Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Оборванная память. Зачем на кладбище в Пружанах сдвигали мемориальные плиты?

10 16  Мая 2013 г.  в 13:06, показов: 4234 : История города Бреста

В Пружанах на военном мемориале произошло уплотнение. Плиту «Неизвестный солдат» выкопали и на том месте похоронили жену «заслуженного горожанина».

Общий вид воинского мемориала

Общий вид воинского мемориала 

Незамеченным сие действо не осталось, поскольку закрытое уже кладбище, где находится мемориал, открыто людскому посещению и глазу. Конечно, неравнодушных людей немало, но что характерно: официально озвучили несогласие с происходящим пенсионеры. Потом один из них объяснил: «Мне нечего бояться. Но если кто работает и возмущается, то запросто могут уволить эти, теперешние – они похуже коммунистов будут, которых клеймили лет двадцать тому назад».

Как бы там ни было, но после «рекогносцировки на местности» корреспондент «БК» отправился в кабинеты власти.

Заместитель председателя Пружанского райисполкома Сергей Гук признал: «Да, было такое. Но всё законно. Есть постановление райисполкома, разрешающее захоронение на территории мемориала ветеранов войны и членов их семей. В совет ветеранов и райисполком обратился Почетный гражданин района Г. с просьбой захоронить там свою жену, и его просьба была удовлетворена. Извлеченную плиту «Неизвестный солдат» не выбросили, ее просто перенесли в другое место. Но останков под ней не было…».

О том, что плита - это кенотаф, категорично заявил и Сергей Грибовский, бригадир жилкоммунхоза, подчиненные которого обустраивали новое захоронение зимой. «Не было там ничего. А это захоронение единичное», – утверждал бригадир.

Примерно то же сказал и Сергей Михайлович Гук перед тем, как мы вместе поехали на кладбище. «Пять лет работаю на своей должности – не было раньше перезахоронений и «подселений» на воинском мемориале». И тут же довольно неожиданно произнес: «Видимо, это неправильно, с переносом. Но не эксгумировать же…». Далее я узнал, что «разбор полетов» в райисполкоме уже был», и что «больше захоронений по типу происшедшего на закрытом кладбище наверняка не будет».

Соглашусь с Сергеем Михайловичем: на новое кладбище в Слобудке ездить действительно далековато – 5 километров. Но по поводу останков склоняюсь ко мнению Леонида Потапчука, одного из «бдительных» горожан. «Пусть плита «Неизвестный солдат» только символ, – говорит он. – Всё равно ее двигать - не дело. А мне точно известно: были там также остатки обмундирования. Прикопали в углу могилы. И перезахоронение это не единичное. Был перерыв года три, а до этого переносили, на моей памяти, несколько раз. Ради «заслуженных горожан».

Вынутая плита “Неизвестный солдат”зимой…

Вынутая плита “Неизвестный солдат”зимой… 

Что плиты «Неизвестный солдат» переносили – вполне очевидно. Так, в первом ряду четыре плиты «уплотнены» – расстояние между ними примерно в два раза меньше, чем между остальными плитами этого ряда. Кроме того, площадка «заслуженных» слева от центрального знака – там военные и их жены – заметно врезалась в ряды плит мемориала и образовала асимметрию, подчеркнутую желтым песком последнего «подселения».

«У нас не уважают умерших, - считает краевед Виктор Рачко. - Старинные могильники находятся на взгорках, и их раскопали на дороги. Лет тридцать назад долго белели кости по обе стороны тех отсыпанных дорог».

Он перечисляет курганы, заброшенные захоронения, по которым прошелся ковш экскаватора, затем переходит к закрытому городскому кладбищу, говорит, что с правой стороны католической части кладбища его сузили и проложили над костями дорогу. Потом рассказывает о мемориале:

«Там более двух сотен захоронений. Начиная где-то с 56-го года, хоронили военных из Засимовичей. А погибших бойцов перезахоронили сразу после войны. Когда в 41-м немцы наступали, стояли здесь два строительных батальона. Так у них и оружия, видимо, не было - почти все полегли. Кажется, и партизан там несколько есть. Здесь, за часовней, выгон был раньше. Стояла тут стела. А потом плиты положили и сделали мемориал».

Вместе с Сергеем Грибовским проверяем одно нехарактерное надгробие, умостившееся с самого края внутреннего ряда плит мемориала. Утонувшее в земле, без ограды. На нем католический крест и надпись на латинице. Из того, что читается: «PRIEUNIEKS KRISS 09.1931 – 1954 22.07».

Похоже, этот скромный памятник, который могли и снести при обустройстве воинского мемориала, остался как ключ к пониманию теперешней ситуации. Тем более что среди плит “Неизвестный солдат” там-сям встречаются подобные памятники с конкретными именами, старшие, чем мемориал. Можно предположить, что захоронения имели хаотический характер, и плиты просто положили пятном, большей частью накрывшим безымянные захоронения, поверх этой печальной неразберихи.

«У нас в Пружанском районе сложился какой-то непонятный обычай - хоронить поверх костей. Прикопали глубже - и поверх кладут», - добавил Виктор Рачко.

А вот позиция местных чиновников, честно говоря, порой шокирует. Доказали: способны взрастить нарыв проблемы на ровном месте и раздавить его “вовнутрь”.

Например, в прошлом году, на 200-летие известного писателя Юзефа Игнацыя Крашевского,  агрохозяйство «Отечество» посредством мощного трактора растащило по полю склеп под давно уже разрушенной каплицей Крашевских. Разворотили кирпичи вместе с гробами, – и кости лежали среди поля при дороге от деревни Долгое в сторону правления этого хозяйства в Новосёлках.

Местный учитель-пенсионер потребовал хотя бы сгрести обратно в кучку скорбные результаты “зачистки”, выбрать останки, похоронить по обряду, отметить знаком – сделали вид, что ничего не произошло. Стал жаловаться вне района – был вызван в райисполком и ”почти на коленях стоял”, как цитировали одного из местных “боссов” сами жители.

Новое “подселение”

Новое “подселение” 

Вот уж воистину запутались начальнички в своем служебном рвении. Ведь проще простого – поставили бы крест дубовый. На нем памятная табличка: мол, на этом месте было когда-то захоронение. Это по-людски, и никто, пожалуй, слова не сказал бы. Тем более что Министерство культуры в плане на 2012 год имело установку памятного знака в Долгом. А получилась максимально большая “фига” – и знак не поставили, и святотатству попустительствовали, и усугубили его, отчитав и унизив пожилого учителя.

“Уплотнение” плит

“Уплотнение” плит 

Не прошло и года – и вот вторая характерная, по-моему, история с забвением памяти павших. А ведь жизнь коротка, и каково жить с осознанием того, что потом и памяти никакой могут не оставить трактористы и иные бульдозерщики…

 Евгений БЕЛАСИН (фото автора), Брестский Курьер




Система Orphus

Оставить свой комментарий можно после
регистрации на сайте или в чате Telegram


air79vs 2013-05-16 23:28
Еще не додумались, но додумаются - убрать все плиты со словами "Неизвестный" и сделать Братскую могилу с табличкой:
- Неизвестный
- Неизвестный
..... Это ж сколько места для себя, любимых, и для Почетных горожан освободится...

↑ +3 ↓

почётный_гость 2013-05-16 17:33
Это только у нас "почётные граждане"настолько почётны,что считают что имеют право безнаказанно разрывать могилы погибших воинов!А какие пафосные речи мы слышим от этих почётных на 9-е мая!И вот реальная действительность,истинное лицо!
↑ +23 ↓

слуга народа_гость 2013-05-16 16:51
Ну и о каком воспитании патриотизма и уважении к памяти погибших воинови и подвигу народа в ВОВ можно говорить,если местные "князьки" такое вытворяют!Давайте уже и гарнизонное кладбище перелопатим для "почётных граждан"!А что?Закон что дышло!Одним можно беспредельничать,а других за простое хлопанье в ментовку тянут!"Демократия"!
↑ +21 ↓

767687_гость 2013-05-16 16:32
Не могу понять и этого "почетного гражданина"... Большую честь оказал своей умершей жене - подселил ее в чужую могилу... Как-то не по-людски...
↑ +21 ↓

кент_гость 2013-05-16 19:12
Сообщение от 767687_гость
Не могу понять и этого "почетного гражданина"... Большую честь оказал своей умершей жене - подселил ее в чужую могилу... Как-то не по-людски...

Он наверняка еще и себе там место рядом застолбил.
↑ +8 ↓

ЧИНУША_гость 2013-05-16 14:29
Конченные и зажравшиеся чинуши уже и до мёртвых добрались со своими беспредельными и тупоголовыми"УКАЗИВКАМИ"!Да ведь это мародёрство и кощунство!За это сажать надо!
↑ +39 ↓

прелат_гость 2013-05-16 18:06
Согласен!Вандализм и полный беспредел!
↑ +8 ↓

Ветеранов жаль_гость 2013-05-16 13:47
Да... Пройдёт ещё 10-20 лет и про Великую Отечественную вообще забудут. Перестанут праздновать 9 мая, скорбить 22 июня, на местах памятников героев похоронят новое поколение, а Брестскую крепость снесут, как сносят уже в этом же Пружанском районе казармы из кирпича Брестской крепости: https://virtual.brest.by/news15243.php
↑ +19 ↓

****_гость 2013-05-17 12:10
А кто скорбит 22 июня? Уже несколько лет 22 июня организовываются массовые народные гулянья с салютом, и народ идет развлекаться с лицами отнюдь не скорбными.
↑ +4 ↓

fjgughiuh_гость 2013-05-17 12:15
Точно!И салютуют!Чему?Где логика?
↑ +3 ↓


Страницы: [1]