«Террорист» из подворотни. Почему с ним никто не мог совладать?

9  Октября 2013 г.  в 16:44 : Благотворительность

В специализированную школу-интернат отправили 10-летнего мальчугана. Миша (назовем его так) терроризировал детей в нескольких кварталах Бреста, приучал их нюхать клей, говорить “взрослыми словами”, драться и даже думать… о сексе.

Родители потерпевших детей вздохнули с облегчением, но эмоции по-прежнему фонтанируют. Одна из молодых мам рассказала:

Это ж сколько пришлось пережить! И никому дела не было. Участковому звонишь – бесполезно. Через день-два сын жалуется, что этот драчун проходу не дает. Значит, надо идти во двор сторожем, чтобы чего не вышло. Как увидишь Мишу, говоришь ему: мол, что это такое, разве так можно? А он огрызается грубыми словами. Говорили мы и с его матерью, чтобы за сыном смотрела, но ей, видно, за пьянками и мужиками некогда. Просто ужас какой-то. Да он всю школу “на уши поставил”, зря что маленький

Две бабушки в одном из дворов в один голос воскликнули:

Миша? Ой, какой вредный мальчик! Плохой!

Оказалось, что однажды бабушки были свидетельницами, как Миша во дворе дрался со своей мамой.

Школа

Родная школа-сад № 5– теперь уже в прошлом для Миши. Мальчика переместили в специализированное учебное заведение за пределами Бреста. Говорили мне даже, что прямо со двора его якобы забрали и посадили в спецавтомобиль, а потом увезли.

Со школы-сада №5 и началась проверка версий, накопившихся об этом странном мальчугане.

Разговор проходил в кабинете завуча по воспитательной работе. Кроме хозяйки, были психолог и социальный педагог.

Психолог Екатерина Евтухова рассказала, что раньше Миша был послушным. “Замечательный, мягкий ребенок. Кучерявый, весь в веснушечках. Да с ним все нянчились!” Но потом начались проблемы. Причем они явно росли из семьи. Почему такая уверенность? А вот почему.

“Он рисовал раньше только папу и маму. Так вот, со второго класса Миша уже перестал их рисовать – видимо, стал ощущать себя лишним в семье и втянулся в бесконтрольное, хаотичное поведение. Начал делать все, что ему хочется. Однажды выбил камнем стекло в автомобиле, залез внутрь и сидел там. Потом я спросила: «А что мама тебе сказала?» -- «Ничего не сказала» -- был ответ.

Хотел – собирался и убегал прямо с уроков домой, – продолжала Екатерина Андреевна. – А в третьем классе случилась такая история. Шел Миша с уроков. Прежняя социальный педагог ему как раз на пути встретилась, так он ее с тропинки столкнул. Она – в кусты, сумки во все стороны, я в слезах вся, потому что ее поднимаю, мне трудно… “Миша, остановись, что ты делаешь...”, а он помчался дальше…”.

Рассказывала психолог и о тренингах для родителей проблемных детей. “Ходила его мама. Папа даже один раз пришел. Я специально сфотографировала, чтобы свидетельство было, что ходили. Но, видимо, алкоголь побеждал, потому что забирали у них детей, потом отец кодировался от алкоголя, мать воздерживалась, и детей возвращали.”

Были на портрете Миши и два светлых мазка. “Вот этим летом бежит Миша навстречу, раскинув объятия: “ Здравствуйте, Екатерина Андреевна!”. Потом как-то, ища сочувствия, пожаловался, что мама побила”…

И, тем не менее, труднее ребенка, чем Миша, педагоги не могли припомнить. “Он очень запущенный. Причем не просто не контролирует свое поведение, а знает, что плохо, и намеренно делает плохое. Эгоистичен, не приучен понимать других, уживаться. В прошлом учебном году разорвал на воспитательнице маечку за то, что она сделала ему замечание. В микрорайоне у него на счету уже поджог и несколько случаев, когда его за драки забирала милиция”.

Милиция

После всего услышанного от родителей и педагогов неконтактность милиции по поводу проблемного мальчугана не удивляла. Участковая отказалась говорить на эту “закрытую” тему без санкции своего начальника. То же повторила и инспектор по делам несовершеннолетних. Правда, в конце концов от милицейского начальства удалось получить санкцию на разговор.

Инспектор по делам несовершеннолетних, капитан милиции Ирина Иволина поведала: “На Мишу неоднократно составлялись протоколы за деяния, имеющие состав административного правонарушения. Он наносил побои, совершил поджог сараев. Штрафы, конечно, платила мать, и немаленькие. Кроме того, он у нас состоит на учете как токсикоман – нюхал клей. Пришлось с ним обращаться и к психиатру. Сам сказал, что испытывает приступы агрессивности. Давали там ему лекарства, получил психотерапию”.

Еще я узнал, что Миша и вправду уникум в деле “постановки на уши” взрослых и детей, проживающих в Ленинском районе. Но и помимо него на учете в ИДН состояло на 15 сентября 259 несовершеннолетних. Ими занимаются 9 инспекторов.

Приют

Он оказался местом, где Миша пробыл несколько дней после того, как его отсутствие во дворах заметили и вздохнули с облегчением. Вот как пояснила ситуацию заместитель директора социально-педагогического центра г. Бреста Жанна Долгодилина:

“Миша у нас всего несколько дней пробыл. На время подготовки документов перед его отправкой в спецсанаторий. Но уже в первый вечер ТАК отличился! Мат-перемат, обзывается, а потом и вовсе с девочки одной стянул штанишки, сам снял и давай к ней приставать… Дети этого еще не понимают, но он-то…пожалуй, да.

А в последний день, когда надо было комиссию проходить, чтобы ехать в санаторий, он отказался, начал от меня убегать. Ловили его по всему зданию. Я ему объясняю, что если не пройти комиссию, тогда вопрос встанет не о санатории, а о школе закрытого типа. В общем, такого неуправляемого мальчишки я за 13 лет работы завучем не припомню”, – резюмирует педагог.

На вопрос, каково будущее у Миши, Жанна Адольфовна сказала, что многое уже упущено. Родители совсем потеряли над ним контроль…

На новом месте

Похоже, завуч по воспитательной работе Молчадской санаторной школы-интерната Нина Волынец обрадовалась моему звонку.

Миша на самом деле у нас. Сказать, что он совсем уж плох, я не могу. Видимо, новая обстановка помогает ему как-то выровняться. Маленький еще человек, видимо, трудно ему было в прежнем окружении, выживать приходилось, вот и озлобился. А здесь он ухожен, сыт, есть где спать и готовить уроки. Контакт у него с одноклассниками появился, больших нарушений пока не было,” – рассказала Нина Васильевна.

Нет, не доставляли его сюда спецтранспортом, опровергла завуч расхожую версию. Привезла мать из брестского приюта. Туда попал не иначе как с подачи милиции (в ИДН это потом подтвердили: настойчиво порекомендовали маме написать заявление, и та согласилась. – Е.Б.).

Далее Нина Волынец сказала, что они имеют право держать у себя детей два года. Потом или возврат по месту жительства, если родителям (родителю) вернут родительские права, или статус сироты с дальнейшим пребыванием в интернатах до наступления совершеннолетия.

Интересно, что раньше учреждение в Молчади называлось “школа-интернат для детей с отклонениями в поведении”. “В 2011 году переименовали в соответствии с новым Кодексом образования”, – пояснила Нина Васильевна. “Замаскировали?” – спрашиваю. “Нет, пожалуй. К нам поступают дети с туберкулезом. А детей, состоящих на учёте в ИДН, у нас около 30 процентов. Раньше, кстати, таких было 87 процентов".

Небольшая авторская тайна

Жесткую Мишину руку я помню с середины лета. Шел как-то по своим делам. Вдруг из группки ребятишек голос: “Дядя Женя, здравствуйте!”. Знакомый малец подбежал ко мне, глаза испуганные…”Не пускает меня домой…” И показывает на крепкого мальчишку, с виду лет 13 – 14. На полголовы ниже, но взгляд уверенно-дерзкий. Я пытаюсь взять мальца рукой под свою защиту – пацан перехватывает мою руку! Хватка крепкая. “Стоп,” – говорю. И, применив силу, беру его на удержание.

Двое ребят, оглядываясь, улепетывают по домам, а я затеваю со странным малым беседу. Спрашиваю, всё ли у него в порядке, понимает ли, что детей нельзя терроризировать, забирать их территорию. Кто таков, откуда? Поскольку мальчик с повадками хулиганистого тинэйджера был немногословен и, соскакивая на слэнг Шарикова, порывался уйти, я пообещал написать о его проделках, если они повторятся, и отпустил. А через три месяца, когда дворы избавились от юного “террориста”, подумал: а пожалуй, полезно будет это расследование провести…

Вместо эпилога

Не буду укорять милицию за то, что не справилась с мальчуганом, наводившим страх на детей. Не ее это дело – бегать с наручниками за пацанами и девчонками.

Многое теряется, как мне кажется, на уровне системы образования и социума. Посмотрите на наши дворы. Убогие, ямистые спортивные площадки, обрамленные бетонными бордюрами… А ведь могли бы быть – по одной на несколько кварталов – многоцелевые спортивные площадки со своими клубами. И чтобы обязательно был хозяин в лице такого вот клуба. И тогда осталось бы предусмотреть механизм, как вовлечь в клуб такого вот Мишу.

Спорт – это не для всех, скажете вы. Согласен. Пусть будет караоке-клуб, пусть клуб собаководов. А самое важное – это уменьшить бедность. Она унизительна, от нее взрослые опускаются, утягивая на дно детей. Но пусть этот Миша хотя бы постоит около хоккейной коробки, поболеет. Пожалуй, забудет, что надо идти нюхать клей. Ведь наш биологический вид – это прежде всего homo ludens, “человек играющий”, а маленькие существа, они, если не больны и не голодны, особенно любят играть… 

Источник информации: Автор: Евгений БЕЛАСИН, Брестский Курьер