Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Почему Ангел смотрит на запад?

31  Июля 2009 г.  в 12:21, показов: 2928


Почему Ангел смотрит на запад?30 июля 2009 г. Автор: Елена МАЛЯВСКАЯ

Успеют-не успеют, как на ромашке, гадали брестчане. Успели. Скульптурная композиция, посвященная истории Бреста, открыта. Теперь обсуждают: нравится, не нравится...

Сомневающихся в том, что к назначенной дате, Дню города, прошлое с Ангелом во главе снизойдет на перекресток Гоголя и Советской, было предостаточно. За полторы недели до открытия на заявленном месте находился только постамент. За два дня до часа икс монумент рос как тесто на дрожжах. Сначала вознесся над Брестом Ангел, прикрывая своими крылами город и его будущее. «Почему он смотрит на запад?» - спрашивал друг друга гуляющий народ.

На следующее утро свои почетные места заняли князья: Владимир Василькович с макетом сторожевой башни в руках, коронованный литовский князь Витовт при полном параде и князь Николай Радзивилл Черный со знаменитой Брестской Библией в левой руке. Когда накануне праздничных мероприятий испортилась погода и зарядил дождь, некоторые злорадствовали: «Накрылось открытие!» «Сейчас на скорую руку все соберут-соберут, покажут народу, а потом опять все разберут, - заметила какая-то женщина. - Так в прошлом году с фонтаном было».

За 18 часов до торжественной церемонии рядом с фигурами реальными уже стояли собирательные образы - Матери и Летописца. Пустовало лишь одно место. Как рассказали рабочие, последнюю скульптуру - Солдата, неизвестного защитника Брестской крепости - установили только к десяти часам вечера.

«Давай вперед, чтоб нас по телевизору показали, - подталкивали они друг друга перед церемонией открытия. - Мы батрачили здесь и будем стоять сзади?!» Они явно были довольны тем фактом, что День города наконец-то пришел, а с ним и конец авральным работам.

Как подобает, для создания интриги перед открытием композицию прикрыли. Лишь князь Витовт не желал прятаться и то и дело показывал народу свой меч. «Ты не знаешь, кто это?» - спрашивал мужчина своего приятеля. «А кто его знает! Раз поставили, значит, кто-то!»

По словам председателя Брестского облисполкома Константина Сумара, «в композиции памятника заложена очень важная идея, нравственный смысл которой заключается в призыве людей к мудрости, миру и согласию». Есть и еще одна благородная задача: привлечь внимание людей к истории нашего края и его знаменитым землякам. «Да, период его создания был насыщен дискуссиями и различными точками зрения, - отметил на церемонии открытия губернатор. - Сейчас мы видим, что мы пришли к правильному решению, и этот монумент должен устраивать всех». «И очень хочется, чтобы наши дети и внуки, проходя мимо этого бронзового путеводителя, призадумались: кто мы и каково наше предназначение в этой жизни», - завершил свою речь Константин Сумар.


«Хороший памятник, отличная композиция! Но кто-нибудь мне объяснит, почему Ангел смотрит на юго-запад?» - задавал прохожим вопрос мужчина в зеленой полосатой майке. «Может быть, это как-то привязано к религии, - предположила стоявшая рядом с ним дама. - Например, главный вход в церковь также находится с западной стороны...» «А почему Ленин на площади на восток смотрит, почему кресты ставят на восток, а Ангел смотрит в другую сторону?!» - не унимался тот.


Почему Ангел смотрит на запад?«Мы, эксперты государственной комиссии по приемке монумента, на днях сошлись во мнении, что у нас в республике фактически нет памятника такого масштаба, какой открылся в Бресте, - поделился с «БГ» своим мнением кандидат искусствоведения, член монументального совета Борис Лазуко, - поскольку он вобрал в себя важнейшие вехи нашей общей истории. Этот памятник - гордость всей республики».

«Конечно, красиво! Но обещали одно, а сделали другое! - продолжали обсуждать брестчане открывшуюся композицию. - Что, в нашей истории не нашлось реальных личностей, помимо образа эфемерной Матери?! Макет, который показывали по телевизору, мне нравился больше, а этот... Что-то не то».

«Да, при создании были неоднозначные споры, - рассказал «БГ» белорусский архитектор Анатолий Артимович. - Но всех исторических личностей вместить в один памятник нереально, он раздулся бы до неимоверных размеров. Поэтому авторы остановились на более обобщенном варианте». Профессор признался, что рад за республику, что Брест смог сам все вытянуть, рад за Брест, потому что город обрел очень качественную композицию, выполненную на высоком художественном уровне.

«А что, у нас «у нескладовае» уже отменили?! Столько деньжищ вбухать и делать такие ошибки?!» - возмущался молодой парень с синяком под глазом. Он читал текст на плитах и объяснял своим друзьям, что же там еще не так. «Смотрите, над «i» точку поставили, а над «у» - нет!» «А он мне нравится. Очень красиво, я думала, будет хуже», - говорила одна подружка другой. «Это твое мнение, я лучше промолчу», - ответили ей. «Красиво, а кто эти люди, что стоят?» «Надеюсь, он хотя бы 10 лет простоит и не развалится, а то в такой спешке его собирали». «Классно, можно к экзаменам по истории Беларуси готовиться прямо в центре города! Вон ответ на вопрос, который мне в этом году выпал». «А что указывает на то, что эта молодая женщина на памятнике - Мать? У нее ни младенца на руках, ни большого живота. А колоски скорее с Родиной ассоциируются». «И почему все-таки Ангел смотрит не туда?..»

«Ангел-хранитель смотрит не на запад, он смотрит на Брестскую крепость, на исторический центр, который, к сожалению, был давно разрушен, - открыл в интервью «БГ» совсем не тайну архитектор скульптурной композиции Алексей Андреюк. - Он смотрит на старый город даже не с надеждою, а с уверенностью на его возвращение». Такова идеология скульптуры. Однако есть обратная сторона медали - композиционная. Если бы Ангела повернули в сторону пр-та Машерова, глядя на него, люди видели бы просто мужчину в плаще. К идущим со стороны вокзала он стоял бы спиной. И наоборот, как его не верти. «Поэтому наш Ангел-Хранитель идет на силуэт, гуляющие по Советской видят его крылья, видят, что он Ангел», - пояснил Алексей Андреюк.
 

Источник информации: http:///ru/31/society/1987/




Система Orphus