На какие ухищрения идёт торговля ради прибыли? И кто может их призвать к ответу?

16  Ноября 2013 г.  в 09:14 : Тайный покупатель

На какие ухищрения идёт торговля ради прибыли? И кто может их призвать к ответу?Как часто, покупая хлеб в магазине, мы интересуемся датой его изготовления? Спрашивали у продавцов страну-производителя консервов, выставленных на прилавке? Думаю, что редко. Хотя магазины обязаны предоставлять о товаре подробнейшую информацию, ведь за нарушение правил торговли можно получить приличный штраф.

С осени этого года недавно созданная торговая инспекция получила право не только инспектировать торговые точки, но и направлять материалы проверки в суд. Только за два месяца в Бресте и некоторых районах области было проверено 27 фирм и ИП, вследствие чего общая сумма штрафов составила 22 миллиона рублей. На чем же попадаются продавцы и администраторы торговых объектов? Это удалось выяснить посетив с инспекторами два магазина одной из крупных брестских фирм.

Реакция на акцию

Работникам торговли на заметку: к рейду инспектор готовятся заранее. Сначала мониторят точки под видом обычных посетителей, затем приезжают официально, заранее зная, какие проблемы могут возникнуть. Все законно, ибо первым делом инспектор требует книгу учета проверок. В нашем случае растерянный администратор даже не сразу такую нашел. Делается соответствующая запись и - началось!

Первое, что бросилось в глаза: акция по распродаже водки со сниженными ценами. Призывный плакат висел прямо на кассе. В некоторых магазинах, кстати, администрация не только размещает рекламу с распродажей, но и выставляет соответствующий товар отдельным рядком, на самое видное место. Встречали такое? Знайте - это нарушение, поскольку алкоголь со скидками рекламировать у нас запрещено. Причем как крепкие напитки, так и пиво, что тоже довольно распространено. Особенно если его сроки подходят к концу. Штраф за это весьма приличный - порядка 50 базовых величин.

На какие ухищрения идёт торговля ради прибыли? И кто может их призвать к ответу?Чьи конфеты?

На прилавке - развесные конфеты, на ценнике – крупным шрифтом цена за килограмм. И мелко-мелко указана фирма-производитель. Начальник торговой инспекции по Брестской области Александр Муха комментирует: это нарушение. Ценник - не только информация, сколько придется заплатить за товар. Здесь должны указываться дата изготовления и страна-производитель. На большинстве ценников в проверяемом магазине почему-то значилась торговая сеть, к которой он относится.

Получается, покупателям в магазине, по сути, предоставляли рекламу своей фирмы. На это тоже следует обращать внимание, особенно тем, кто предпочитает отечественный товар зарубежному, ведь под такой информацией могут продавать продукцию, произведенную за рубежом.

- В некоторых магазинах вообще вместо ценников наклеивают наклейки-стикеры, - говорит Александр Муха. - Там даже минимальной информации нет. Но покупатели этого не замечают. Особенно стоит обращать внимание на кондитерские и хлебобулочные изделия без упаковок. Там на ценниках чаще всего предоставляют неполную информацию о товаре.

Откуда мошки?

Следующая, довольно длительная остановка у стеллажа с хлебом. Инспектора изымают запечатанные в упаковку батоны один за другим, медленно наполняя продовольственную корзину. Увы, не для покупки. Все они оказались просроченными, тогда как хлеб нужно списывать, даже если сроки хранения истекли пару часов назад.

Впрочем, в этом магазине попались экземпляры, которые снимать с полки нужно было еще накануне с вечера, а в одном из упакованных батонов мы разглядели... мошкару! Далее последовал короткий, но любопытный диалог проверяющего с администратором:

- Вы в курсе, что у вас просроченный батон с мошками?
- Это они туда залетели... 
- В герметичную упаковку?.. 

Рядом с хлебом, в холодильнике, инспектора нашли фарш и масло, которым также давно пора было оказаться в мусорном ведре. И это уже серьезное нарушение. Штраф от 30 базовых. Впрочем, директор вправе найти виновных и "расписать" долг на них. А у инспекторов вновь появился повод обратиться к читателям: не поленитесь лишний раз проверить сроки годности, которые должны быть на упаковках.

Все взвесить...

И последнее. Магазин, как и некоторые другие, не пополнял ассортиментный перечень - это часть торгового ассортимента товаров, который должен быть в продаже постоянно. И еще - проверяющие не нашли правила торговли, которые должны размещаться на информационных стендах в магазинах для любознательных покупателей. А уже под занавес, на выходе оказалось, что и контрольные весы почему-то не работали. Правда, администратор их включила в сеть, но рядовой покупатель, разумеется, хозяйничать на торговом объекте не станет. Хотя имеет полное право потребовать у администрации устранить все, что нарушает его права. И это тоже важно знать.

источник Автор Александр МИТЮКОВ, газета Заря