Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Не приведет ли разработка Хотиславского месторождения мела к экологическим проблемам?

9  Октября 2009 г.  в 22:56, показов: 5077

Не приведет ли разработка Хотиславского месторождения мела к экологическим проблемам?Этот вопрос стоял на повестке дня сессии Малоритского райсовета депутатов. Народные избранники рассмотрели отчет РУП «Центральный НИИ комплексного использования водных ресурсов» по оценке воздействия на окружающую среду добычи мела на участке Хотиславского месторождения и заслушали доклад представителя компании-инвестора этого масштабного проекта.

Масштабы обязывают задуматься

Нужно сказать, что масштабы задуманных работ просто обязывают задуматься об их экологических последствиях. ЗАО «Кварцмелпром», тремя четвертями акций которого владеет ООО «Трайпл», планирует освоить 50 га месторождения и поэтапно довести добычу до глубины в 45 м. Кроме того, тут же предусмотрено создание современных мощных производств, которые будут выпускать ежегодно 400 тыс. т кварцевого песка, 460 тыс. кубометров блоков из ячеистого бетона, 120 млн. штук силикатного кирпича, 300 тыс. т негашеной извести и 100 тыс. т тонкодисперсного мела. Инвестиционные вливания оцениваются в 570 млрд. рублей.

И хочется, и колется

Социально-экономический эффект таких вложений для Малоритского района трудно переоценить. В перспективе это 500 новых рабочих мест (уже сейчас занято порядка сотни человек), развитие инфраструктуры района и пополнение местного бюджета, реализация специальных социальных задач - уже построен 72-квартирный жилой дом. Но есть и вторая – экологическая сторона медали...

Напомним, Хотиславское месторождение было открыто в 1975 году. О его разработке говорят уже два десятка лет, но до сих пор слов было больше мела. Все проекты упирались в финансовые и технические трудности. А в связи с дороговизной природоохранных мер в конце прошлого столетия даже говорили о нецелесообразности разработки меловой жилы. Пока за дело не взялся «Трайпл». Уже проделана значительная работа – в проектирование и инжиниринг вложены 62 млрд. рублей. Однако важная задача при реализации столь грандиозного проекта – свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду. И, нужно сказать, в процессе проектирования охрана природы стоит далеко не на последнем месте. Выполнены все предусмотренные экологические мероприятия. В частности, пробурены 3 водопонижающих скважины для снижения уровня грунтовых вод, со стороны Украины прорыт мелиоративный канал длиной 610 м и глубиной 3,5 м. Для контроля за уровнем грунтовых вод пробурена наблюдательная скважина, а также предусмотрено прекращение добычи в случае неэффективной работы компенсационной системы по предотвращению негативного влияния на прилегающую территорию. Кроме того, уделяется внимание охране животного и растительного мира и системе водоснабжения местного населения.

Мел добывать – озера обМЕЛять?

Поскольку работы ведутся в непосредственной близости от Украины, некоторые информационные источники по ту сторону границы озабочены потенциальной опасностью разработки месторождения для прилегающих к нему на украинской территории национальному парку «Шацкие озера» и ландшафтному заказнику «Прибужское Полесье», а также голословно утверждают об уходе озера Свитязь в карстовые пустоты. Однако белорусские ученые, авторитет которых в этой области не подлежит сомнению во всем СНГ, с помощью сертифицированной многофункциональной автоматизированной системы моделирования движения подземных вод математически спрогнозировали грунтовые потоки. Эта гидрологическая модель рассчитывает последствия вмешательства человека в природный баланс. По мнению ученых, компенсационные каналы будут удерживать воду и об обмелении близлежащих озер не может быть и речи.

Пока народ не скажет «да»

Сейчас заинтересованные ведомства наших стран начали консультации, поэтому украинская сторона уже имеет информацию о нашей внутренней оценке воздействия добычи мела на окружающую природу. После завершения консультаций начнется обсуждение вопроса с украинской общественностью и властями, как это предусмотрено международными обязательствами. Компания «Трайпл» обратилась к властям Малоритского района с просьбой организовать информирование местных жителей об экологической безопасности проекта, а также сбор предложений и замечаний по вопросам охраны природы в связи с предстоящим проектом. Пока песок добывают лишь на 5 га и до момента одобрения общественностью второй стадии разработки никаких кардинальных мер по освоению предпринято не будет.

Фильтр – мелу помеха

Что касается заводов, которые появятся около месторождения, то все они будут проходить экспертизу. Закуплено немецкое очистное и фильтрационное оборудование, запланированы очистка отходящих газов и строительство современной котельной. Кстати, такой же фильтр был установлен на Березовском КСИ и положил конец вечной меловой «зиме», когда круглый год все вокруг комбината было покрыто слоем мелового «инея». В Беларуси санитарная зона для заводов – до 100 м, а немецкое оборудование обеспечит распространение вредного воздействия не далее, чем на 50 м. Сейчас технологии ушли далеко вперед – в Европе производств, загрязняющих окружающую среду, нет просто по закону. И у нас экологические нормы будут только ужесточаться. Поэтому капитальные вложения в природоохранные мероприятия предполагаются с запасом.

Намек ясен

Также на сессии была затронута транспортная проблема. Уже сейчас тяжелые грузы, связанные с месторождением, идут по городским улицам Малориты, доставляя местным жителям определенные неудобства. А что будет, когда добыча мела достигнет проектных мощностей? В то же время существует объездная дорога, которая, правда, недостроена. Представители компании «Трайпл» намек депутатов поняли и обещали взять транспортный вопрос на контроль.

Пока не до жиру – разработать бы жилу


Что касается конкретных социальных планов, связанных с освоением месторождения, то инвесторы пока не стали делить шкуру неубитого медведя, а реализация проекта действительно дело сложное и затратное, и не вдавались в подробности. Известно лишь, что в первую очередь капитальные вложения на развитие инфраструктуры ожидает сам Хотислав. После строительства первого 72-квартирного «красавца» на очереди еще такой же жилой дом.

Малоритский Совет депутатов решил принять к сведению информацию представителей компании «Трайпл» и оказать содействие в общественных слушаниях и разъяснении населению вопросов, связанных с освоением Хотиславского месторождения.
Сергей РЕКУЦ
 

 

Источник информации: http://www.zarya.by/news/economics/2771.html

     Дополнительные материалы по теме:




Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram