Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

История города: Брест и Крепость сто лет назад

17 5  Января 2013 г.  в 14:39, показов: 7736 : История города Бреста


Сто лет назад на территории Брестской цитадели проходили испытания прототипа первой русской ракеты. В 1913-м начата модернизация цитадели: строительство второго кольца укреплений, в проектировании которого принял участие Дмитрий Карбышев. Целиком до начала Первой мировой кольцо так и не было закончено, и все же уже через год Брестская крепость имела 5 оборонительных казарм, 7 пороховых погребов, 14 фортов, 38 артиллерийских батарей и 21 промежуточный опорный пункт.


В 1913 году в городе и крепости текла размеренная жизнь. Продолжалась плановая модернизация оборонительных сооружений, шли военные занятия, а в парке Брест-Литовска в погожие дни играл оркестр и гуляла светская публика, значительную часть которой составляли офицеры и члены их семей. 

Центром вечерней жизни города являлась улица Шоссейная (пр-т Машерова), где располагались цирк, два кинематографа и лучшие рестораны…

Советская улица. Расположена в центре города (старые названия— Миллионная, Полицейская, Домбровского – до 1940). Протяжённость 1740 м, от улицы Орджоникидзе до зоны отдыха в пойме р. Мухавец. Начала застраиваться в середине 19 в. На углу с Мицкевича улицей сохранился особняк (д. № 13) — памятник архитектуры 1-й половины 19 в.

Гасцініца «Гранд-Гатэль Бель-Вю» і рэстаран Мікалая. Па ўспамінах старажылаў, будынак знаходзіўся на Пушкінскай вуліцы.

Еще один кинематограф был в Цитадели. Тамошние залы также часто навещали труппы известных артистов. В этот уютный и тихий уголок Российской империи едва ли докатывались раскаты далекого грома. Однако над всей Европой уже собиралась большая гроза.

С 1905 г. в Брестской крепости размещался воздухоплавательный батальон. На его вооружении находился дирижабль французского производства «Клемен-Баяр», а с 1913 г. – дирижабль «Кондор». Кроме них в батальоне было несколько аэростатов и аэропланов. В августе 1912 г. горожанам были продемонстрированы полеты этих воздушных кораблей.

Дирижабль «Кондор» был куплен у Франции. Первоначальное название «Clement-Bayard», постр. 1913

Крепостное воздухоплавательное отделение развернулось в батальон, который размещался на Западном острове. Воздушный шар перед подъемом. В центре – начальник военно-голубиной станции полковник Я.И. Петерсен.

Артиллеристы Брест-Литовской крепости в форту VI. В центре – заведующий учебной командой полковник В.Г. Тизенгаузен. Фото 1912 г.

В модернизации крепости принимали участие видные русские военные инженеры. Во главе строительства стоял начальник инженеров крепости генерал-майор А.К. Овчинников, а с 1913 г. – генерал В.В. Голицын. У них было два помощника: по строительной части – полковник Прейсфренд, которого позднее сменил полковник Г.И. Лагорио, по хозяйственной части полковник Н.В. Короткевич-Ночевной. Всего крепостной «инженерный корпус» насчитывал 25 человек.

1913 год. Царская охота в Беловежской Пуще…

Сообщает «Календарь-справочник Брест-Литовска» за 1913 год: «В городе есть почтово-телеграфная контора II класса и на центральном вокзале почтовое отделение, которое кроме своих специальных функций – обмена почты с вагонами – обслуживает обычными почтовыми операциями значительную часть города, доставляя этим много удобств публике, тем более что отделение функционирует и в такое время, когда контора в городе закрыта… Для простой корреспонденции в городе установлены в разных местах 18 ящиков, из которых письма выбираются 3 раза в сутки: в 4 часа для отправки на Москву, в 7 часов вечера на все вечерние поезда и в 4 часа ночи на все поезда утренние. Для разноски простой корреспонденции есть 12 человек разносчиков, которые с 8 часов утра отправляются на разноску почты, прибывающей вечерними и ночными поездами, а затем второй раз с 12 дня – почты, прибывающей в тот же день утренними поездами. Для развозки на дом страховой корреспонденции введены и курсируют по городу специальные почтовые каретки».

Брест-Литовск, ул. Белостоцкая, до 1913 года. Коллекция А. Пащука.

Брест-Литовск, угол ул. Шоссейной и Белостоцкой, гостиница «Виктория», до 1913 года. Коллекция А. Пащука.

Брест-Литовск, ул. Шоссейная, не позднее 1910 года. Коллекция А. Пащука.

Городской сад занимал достаточно большую площадь. Там были установлены многочисленные скамейки, работал буфет, летний театр, вечером главная аллея освещалась фонарями. Впрочем, все это видно на открытках дореволюционного времени…

Городской сад, главный вход. До 1913 года.

Городской сад, буфет. До 1913 года. Коллекция А. Пащука.

Городской сад, главная аллея. До 1913 года. Коллекция А. Пащука.

Это сегодня в городе не хватает стоянок для автомобилей. А вот в Бресте начала прошлого века проблем не было даже с «парковкой» основного грузового транспорта – лошадей, впряженных в телеги.
Это хорошо видно на открытке, изданной до 1913 года, на которой изображено одно из самых оживленных мест Брест-Литовска. Это угол улиц Шоссейной (ныне проспект Машерова) и Тополевой (ныне 17-го Сентября). Снимок сделан из окон здания, расположенного возле тогдашних торговых рядов (их называли еще и «Гостиным двором»), действовавших в 1842-1974 годах (на их месте в конце 1970-х годов построен торгово-бытовой центр).

Городская стоянка извозчиков, угол ул. Шоссейной и Тополевой. Издание «Табачного и галантерейного магазина Минца, Брест-Литовск», до 1913 года. Коллекция А. Пащука.

Подборка информации: Вменяемый Брест

     Дополнительные материалы по теме:




Система Orphus