Утренний поезд Брест-Высоко-Литовск в субботу 27 сентября наполнен до отказа. Аборигены рейса с удивлением разглядывают молодых людей в черном, коже и заклепках и с непривычки бьются о чехлы гитар в проходах. Девушка в кассе, продавая мне семь билетов до станции Высокое-город, округлив глаза, полушепотом спрашивает:
Женя, барабанщик брестской хард-метал группы Whikey Way, шутит:
- Это волосатый рейс!
В городе Высокое – туман. Толпа людей в черном бредет по бесконечной дороге мимо стелы с гордой надписью «Калгас». Местные девушки переходят на другую сторону, а мужики оборачиваются и достают мобильные телефоны, чтобы сфотографировать непонятное явление.
Симпатичный молодой человек как бы между делом говорит друзьям: - Когда напьюсь, распущу волосы.
Звучит как угроза.
Первым в городе нас встречает усатый мужчина в спортивном костюме за рулем машины времен СССР.
- Вот и гости! – восклицает он. – Садитесь, подвезу.
Берет на борт троих, в том числе меня. По пути разговор идет о погоде, потом о судьбе усадьбы Сапегов, в которой и будут проходить «Осенние маневры». Наш водитель рассказывает, что поместье реставрируется «за деньги Евросоюза». На вопрос «а кто вы?» он отвечает:
- А я просто вот вас подвожу, — и улыбается. Через несколько часов вижу его среди толпы неформалов в строгом костюме.
Местный журналист подсказывает – это мэр, глава горисполкома Высокого.
В усадьбе Сапегов – вековые клены, лягушки и желтые листья под ногами. Ров, вал и брама – из прошлого, сцена, скамейки и стадион – из настоящего. Реконструкторы расставляют палатки – из прошлого, торговля шашлыками и булочками – из настоящего.
Дети задорно прыгают на батуте под тяжелые рифы саунд-чека музыкантов. После полудня показывается солнце, и зрителей приглашают на ристалище. Это огороженная деревянными столбами и веревкой земля, где проходят бои.
Судевой из клуба исторической реконструкции «Западная уния» объясняет, что сейчас представители разных клубов схлестнутся в битве за звание лучшего.
Это – профессиональные бои, они идут в полную силу. Знающие отходят от ристалища подальше, опасаясь быть погребенными под тридцатью килограммами амуниции (плюс живой вес рыцаря), если соперники увлекутся и вытолкнут друг друга за веревку.
Незнающие и любопытные, наоборот, подходят поближе.
Закованные в латы участники бьют друг друга разным оружием (меч, корд, фальшион, топор, меч двуручный).
Лязг металла заглушает нетрезвый голос, принадлежащий кому-то из местных:
- Мочи его!!!
Участники действительно не щадят живота своего, все – по-настоящему.
- Стоп бой!
Один из реконструкторов получает травму. С поля боя его уводят под руки. На ристалище выходят два других соперника, через несколько минут волокутся обратно. Солнце начинает припекать.
Жарко, тяжело, да еще и бьют – полный эффект средневековости.
От оружия и амуниции отлетают детали, и зрители в едином порыве шарахаются, не опуская камер и мобильных телефонов.
- Ты моцна ляпаешь, — уважительно оценивает мастерство соперника Судевого Барнат из «Шляхецкай заставы» (Барановичи). Именно эти двое сходятся в финальном поединке, и победа остается за Барнатом.
Объявляется перерыв, во время которого можно съесть шашлык и выпить горячительного. Реконструкторы в средневековых одеяниях становятся в очередь за едой, пересыпают поп-корн в глиняные горшочки. Любой желающий может попробовать пострелять из лука.
Турнир продолжается бургутом — командным боем. Победителем в круговом бугурте (массовом бое, где каждый – сам за себя) становится 16-летний Артем. Его соперники – опытные бойцы, но Артем применяет сильнейшее оружие – хитрость: бегает по ристалищу, пока все мочат друг друга, и в итоге остается на ногах один.
Следующее развлечение: танцы от коллектива «Средневековая поляна». Сначала класс показывают участники, а затем в круг становятся все желающие: дети, бабушки, не совсем трезвая общественность.
-Раз-два, хлоп-хлоп-хлоп. Раз-два, прыг-прыг-прыг! – командует гуру исторического танца Тимофей, и новоявленные танцоры старательно двигаются в разные стороны, хлопают и подпрыгивают.
На улице еще светло, а на сцене уже начинают настраиваться музыканты. Зрители чинно усаживаются на лавочки. Первыми выступают Deep Breath: Серега, Серега и Владик из Бреста с песнями про одиночество и неразделенную любовь.
Родителями присутствующих здесь детей нечего бояться: ни нецензурщины, ни экстремального вокала, ни пива на сцене. Другое дело – панки «Минимум 3 оборота».
При них – гитарист в клетчатой юбочке и хит «Возраст не мешает расп#####ству» (у-у-у-у!)
У сцены задорно танцуют несколько поклонников.
Группа «Галерея» играет свой альтернативный рок. Танцы продолжаются. Людей у сцены становится гораздо больше, когда свое выступление начинают Whiskey Bar. Один из гитаристов сидит на бюллетене, поэтому ребята справляются втроем. У них есть все, чтобы покорить публику: харизматичный фронтмен, гитарное и барабанное соло, хорошее американское звучание классического hard metal.
Под «Вискарей» начинается настоящий слэм, если вы понимаете, о чем я.
Хорошо, но мало. Как публика не упрашивает Whiskey Bar сыграть еще, ведущий остается непреклонен – время вышло. На сцену поднимется melodic death/thrash metal band Nightfall embraces («Объятия Сумерек» или «Объятия Тьмы» и никак иначе). Впору уводить детей подальше.
Грубый вокал, агрессивные гитары и песни про смерть. Публика восторженно трясет головами.
И пока любители харда еще тепленькие, свой сет начинает Sandglass. В группе рокировка – за барабанами вокалист Фил, а вокалом заведует новый участник Ян. В таком составе музыканты отыгрывают, как всегда, без проблем, задорно и энергично, поддерживая огонь угара на должном уровне. И снова – мало.
Фэст близится к финалу. Sagotorium (brutal death metal/ grindcore/ industrial) рвет публику смесью жанров и двойным вокалом. С кукареканием и танцами (трек Fried Chiken Genocide) концерт финиширует.
На ногах стоят уже немногие.
Завершаются «Осенние маневры» огненным театром «Дыхание дракона» (Брест) и завораживающей игрой огня от мастера бризинга (искусство выдувания пламени) Валентина Павлюкевича (Children of fire, Гродно). Звезды блестят в свете огненных выдохов. Участники расползаются по норам, чтобы придя в себя назавтра, искать потерянные вещи, вспоминать минуты катарсиса и мечтать о продолжении банкета.