Художник рассказал, как попался милиции и почему не может самовыражаться в Бресте законно

7  Марта 2014 г.  в 16:48 : Музыка, кино, музеи, выставки

На днях пресс-служба областного УВД отрапортовала о поимке 22-летнего граффитиста. Можно подумать, что наконец-то милиция нашла хулигана, который портит в городе стены, но на деле в РОВД попал уличный художник. В чем разница? Проблема с порчей фасадов городских зданий для Бреста в последнее время особенно актуальна. Достаточно пройтись по Советской и рассмотреть стены домов, чтобы убедиться в этом.

Художник рассказал, как попался милиции и почему не может самовыражаться в Бресте законно

На днях пресс-служба Брестского областного УВД распространила информацию о том, что в Бресте поймали 22-летнего студента граффитиста. Молодого человека задержали, что называется, «на месте преступления»: милиция застукала парня за разрисовыванием одной из стен старого дома в центре Бреста. 
 
«Молодой человек рассказал, что рисовал на зданиях не впервые, что его творчество – это украшение для городских домов. Правда, далеко не все жители областного центра соглашаются с такой позицией. У подавляющего большинства настенные художества, или, попросту говоря, порча городского имущества вызывают только отрицательные отзывы», - подытожили в УВД.
 
Все так, только создается впечатление, что милиция, наконец, свершила подвиг и словила-таки тот самого пакостника, который портит стены домов в городе уродливыми «тэгами». 
 
 
Как бы не так. Легкой добычей для милиции стал известный некоторым брестчанам художник Предок. Наверняка многие видели наклеенных по городу птиц с национальным орнаментом на крыльях, насемомых, портреты людей и сюрреалистичные картины. 
 
Художник рассказал, как попался милиции и почему не может самовыражаться в Бресте законно
 
Художник рассказал, как попался милиции и почему не может самовыражаться в Бресте законно
 
То, что делает Предок во всем цивилизованном мире называют стрит-артом - уличным искусством, но никак не вандализмом (разница очевидна, не так ли?). Молодой брестский уличный художник Предок в эксклюзивном интервью журналисту mybrest.by объяснил, зачем он рисует на стенах, а также рассказал о бюрократии Брестского горисполкома.
 
- Расскажи, как произошла твоя встреча с милицией?
 
- Я милиции обьяснил, что я не граффитист, а уличный художник. Я осознанно рисую и у меня есть стратегия. Там, в опорке, мы очень мило пообщались, посмеялись дружно. У меня сняли отпечатки и отпустили. То есть меня там поняли.
 
- А тебе штраф дадут?
 
- Нет, штрафа не дадут, потому что я не нанес ущерб. Я рисую на зданиях под снос или, если есть у дома хозяин, то спрашиваю разрешения, чтобы потом не было разочарованных.
 
- Судя по сообщению областного УВД можно подумать, что ты - именно тот пакостник, который ставит «тэги» на стенах и пачкает город. Если бы ты встретился, например, с Брутом, который измазал всю Советскую, что бы ты ему сказал?
 
15.jpg
 
- Брута я не знаю, и, честно говоря, ты задала провокационный вопрос... Своим ответом я могу вызвать гнев этого человека. А возможно он и поймет меня... Нельзя прямо так от моего лица давать ему ответ, иначе реакция его будет непредсказуемой. Я могу лишь прокомментировать свою позицию и отношение к тому, как в моем понимании надо рисовать в городе.
 
- А почему ты такие «тэги» на стенах не ставишь?
 
- Это не мой стиль. Я самовыражаюсь по-другому. Я хочу найти свой почерк и самоопределиться.
 
- Но ведь это здание снесут. Да и сюда редко кто-то заходит, значит, рисунок мало кто увидит.
 
ффф.JPG
 
- Нет, сюда не так мало людей заходит. И, потом, это центр города. Это здание давно уже стоит. Я к нему присматривался-присматривался... и решил его использовать. Тут даже галерею можно создать. Меня это место устраивает. Это во-первых. Во-вторых... да, его снесут... но я просто рисую. Мне нравится рисовать.
 
В итоге, в конце концов, я бы хотел рисовать большие работы. Не просто такие, чтобы в портфель спрятать. А чтобы леса поставить, банки с краской и рисовать на 5 этажей, на 10... это моя мечта.
 
- В Витебске, я знаю, ты как раз и сделал рисунок во всю стену дома. Это было согласовано с властями?
 
Художник рассказал, как попался милиции и почему не может самовыражаться в Бресте законно
 
- Я могу объяснить, как это вышло. В Витебске я договорился с главным архитектором. Он такой простой! Говорит:«Да, хорошо, иди рисуй». Он просто поставил свою роспись. Этот дом тоже старый, но не считался архитектурной ценностью.
 
Когда я рисовал, ко мне вообще никто не подходил. Разве что жители. Они говорили: «Ну прикольно, классно!»Милиция вообще не подходила.
 
В итоге я нарисовал такой вот большой рисунок. Мне помогли друзья. Дал денег координатор проекта «Must act - Must art» Олег Ларичев. И еще дали деньги через «Будзьму» - это все на материалы. И потом, больше всего кто дал - это город. Я ходил клянчил автовышку. Я леса не ставил - мне дали автовышку. Самое дорогое - это машину нанять. День стоит около миллиона пятисот. Я рисовал четыре полных рабочих дня с автовышкой, по восемь часов в день. Город мне дал вышку на три дня, а я потом на те деньги, что у меня от покупки краски остались, нанял автовышку еще на день. Мне как раз хватило на восемь часов.
 
Так я и нарисовал. Потом мне позвонили, пригласили к главному архитектору. Я пришел, а он мне: «Молодец! Классная работа!» И я ему принес следующий рисунок. Но пока с ним все зависло, опять нужно просить деньги у города.
 
- Хорошо, но в Бресте ведь ты тоже просил разрешения разрисовать стену? Чем все закончилось?
 
- Во-первых, в Бресте я ходил еще, кажется, два года назад в отдел идеологии. Проблема в том, что у нас в горисполкоме нет такого человека, который скажет: «Иди рисуй, если будут какие-то вопросы с милицией - обращайся ко мне». В Витебске ответственность взял на себя главный архитектор. Поставил подпись и если что - ему звонят. Там права четко распределены: архитектор отвечает за внешний вид города. В Бресте я сначала пошел в отдел идеологии, они сказали: «Сейчас-сейчас, все решим». Потом они мне звонили-писали, что ваш вопрос обрабатывается, тра-та-та... Потом пригласили поговорить, мол, что ты хочешь, что тебе надо.
 
ф.JPG
 
Я сейчас уже даже и не помню, как там все было... Я помню, общался не один раз с заместителям мэра. Он говорил:«Да-да-да, мы тебе поможем, но ты должен пообщаться с главным архитектором города».
 
То есть по сути никто не может дать разрешения на стенку, чтобы вопросов потом не было! Когда я пришел к архитектору, он сказал типа «Что это такое? Зачем тебе это надо? Все фигня, у тебя не получится». Вот. Я ему приводил пример, что я в Витебске рисовал, то есть это все можно делать. Но он мне: «Не могу. Не знаю. Иди к мэру».
 
То есть я еще должен идти к мэру, чтобы этот вопрос решить. Все сваливают друг на друга. Я им приносил фотки стен, где торцы есть чистые белые. Фотки пятиэтажек, где небольшие есть свободные стенки. Но архитектор не принимает идею абсолютно, говорит: «Ну зачем нам это надо?!». И еще говорил, что от него ничего не зависит, типа: «Если ты это сделаешь, я завтра тут работать не буду». Это надо собрать какой-то совет художников, там обсудить... Но мне он заранее сказал, что у меня там ничего не получится.
 
Такая бюрократия. Потом пришло письмо от ЖЭКа: «Мы ваш вопрос рассматриваем, мы получили ваши экскизы...» Ну и толку ходить? Решил: сам возьму договорюсь с людьми и порисую.
 
фффф.JPG
 
Как вариант - сходить все-таки к мэру. Я все думаю: идти или не идти. И поговорить.Типа: «Здрасьте, мэр. Мне нужна эта стена. Найду я сам деньги на краски. Просто чтобы вопросов не было. Вы же главный!»
 
Но я так и не дошел. Я уверен в своей позиции, своей правоте. Я хочу рисовать на больших стенах.
 
Беседовала: Оксана БРОВАЧ, фото Дмитрия БОСАКА и из личного архива Предка MYBREST.BY