Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Мнение: введение малого приграничного движения обернётся катастрофой - А.Сумар

7  Октября 2013 г.  в 13:07 : Граница, таможня, пограничники

Мнение: введение малого приграничного движения обернётся катастрофой - А.СумарПрежде всего несколько замечаний от портала Виртуальный Брест. Автор материала, опубликованного ниже, Андрей Сумар, не является родственником нашего губернатора, просто однофамилец. Он занимается вопросами, связанными с визами, взаимодействием Беларуси и ЕС, малым приграничным движением и т.д. Недавно он с командой инициировал проведение в Варшаве конференции по самым больным вопросам, в число которых вошли и проблемы получения белорусами Польских виз. Мы приводим по его просьбе несколько выдержек из материала, подготовленного по результатам конференции, оригинал доступен здесь.

По сообщению руководителя организации RENESANS.BY Андрея Сумара, в августе должна была состояться пресс-конференция для польских средств массовой информации, посвящённая теме «визового бизнеса», процветающего около польских консульств в Беларуси.

inforama.by: Как обстоят дела с пресс-конференцией? Читатели давно ждут продолжения «визовой темы».

А.Сумар: Пресс-конференция состоялась, однако в условиях, напоминающих детективный сюжет. Оказывается, провести в сегодняшнем Минске пресс-конференцию на тему «Какой плохой Лукашенко» проще и легче, чем провести конференцию в «свободной» Варшаве на тему «Как воруют польские дипломаты». Об этом сюжете - несколько позже. Итак, 9 сентября в Варшаве давно планированная пресс-конференция всё-таки состоялась. Активисты RENESANS.BY направили приглашения не только польским журналистам, но и посольствам стран-членов Европейского Союза, представляющим свои страны в Польше. Это было сделано скорее для информирования европейской общественности о существующей визовой проблеме в Беларуси. Не скрою своего удивления, когда оказалось, что тема заинтересовала европейских дипломатов, и на конференцию пришли представители посольств целого ряда европейских стран. По этой причине акцент пресс-конференции я перенёс с темы визового мошенничества, которым, предположительно, промышляют с особо крупным размахом польские дипломаты в Беларуси, на представления западных дипломатов о визовых благах, которые Евросоюз предлагает белорусским гражданам. Эти представления я назвал «визовыми мифами». Вот на что я обратил внимание участников пресс-конференции:

Миф 1. «Малое приграничное движение - великое благо для белорусов»

В последние годы в СМИ пропагандируется идея введения «малого приграничного движения» между Беларусь и Польшей, а также Литвой. Для того, чтобы успеть на данную пресс-конференцию, проводимую в понедельник, я выезжал из Бреста через пункт пропуска «Варшавский мост» в воскресение, когда совершенно отсутствует очередь из въезжающих на этот пункт пропуска автомобилей. Пересечение границы в таких условиях заняло у меня 3 часа. Если бы на пункте пропуска собралась небольшая очередь, то мне пришлось бы потерять 5-7 часов. При действительно большой очереди на пересечение границы потребуется от 7 до 15 часов.

Наибольшее количество времени, которое мне пришлось потратить на пересечение границы, составляет 16 часов (об этом случае я не рассказывал на пресс-конференции, но всё-таки стоит упомянуть о нём). Несколько лет назад при выезде из Польши на погранпереходе Slawatycze-Домачево случилась большая очередь. Очереди образовались и на соседних погранпереходах. Был июль месяц, стояла жара. Рядом с данным погранпереходом нет ни аптеки, ни киосков с продуктами. В пятистах метрах от въезда на погранпереход у самой дороги расположен один только туалет. Учитывая погодные условия и большое скопление людей, этот туалет излучал такой «аромат», что ближе, чем на сто метров к нему нельзя было приблизиться, однако также не было никакой возможности избежать участи подвергнуться воздействию излучаемого аромата: когда автомобиль попадал в зону «излучения», путешествующим приходилось терпеть долгие несколько часов, пока очередь медленно продвигалась мимо злосчастного туалета. Эти нечеловеческие условия напоминали пытку, при этом в очереди наблюдалось много детей и женщин.

Вот бы в эту очередь, к этому туалету собрать всех еврочиновников, ратующих за «малое приграничное движение» и спросить, что они думают по поводу своей инициативы! Не уверен на счёт ответа, но, скорее всего, они бы не выдержали пребывания в эпицентре запаха более минуты и кинулись бы улепётывать до самых своих Брюсселей, подальше от этого места. Но ведь это место - кусочек Цивилизованной Европы?!

Возвращаюсь к ходу пресс-конференции. Я отметил, что все представители Евросоюза, продвигающие инициативу «малого приграничного движения» - Еврокомиссары, министры, депутаты польского Сейма, - все используют дипломатические или служебные паспорта при пересечении границы. Такой паспорт позволяет этим господам «пролетать» через границу в течение 15 минут. Я пригласил присутствующих дипломатов хотя бы раз в жизни подъехать к границе на автомобиле и, как это делают простые смертные граждане Беларуси и Польши, занять очередь и честно отстоять то время, которое будет определено волей случая. И это только в одну сторону; эксперимент продолжается и на обратном пути следования. Что думают дипломаты-лётчики о стоянии в очередях?

Если взглянуть на карту, становится понятным, что правом пересечения границы в рамках «малого приграничного движения» смогут воспользоваться около миллиона жителей приграничных районов Беларуси и около полумиллиона граждан Польши. Если хотя бы четверть этой «армии» двинется к погранпереходам, то время стояния в очередях мы будем измерять не в часах, а в сутках.

Не стоит забывать о том, что тысячи уставших в многочасовых ожиданиях водителей ежедневно выезжают на дороги Польши и Беларуси, а усталость является одной из основных причин аварийных ситуаций.

Я рассказал, что движением Ренессанс были опрошены несколько сотен своих сторонников из всех областей Беларуси. Оказывается, что обладатели шенгенских виз, проживающие в Минской, Витебской, Могилёвской и Гомельской областях выезжают за границу в среднем менее 1 раза в месяц. А вот жители Брестской и Гродненской областей - как раз тех регионов, которые подпадают под действие «малого приграничного движения» - готовы ездить в Польшу по нескольку раз в неделю. Продажа в Польше дешёвых белорусских сигарет и автомобильного топлива, а также перевозка в Беларусь дешёвых и качественных товаров из Польши мелкими партиями по заказу белорусских предпринимателей даёт неплохой заработок. «Не напрягаясь» водитель легкового автомобиля может заработать 50-100 долларов за одну поездку, а если приложит старания и смекалку, то заработает больше. Благотворно на очередях сказалось введённое в последнее время белорусскими властями ограничение на пересечение границы одним автомобилем (не чаще раза в 8 дней) с целью сокращения объёмов вывозимого автомобильного топлива. Я вынужден признать разумность игнорирования инициативы «малого приграничного движения» - это позволило не допустить гуманитарной катастрофы на границе.

Что касается авторов идеи о приграничном движении, то я не слышал от них инициативы о строительстве новых пунктов пропуска на границе. Совершенно очевидно, что ещё до реализации этой идеи количество погранпереходов надо увеличить в разы, а также увеличить пропускную способность уже действующих пунктов пропуска.

Есть ещё одно обстоятельство, являющееся основополагающим в идее «малого приграничного движения». Реализация этой идеи вовсе не означает, что житель приграничья может прибыть на пограничный пункт пропуска, предъявить там свой паспорт с регистрацией (пропиской), и его пропустят в Польшу. Для начала этому жителю надо обратиться в … польские консульства в Бресте или Гродно для получения разрешительного документа на пересечение границы.

Я показал присутствующим интервью консула Литвы в Гродно. На вопрос журналиста о вероятном возникновении проблем в работе консульства в связи с наплывом заявлений от граждан, желающих реализовать своё право на участие в «малом приграничном движении», консул подтвердила, что такая проблема, скорее всего возникнет. Но литовское консульство будет искать возможности решить эту проблему.

А как решат подобную проблему польские консульства, если даже в настоящее «спокойное» время на их сайтах надолго поселилось «пьяное» объявление «отсутствие свободные даты»? В письме Директора консульского департамента МИД Польши, направленном в RENESANS.BY, говорится, что «не видно дна» спросу граждан Беларуси на шенгенские визы. Так почему же в хоре голосов, ратующих за «малое приграничное движение», громче всех звучит голос польского МИДа? Ответ очевиден: в случае увеличения в несколько раз количества обращений в польские консульства, стоимость услуги оформления визового документа с помощью посредников также значительно увеличится, что ещё более обогатит высокопоставленных визовых мошенников, управляющих бизнесом. «Время - деньги», а на посту министра господину Сикорскому осталось пребывать «всего» два года!

Я пояснил, почему называю организаторов незаконного визового бизнеса «мошенниками». Мошенничество проявляется в действиях польских консулов вовсе не в отношении граждан Беларуси. Эти действия классифицируются иными статьями уголовного кодекса как Беларуси, так и Польши. Мошенничество в действиях польских консулов проявляется в отношении властей самой Польши и Европейского Союза: польские консулы направлены в Беларусь для улучшения отношений между народами, облегчения условий контактов, создания положительного образа Польши и Евросоюза. Вместо этого своими, по крайней мере, «нелогичными» действиями они наносят ущерб образу ЕС, дискредитируют польскую власть, содействуют процветанию незаконного визового бизнеса вокруг своих консульств в Беларуси. Я отметил, что обвинил в прессе посла Польши во лжи и привёл тому несколько примеров. Статьи с моими обвинениями перепечатывались и на них дали ссылки другие издания; с ними ознакомились уже сотни тысяч читателей. Однако посольство Польши либо польский МИД не выступают с опровержением, не отстаивают свою репутацию, например, в суде. Этим бездействием польская сторона соглашается с обвинениями и наносит непоправимый ущерб образу ЕС, который пропагандируется в качестве маяка демократии и справедливости.

В общем, к идеям вроде «малого приграничного движения» следует подходить взвешенно, в первую очередь памятуя о простых гражданах, которые станут «жертвами эксперимента».

Миф 2. «Фасилитация и визы по 35 евро»

Я постарался донести до представителей европосольств, что белорусы не воспринимают всерьёз предлагаемую Еврокомиссарами новую цену за шенгенскую визу в размере 35 евро, поскольку уже давно белорусы платят за шенгенскую визу в среднем около 200 евро, и эта виза далеко не всегда годовая. Я взял на себя смелость заявить, что белорусы предпочитают оставить размер оплаты за рассмотрение визового заявления прежним - 60 евро, но при условии, что посольства стран-членов Евросоюза в Минске будут придерживаться предписаний шенгенского визового кодекса, например, «выдавать визы для многократного въезда с целью облегчить административную нагрузку на консульства государств-членов и позволить беспрепятственно перемещаться лицам, которые совершают частные или регулярные поездки».

Напомнил также о том, что «условия приема ходатайствующих лиц должны надлежащим образом уважать человеческое достоинство», и граждане Беларуси не должны чувствовать себя людьми второго сорта на процедурах подачи визовых заявлений; этим процедурам не хватает вежливости и доброжелательности.

Среди присутствующих дипломатов были представители Германии и Чехии. Я указал на примеры этих стран как отрицательные в сложившейся в Беларуси визовой ситуации, поскольку именно посольства этих стран в Беларуси почему-то выдают в большинстве своём однократные и краткосрочные визы.

«Берите по 60 евро, но строго соблюдайте визовый кодекс и выдавайте годовые шенгенские визы» - таков мой посыл европейским дипломатам.

Но главное, что вызывает удивление и непонимание граждан Беларуси - это заявления представителей Евросоюза о сложностях в переговорном процессе о визах с представителями белорусских властей.

«Вы не признаёте справедливыми президентские выборы в Беларуси; Вы не признаёте справедливыми результаты парламентских выборов в Беларуси. Так с кем же Вы ведёте переговоры? Любые достигнутые действующим белорусским режимом договорённости будут пересмотрены новой властью как незаконные. Выходит, что не много смысла в проводимых переговорах с настоящими белорусскими властями.» (Отмечу, что данное заявление вызвало реакцию одобрения польских журналистов, которые поглядывали на дипломатов, хранивших невозмутимость.)

Поскольку легитимность пребывания у власти нынешних белорусских лидеров вызывает сомнения, и эти сомнения находят подтверждение уже тысячами свидетельств и фактов, было бы логичным протянуть руку помощи белорусскому гражданскому обществу со стороны Евросоюза, и безо всяких пустых разглагольствований о фасилитациях упростить визовые процедуры для граждан Беларуси. Вне всякого сомнения, такая мера резко подняла бы авторитет Евросоюза и содействовала бы демократическим преобразованиям в Беларуси. Сопутствующие вопросы, например, реадмиссии, можно разрешить с новой белорусской властью.

Я напомнил, что белорусы, также как россияне и украинцы, происходят из одного социокультурного пространства, известного как Советский народ. Из этого следует, что готовность совершить правонарушение у белорусов примерно такая же, как у наших соседей, которые давно колесят по Европе на основании 2-5-летних шенгенских виз, и поэтому бояться нас, белорусов, не стоит. Проблема белорусов - в легитимности нашей власти. Так помогите нам изменить ситуацию реальными мерами со стороны ЕС!

Также я описал схему нелегального визового бизнеса, процветающего вокруг польских консульств в Беларуси.

Консульства в Бресте и Гродно выполняют в большей мере статичную функцию: они поддерживают визовый дефицит посредством массовой выдачи однократных и краткосрочных виз. 1 сентября 2012 года - чёрный день в «визовой истории» Беларуси. С этого дня вышеупомянутые консульства начали проводить свою новую визовую политику по выдаче краткосрочных виз даже в отношении граждан, в чьих паспортах имеется по нескольку шенгенских виз, в том числе годовых.

Другим методом поддержания визового дефицита является сокращение количества принимаемых визовых заявлений. Я обратился к госпоже Генеральному консулу Польши в Бресте с вопросом о причинах происходящего. Во время личной встречи я получил уверения в том, что количество принимаемых заявлений осталось прежним, просто стало больше приниматься групповых заявлений, а более 75% выдаваемых этим консульством виз - «многократные».

Однако я верю своим глазам и свидетельствам страховых агентов, работающих у ворот этого консульства: в апреле-мае консульство посещало очень мало народу. Многократной является также виза, сроком действия 2 месяца.

Доходы с визового бизнеса собираются в Минске. Для этого используется два способа: взимание дани за приём к рассмотрению незарегистрированных в системе е-консулата визовых заявлений, а также взимание оплаты за регистрацию визовых заявлений граждан, данные которых собираются посредническими, в том числе туристическими - аккредитованными при посольстве Польши фирмами (подробно о визовом бизнесе написано в ранних статьях - редакция). Также я рассказал о результатах наблюдения процедуры подачи документов в консульство Латвии в Витебске, оформляющее шенгенские визы на основании приглашений в Польшу; полученные результаты также вызывают сомнения в «чистоте» этой процедуры.

Также я отметил, что перед данной пресс-конференцией, а также перед публикациями статей на визовую тему в белорусской прессе от имени RENESANS.BY были направлены в МИД Польши предложения о проведении встречи между представителями движения Ренессанс и белорусскими журналистами с одной стороны и представителями МИД с другой. Предлагалось обсудить на встрече ситуацию вокруг консульств в Беларуси, представить собранную нами информацию, чтобы получить комментарии польского МИДа и, возможно, развеять тёмные подозрения, возникшие в отношении польских консулов. К сожалению, наши предложения были оставлены без ответа.

Пресс-конференция длилась более двух часов и вызвала неподдельный интерес у польских журналистов; со мной договаривались об интервью и просили о предоставлении оригиналов документов по «визовому делу». Мне поступили предложения организовать «журналистскую провокацию» - оформить визы в польских консульствах на «подставных» лиц, при этом документируя каждое действие, каждый шаг.

Чтобы не допустить распространения информации о визовом мошенничестве, по всей видимости, организаторами нелегального визового бизнеса были предприняты «пожарные меры»: на следующий день, 10 сентября, в центральной польской газете WYBORCZA вышла статья "КГБ манипулирует польскими визами", а 11 сентября в самой авторитетной польской газете RZECZPOSPOLITA, формирующей польское общественное мнение, появилась статья, озаглавленная «Польский МИД на прицеле у Лукашенко». В интернет-версии газеты рядом с портретом Лукашенко расписаны мои «признания» в том, что я являюсь близким родственником соратника Лукашенко - губернатора Брестской области и по заданию Лукашенко пытаюсь внести разлад в польско-белорусские отношения; меня называют "политическим мошенником" и "подставным оппозиционером, действующим в интересах диктатуры". Никогда бы и не подумал о себе такое!

Публикация сразу трёх статей в центральных газетах указывает на важность вопроса, которую представляет для высокопоставленных мошенников предание гласности масштабной визовой аферы в Беларуси. Статьи дали нужный ворам эффект: публикаций на основании материалов пресс-конференции в польской прессе не последовало, интервью были отменены по инициативе польских журналистов.

Можно уверенно утверждать, что высокопоставленные польские мошенники манипулируют центральной польской прессой с той же лёгкостью, с какой польский консул манипулирует сроком действия визы для быдляка-белоруса. Тему манипулирования прессой организация RENESANS.BY сделает основной для обсуждения польским сеймом, правительством Польши и органами управления ЕС уже в самое ближайшее время. 

Андрей Сумар для сайта http://inforama.by/


Напоминаем, портал Виртуальный Брест публикует различные материалы и мнения лишь для обсуждения озвученной информации, и не имеет никакого отношения к автору материала, не преследует собственные цели опорочить кого-то. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. К сожалению, Польская сторона присылает очень мало информации в ответ на подобные публикации, хотя мы и обращались с просьбами прокомментировать ситуацию ранее.

Варшавка в Viber - Общение на тему перехода границы под Брестом - Варшавка в Telegram