За последний квартал залежи готовой продукции на складах Брестчины «похудели» на 70,7 млрд. рублей

23  Октября 2009 г.  в 17:05 : Финансовый кризис

Как только производители Брестчины познали горькие плоды бездумного затаривания складов готовой продукции, как то вымывание оборотных средств, рост долгов и другие, стало ясно – пора разгружать. Ведь затаренные складские помещения связывают даже самые жизнеспособные предприятия по рукам и ногам. Кто преуспел в разгрузке запасов в III квартале? А у кого запас есть не просит?

Тотальная разгрузка

На 1 октября доля готовой продукции, которая «томится» на складах области, к среднемесячному объему производства составила 80,3%. Треть этих запасов приходится на предприятия республиканского подчинения во главе с концернами «Беллегпром» (2,9 месячных объема производства) и «Белгоспищепром» (2,4 месячных объема). Однако, если разрезать складской «пирог» по отраслям, то видно, что тотальная разгрузка складов коснулась почти каждого кусочка. Машиностроительные предприятия за последние 3 месяца разгрузили склады на 39 млрд. рублей, легкая промышленность – на 10 млрд., лесная промышленность и деревообработка – на 13 млрд., пищевая промышленность – на 4,5 млрд., химики и производители стройматериалов скинули по миллиарду. И только мукомольные и комбикормовые заводы нарастили складскую массу, что, впрочем, неудивительно – зима-то на носу.

конкретно на сентябрь, то запасы по области выросли на 9,3 млрд. рублей. При продолжающейся тенденции к снижению залежей готовой продукции в большинстве отраслей сентябрьский прирост дали пищевой (+23 млрд. рублей) и все тот же мукомольный и комбикормовый (+4 млрд. рублей) сектора. Причина – все та же сезонность запасов. Хотя есть и другие, более глубоководные поводы к накопительству. Но о них позже. Также растет доля отгрузок продукции в объеме производства: по итогам трех кварталов – 98,3%.

Удар «с носка»

Однако по-прежнему солидные запасы на складах предприятий легкой промышленности, в 2,5 раза превышающие среднемесячный объем производства. Но если предприятие ставит во главу угла разгрузку складов – то это ему удается. К примеру, склады ОАО «Брестский чулочный комбинат» за последние 3 месяца опустели на 5,7 млрд. рублей. А ведь к 1 июля там скопилось носков-чулок на 13,7 млрд. рублей из-за падения спроса на чулочно-носочные изделия как на внутреннем рынке, так и в России. Чтобы увеличить сбыт своей продукции и уменьшить ее запасы, комбинат развивает дилерскую сеть в России и СНГ, ведет переговоры о поставках в Швецию, Латвию и Эстонию, постоянно участвует в международных выставках, предоставляет дополнительные скидки на несезонный товар. Для корректировки производственной программы в сторону пожеланий покупателей комбинат изучает спрос и проводит маркетинговые исследования. Рекламные акции, рассылка коммерческих предложений по электронной почте, проведение месячников чулочных изделий в торгующих организациях – все это не может не сказаться на снижении запасов. Немалую роль в разгрузке складов сыграл и еще один важный фактор – за 9 месяцев объемы производства на комбинате упали на 23,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а это 11,2 млрд. рублей.

Остатки сладки

Но есть случаи, когда цифры обманчивы и за ними стоят серьезные рыночные явления. К 1 июля в ОАО «Жабинковский сахарный завод» скопилось сахара на 41,4 млрд. рублей – 7-месячный объем производства. А уже к первому дню осени запас буквально растаял до 89% среднемесячного объема производства – распродали все то, что произвели в 2008-м и в начале 2009 года. Такова цикличность производства – с сентября начался новый сахарный сезон, и караваны с сахарной свеклой двинулись в направлении жабинковского гиганта. Только на Брестчине под сахарную свеклу отдали 23,6 тыс. т, а по постановлению Совмина сельчане области должны поставить в Жабинку 860 тыс. т этого сахаросодержащего корнеплода. И с первых же дней сентября Жабинковский завод приступил к переработке нового урожая.

Как отмечают на предприятии, экспортный спрос на сахар значительно увеличился. Жабинковский продукт делает жизнь слаще потребителям Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, России, Украины, Польши, Латвии и даже США. Правда, за океан идут поставки скорее рекламных, чем промышленных масштабов. Только в сентябре на экспорт отгрузили 10 тыс. т сахара, хотя раньше зарубежные поставки первого месяца осени были чисто символическими. Чем же объяснить такую тягу к сладкой жизни? Ларчик открывается просто. Неурожай сахарного тростника в мире, по оценкам аналитиков, повлечет за собой дефицит сахара от 3 до 7 млн. т. В связи с этим мировые цены на сахар выросли на 60 - 80%. Кстати, внутренняя цена на этот продукт, которую регулирует государство, пока остается самой низкой – 525 долларов за тонну. При этом минимальная экспортная цена, по которой Жабинковский завод продает сахар, – 570 долларов. Однако на заводе не спешат распродавать сладкий запас, который на 1 октября составил 1,9 среднемесячного объема производства (22,5 млрд. рублей). Ведь, по оценкам экспертов, в I квартале будущего года мировые цены на сахар могут преодолеть планку в 7 сотен «зеленых». Да и внутренние потребности в этом стратегическом товаре нужно обеспечить. Поэтому предприятие планирует попридержать сладкое «золото», пока продавая его только для расчетов по текущим платежам и кредитам.

Мебельная лихорадка

Обзор складских помещений области продолжим мебельными складами, которые за последние 3 месяца также стали посвободнее – почти на 10 млрд. рублей. К примеру, ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» провело мощную летнюю рекламную акцию «Мебельная лихорадка», где скидки достигали 20%. До 31 октября продолжается другой пиар-ход компании – акция «Осенний калейдоскоп» со скидками на некоторые виды продукции до четверти цены. Только за 8 месяцев реклама и маркетинговые исследования обошлись холдингу в полмиллиарда рублей. К тому же облисполком выступил инициатором включения продукции «Пинскдрева» в перечень товаров, на приобретение которых малообеспеченные граждане могут получить льготный кредит. Результаты всех перечисленных мер не заставили себя долго ждать – запасы за последний квартал снизились со 114,2% до 98,7% среднемесячного объема производства, а среднемесячный объем отгрузки превышает объем выпуска на 3 млрд. рублей. Активизировала экспансию на внешние рынки Ружанская мебельная фабрика – ее продукция покоряет Казахстан. А фирменные магазины предприятия привлекают покупателей снижением торговых надбавок и скидками. Кстати, скоро фирменная торговая точка фабрики откроется в Барановичах. Солидно разгрузила склад и Брестская мебельная фабрика – мебели за последний квартал там стало меньше в 2,5 раза. Отметим, что мебельщики области активно участвуют в отраслевых ярмарках. В частности, на днях в Минске закончился крупный форум «Мебель-2009».

Молоко пойдет далеко

Стратегия тотальной разгрузки складов готовой продукции базируется на двух китах – создании эффективной товаропроводящей сети и расширении экспансии на внешние рынки. Такую сеть за рубежи республики раскинул концерн «Брестмясомолпром». Она представлена двумя структурами с участием белорус-

ского капитала в Москве и еще дюжиной дилеров, 9 из которых работают в России. Через эти структуры продано продукции на 54 млрд. долларов – четверть всего экспорта. Снижение спроса на молочную продукцию и падение экспортных цен на нее на 20 - 40% к уровню прошлого года не мешают системно осваивать все новые пути для товаров нашего региона. В августе концерн учредил торговый дом «Брестмясомолпром» в северной столице России, а Лунинецкий молочный завод создал совместное предприятие в украинском Нововолынске. На стадии завершения совместный проект российского молочного гиганта «Юнимилк» и Пружанского молочного комбината. Березовский сыродельный комбинат увеличил продажи через питерский торговый дом «Альянс» на 85%, а через московского дилера «Молторг-опт» – на 27%. Даст толчок дальнейшему завоеванию внешних рынков подписание Кобринским маслодельно-сыродельным заводом новых договоров с дилерами из Казахстана, Москвы, Санкт-Петербурга и Смоленска. Все эти меры позволили концерну сократить запасы готовой продукции за 3 месяца более чем на 2 млрд. рублей. Отметим, что, несмотря на растущий спрос зарубежного потребителя на нашу молочную продукцию, ее путь на европейский рынок затрудняет нескоординированность работы ветеринарной службы Минсельхозпрода, санитарной службы Минздрава и Госстандарта.

Дом с видом на рынок

Предприятия плодоовощной переработки хотя и лишены собственной товаропроводящей сети за рубежом, тем не менее постоянно наращивают прямые экспортные поставки – с 65% к уровню прошлого года в I квартале до 93% после трех кварталов. Сейчас изучается возможность прорыва нашей плодоовощной продукции на казахстанский рынок через возможность открытия в этой среднеазиатской стране белорусского торгового дома.

Двойной эффект

Ведущие товаропроизводители области активизировали продвижение своей продукции через торговую сеть частных фирм и индивидуальных предпринимателей. В частности, в конце сентября Брестский облисполком организовал встречи представителей малого бизнеса и крупнейших производителей пищевой и легкой промышленности области. Кроме того, облисполком разработал график распродаж товаров, произведенных на Брестчине. Эта мера наносит двойной удар по запасам готовой продукции – с одной стороны, скидки на залежалый товар предоставляет производитель, а с другой – торговля инициирует снижение торговых надбавок на эту продукцию.

Запас на уровне глаз

Кстати, торговля не остается в стороне от разгрузки складов. Только за 8 месяцев этого года торговые организации провели более 5 тыс. выставок-продаж и около 1 тыс. рекламных акций. На распродажах по сниженным ценам продано товара на 10,7 млрд. рублей. При этом специалисты облисполкома рекомендовали торговым точкам отдать приоритет белорусским товарам при их выкладке: учитывать покупательские потоки, размещать в прикассовой зоне торгового зала, располагать на уровне глаз и использовать другие профессиональные хитрости для привлечения внимания потребителей к отечественной продукции.

Незапасливый город

Напоследок несколько слов о самом крупном промышленном центре области – Бресте. При нормативе 61% на 1 октября на складах города хранилось 58,9% среднемесячного объема производства. За последние 3 месяца брестская промышленность сумела разгрузиться на 17,3 млрд. рублей. Правда, в сентябре запасы выросли на 7,4 млрд. рублей. Лидер первого осеннего месяца – Брестский электромеханический завод, который добавил на свои склады готовой продукции на 5,4 млрд. рублей. Здесь, думается, сыграла свою роль сезонность спроса на сельхозтехнику, которую делают на заводе. Но, как известно, сани нужно готовить летом.

Одни лезут из кожи вон, чтобы хоть как-то реализовать залежалую продукцию. Другие запасают готовый товар в надежде получить дивиденды от его продажи спустя время. Третьи вынуждены держать на складе хотя бы образцы обширного ассортимента своей продукции, смущая при этом «некрасивой» статистикой запасов, которые просто коммерчески или технологически необходимы. Подход к запасам весьма индивидуален в различных отраслях и цифры здесь объясняют далеко не все. Главное, чтобы готовая продукция не связывала по рукам, а ее запас был поистине «золотым».
 

Сергей РЕКУЦ