Александр Лукашенко, выступая на пленарном заседании Совета Федерации в Москве, предложил направлять в российские морские порты около 50 млн тонн грузов в год.
— Для нас имеет значение модернизация транспортной инфраструктуры, особенно к морским портам… 50 миллионов тонн грузов в год нам надо поставлять, сказал глава государства.
Александр Лукашенко сообщил, что Беларусь купила морской терминал под Питером, который работает уже два года. Сейчас стоит задача «расшириться» с такими проектами.
Поэтому сохраняют актуальность планы зайти с белорусскими грузами в порт Мурманск.
— Несмотря на сложности. Мы по Северному морскому пути уже поставили грузы, нам это выгодно, — прокомментировал Лукашенко.
Однако для реализации этих планов нужно развить железнодорожные мощности, ведущие к российским портам. И здесь нужна помощь России.
Обращаясь к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко, Александр Лукашенко обратил внимание на важность усиления ж/д подходов к порту Усть-Луга в Ленинградской области.
— Там небольшой обход нужен, Валентина Ивановна, — сказал Александр Лукашенко. — Надо построить железную дорогу. Ну это мы, наверное, в одиночку не осилим по разным причинам.
Сейчас Беларусь направляет внешнеторговые грузы через 20 российских портов в Балтийском, Азовском, Каспийском и Черноморском бассейнах. Наиболее используемые: Большой порт Санкт-Петербург, порты Усть-Луга, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ейск, Астрахань и Оля.
Белорусские чиновники провели переговоры с рядом российских регионов, выражая заинтересованность в строительстве собственных терминалов в портах.
В итоге на территории мурманского порта «Лавна» будет построен многофункциональный комплекс по перевалке белорусских минеральных удобрений, нефтепродуктов, контейнерных и др. грузов. Первые отгрузки запланированы на 2028 год.
А вот строительство белорусского порта в Приморском крае временно отложили по финансовыми причинами, в частности, из-за высокой ставки ЦБ.