в Брестский регион по внутренним водным путям от Мозырского НПЗ удобно и реально транспортировать 4 тыс. т нефтепродуктов в месяц, что соответствует примерно 48 тыс. т в год. Это возможно при наличии благоприятных внешних условий, в том числе погодных. "Мы рассматривали в первую очередь вариант этой области, поскольку данный регион практически соединен с мозырским предприятием водной артерией и целесообразность поставок очевидна: разница в цене при перевозке наземными видами транспорта и речным существенна", - рассказали корреспонденту БЕЛТА в БНК. Специалисты уверены, что во время навигационного периода перевозки речным транспортом являются хорошей альтернативой.

Начальник управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Андрей Чернобылец разделяет мнение представителей Белорусской нефтяной компании. Более того, он акцентирует внимание на том, что в мировой практике сегодня наибольший объем топливных ресурсов транспортируется именно водным (здесь, правда, речь идет о морском), а также трубопроводным транспортом. Перевозки нефтепродуктов речным транспортом также достаточно широко распространены в Европе и в соседней России. В странах ЕС судоходство развивается, и в стадии реализации находятся программы по переходу водных судов на сжиженный газ, строятся соответствующие заправочные станции. В Российской Федерации в течение навигационного периода большие объемы транспортировки нефтепродуктов приходятся на реки. Это же касается и Германии, Австрии, Словакии, Румынии, где соответствующие схемы доставки топлива широко применяются по Дунаю.

Если говорить непосредственно о Беларуси, то по Припяти возможно поставлять нефтепродукты во многие населенные пункты, в том числе Лунинец, Пинск, Кобрин. Можно также освоить перевозки по Днепру - это направление Гомеля, Жлобина.

Вместе с тем в Беларуси пока не все так просто с организацией и расширением новой практики. До нынешнего лета в республике нефтепродукты водным транспортом фактически не перевозились. То, с чем сталкивались белорусские водники, являлось технологической транспортировкой топлива, ориентированного не на коммерческих клиентов и перемещаемого только на короткие расстояния. Анализ пилотного проекта, в том числе всех затрат и расходов, еще ведется. К примеру, уже выявлены некоторые технические вопросы, которые требуют доработки. "С учетом того что перевозок внутри Беларуси не выполняли, имеющуюся речную технику использовали как стоечные суда. Пока в нашем парке содержится восемь судов, однако большинству из них требуется капремонт. Если будет принято окончательное решение о целесообразности налаживания таких перевозок, то в дальнейшем, после проведения необходимых расчетов, в это направление будут инвестированы денежные средства", - резюмировал Андрей Чернобылец.

В результате первой транспортировки дизельного топлива в речных судах до брестского порта все заинтересованные участники проекта - предприятия "Белорусская нефтяная компания", "Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт", "Белорусское речное пароходство" и "Белоруснефть-Мозырьнефтепоставка" - получили практические навыки в данной области. "Минтранс Беларуси уже сейчас с удовлетворение отмечает совместно проведенную работу с БНК, которая прогрессивно и позитивно отнеслась к новым видам транспортной деятельности", - подчеркнул Андрей Чернобылец. Изучение нового опыта продолжается, а время покажет, приживется ли экспериментальная схема в Беларуси.

Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси в настоящее время готовит изменения в программу развития внутреннего водного и морского транспорта республики. Эти изменения позволят улучшить работу и повысить его эффективность. Возможно, в ближайшее время именно это направление получит интенсивное развитие.

Источник информации: БелТА