Электрокары никто не будет покупать? Что нас ждет, если «серых» дилеров заставят оформлять ОТТС

19  Апреля 2025 г.  в 12:26 : Разное: обо всём понемногу

Автомобили, которые ввозятся параллельным импортом партиями более 150 штук, должны будут получать ОТТС (одобрение типа транспортного средства). О таких возможных нововведениях в законодательстве на пресс-конференции БАА высказался Геннадий Свидерский, директор «БелДжи».

Электрокары никто не будет покупать? Что нас ждет, если «серых» дилеров заставят оформлять ОТТС

Некоторые игроки «серого» рынка озвучили свои опасения по поводу предстоящих изменений. Особенно обеспокоены те, кто связан со сферой электрического транспорта. Говорят, это приведет к резкому уменьшению количества предложений на рынке (и, соответственно, к росту цен). Выбор сократится, а оттого и белорусы могут потерять интерес к электрокарам. Отсюда можно предположить, что соответствующую инфраструктуру также станет невыгодно развивать.

По статистике Белорусской автомобильной ассоциации, в прошлом году был продан 3641 EV-автомобиль — это те, что реализованы официальными дилерами. При этом, как отчитывались в МВД, на 1 января 2024 года в стране было зарегистрировано 6400 экземпляров. К началу 2025-го, озвучивали СМИ, на учете было более 23 тысяч единиц.

Мы обратились за комментарием к нескольким крупным компаниям, которые сосредоточены на ввозе электрокаров в Беларусь, чтобы узнать, что нас ждет, если изменения, связанные с ОТТС, вступят в законную силу.

На ваш взгляд, зачем понадобилось такое нововведение в законодательстве?

— На мой взгляд, чтобы стимулировать продажи местного автопроизводителя «БелДжи», — считает Павел Золотарь, представитель компании Evolution Car. — Но сравнивать эти машины с китайскими просто бессмысленно. Это совершенно другой уровень качества, технологий и, конечно, цен. Китайские автомобили, я считаю, выигрывают по всем параметрам. А теперь представьте: из-за таких ограничений у покупателя просто не остается выбора — по сути, его ставят в безвыходное положение и по факту принуждают купить «БелДжи».

Электрокары никто не будет покупать? Что нас ждет, если «серых» дилеров заставят оформлять ОТТС

— Ввод ОТТС это правильная мера, когда на рынке достаточно игроков, предложений достаточно во всех сегментах, есть хорошая конкуренция и полный сервис. Но до этого еще нужно дорасти, созреть. Сейчас наш рынок нужно лечить, а не бить! — такое мнение озвучивает Ян Шарапов, основатель и учередитель electro-car.by. — На мой взгляд, ОТТС вводят некорректно и поспешно. У нас нет внутреннего производства. А конкуренция будет недостаточной. Наша страна получит дорогие авто в экономику. Введение ОТТС подорвет на сегодняшний день устойчивое развитие потребления электричества населением Республики Беларусь.

— 150 авто — насколько крупная для вас партия? Много ли электромоделей въезжает к нам в таких объемах?

— Наша компания продает около 20—30 электрокаров в месяц, плюс сейчас открываем филиалы в регионах. Так что этот лимит мы исчерпаем за 3—4 месяца — этого, конечно, катастрофически мало, — признаются в Evolution Car.

— 150 авто — это не крупная партия. Мы открыли свой таксопарк и уже привезли таксопаркам куда больше, чем 150 электромобилей BYD Qin Plus. Пусть таких моделей немного, но я говорю только о нашей компании. А игроков сегодня на рынке — тьма, — делятся в electro-car.by.

Электрокары никто не будет покупать? Что нас ждет, если «серых» дилеров заставят оформлять ОТТС

— Насколько трудно и затратно получить ОТТС?

— Процедура получения ОТТС — это долго, сложно и очень дорого. Для одной модели оно обходится в 200—500 тысяч евро, в зависимости от того, насколько хорошо производитель подготовит документы. И даже если деньги есть, нет гарантии, что сам производитель захочет этим заниматься. Плюс сроки: подготовка документов на одну модель занимает 1—2 года. За это время рынок уйдет далеко вперед — появятся новые бренды, новые модели. В итоге ОТТС просто теряет смысл. А главное — люди снова окажутся в ситуации, когда у них не будет выбора, — считают в Evolution Car.

— Нетрудно. Но наша фирма многие модели продает по 10—15 штук за 5 лет. А какие-то — сотнями. Это лотерея, — говорят в electro-car.by.

— Уместна ли в этом вопросе аналогия с Россией, где почти нет стимулирующих факторов для ввоза электрокаров? Там продажи «электричек» стремительно падают. По данным российского аналитического агентства «Автостат», в январе было реализовано 652 новых электромобиля, что на 56 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

У нас государство как раз активно поддерживает переход на электромобили и гибриды, и это правильно. Во-первых, это экологичнее. Во-вторых, дешевле в эксплуатации: зарядка и обслуживание обходятся в разы экономичнее, чем ДВС. Да и у нас есть АЭС, которая вырабатывает электроэнергию, и ее нужно куда-то использовать (потреблять). Не забываем также о планах государства по строительству новой АЭС, которая будет вырабатывать еще больше электричества. Поэтому для загрузки АЭС самым логичным и правильным решением является электротранспорт, так почему бы так и не делать? — задаются вопросом в Evolution Car.

Сейчас рынок электромобилей быстро растет и развивается именно благодаря разнообразию за счет широкого выбора предложений и марок от продавцов электромобилей, который включает в себя различные сегменты. Есть и премиум-сегмент (Lixiang, AITO, YungWang, Zeekr), и доступные модели (BYD, Dongfeng, Leapmotor и прочие). Мы все видим активное развитие инфраструктуры электрозаправочных станций, которое способно создавать комфортные условия для зарядки большого количества электромобилей. Но если в силу вступит обсуждаемое нововведение в виде обязательного ОТТС — это очень сильно ограничит ввоз, и выбор резко сократится. В итоге люди вернутся к бензиновым машинам — просто потому, что электрокаров нормального уровня у нас не останется. И еще один важный момент: Минэнерго планирует, что к 2030 году у нас будет 300 тысяч электромобилей. Но с такими ограничениями эта цель становится нереальной.

Электрокары никто не будет покупать? Что нас ждет, если «серых» дилеров заставят оформлять ОТТС

— С РФ сравнение хорошее и имеет место быть. Например, если на такую или иную модель есть ОТТС, то юрлица могут ввезти ее только через владельца ОТТС. Но если дилера нет, то ввозите экземпляров сколько хотите, — рассказывают в electro-car.by.

Источник: ONLINER
ONLINER

Нашли ошибку?

Теперь вы можете сообщать о ней прямо на странице! Просто выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Больше новостей!

У нас есть больше новостей для вас!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Показать ещё новости


×

Сообщить об ошибке

Выделенный текст:

Комментарий:

Ваше сообщение отправлено! ×