Корреспондент «Зари» прокатился с «бордюрщиком», пообщался с таксистами и даже поучаствовал в погоне

5  Июня 2009 г.  в 22:23

Вам «шашечки» нужны или ехать?

«Вам «шашечки» на машине нужны или ехать?» – железная логика таксиста-нелегала поставила в тупик. Можно было бы, конечно, возразить, вступить в дебаты, рассказать, что в официальном такси пассажир застрахован, водитель точно трезв, а машина исправна. Хотелось позвонить диспетчеру и возмущенным голосом спросить, дескать, я вызывал такси, а вы мне что прислали? Ни желтых полос на бортах, ни таксометра, ни спецномеров. Только плафон известного цвета одиноко торчит на крыше. Но время не терпит... Что ж, командир, поехали...

Нелегал, в просторечье «бордюрщик», парнем оказался общительным. Пока едем к вокзалу, он, будто оправдываясь, рассказывает о своей нелегкой доле.

- Официально работать я никак не могу. До шести на основной работе, пока с домашними делами справлюсь – к часикам одиннадцати выезжаю. Чуть покатаюсь – и домой, высыпаться, к следующему трудовому дню готовиться. Да и кризис сейчас, клиентов не то чтобы много. Так что извоз - это так, хобби, ну и бюджет семейный слегка укрепить можно, - рассказывает «таксист», перекрикивая хрипящие «блатняком» колонки.

- А если поймают?

- Если поймают, оштрафуют. Я работаю не так давно. Пока не попадался. Вероятность есть, но небольшая. Да и машины теперь не забирают – так что не смертельно.

Насколько нелегальное «хобби» прибыльно, «бордюрщик» рассказать не захотел. Видимо, увидел во мне потенциального конкурента. Но, судя по тому, что нелегалов в Бресте не один десяток, на хлеб, а, возможно, еще и на масло хватает.

«Колеса друг другу уже не спускаем»

Похоже, с нелегальными соседями смирились даже те, кто работает вполне официально. Буквально пару лет назад отношения между таксистами-предпринимателями и «бордюрщиками» были очень напряженными. В горячих спорах был разбит не один нос. Теперь страсти поутихли.

Таксист Александр, занимающийся легальным извозом не первый год, те времена вспоминает даже с некоторой ностальгией:

- Сейчас колеса друг другу не спускаем, да и кулаки в ход идут в единичных случаях. Не то, что раньше. Город уже поделен, каждый работает в своем районе, так что с «бордюрами» сожительствуем относительно мирно. Хотя это соседство вынужденное. Согласись, обидно, когда ты платишь налог, ежедневно проходишь медика, механика, а пассажир уезжает с нелегалом, который платит разве что за топливо.

По мнению Александра, за последние год-два количество «бордюрщиков» в Бресте не изменилось: «Меньше их не стало точно, но и больше вряд ли. Налоговики, транспортники проводят рейды, вылавливают нелегалов, но толку от этой работы немного. У нас достаточно либеральное законодательство по отношению к тем, кто занимается извозом незаконно. А ведь они перевозят людей, а значит, должны отвечать за их безопасность. Но какая может быть безопасность, если у некоторых товарищей даже техосмотр не пройден? Видимо, по отношению к таксистам-нелегалам должна применяться более строгая статья, чем «Незаконная предпринимательская деятельность». Они же мало того, что работают без регистрации, без уплаты налогов, но и не несут абсолютно никакой ответственности за здоровье пассажиров».

Коллега Александра Дмитрий - человек в частном извозе относительно новый, а потому некоторые вещи, давно привычные его старшим коллегам, начинающему таксисту не дают покоя. «Меня вызывает клиент, который отдыхает в одном очень популярном ночном заведении Бреста. Я приезжаю, но к заведению подъехать не могу – попросту не пускают. Зато перед входом фривольно расположились «бордюрщики», и все посетители, разумеется, едут с ними! - сокрушается Дмитрий и сетует: - Но до этого никому нет дела».

«Терминал» в действии

С таксистами-«бордюрщиками» призваны бороться сотрудники налоговой и транспортной инспекций. Совсем недавно завершилась программа «Терминал».

- Это целый комплекс контрольно-профилактических мероприятий, которые помогают выявить тех, кто работает без лицензий, а также таксистов, осуществляющих так называемые «скрытые перевозки», - сообщил «Заре» начальник транспортной инспекции по Брестской области Николай Стриж. – По результатам программы «Терминал» мы собрали информацию по всей Брестской области. В частности, обобщили имеющиеся данные о местах концентрации нелегалов, маршрутах движения, времени отправления, используемых автомобилях. Эта информация направлена в соответствующие органы. Также мы проверили работу такси, маршруток и других транспортных средств, задействованных в перевозках пассажиров.

В рамках программы сотрудники транспортной инспекции совместно с представителями инспекции Министерства по налогам и сборам, Госавтоинспекции проверили 120 таксистов и вероятных «бордюрщиков». Результат – в 38 случаях выявлены нарушения законодательства. Пять человек занимались частным извозом без лицензий.

Ночной дозор

Чтобы на себе почувствовать, каково это бороться с таксистами-нелегалами, я отправился в рейд. Ночка обещала быть интересной. Вечер пятницы – время особенное, да еще дождь в помощь. Дефицита пассажиров не предвидится. Так что таксистов всех видов и мастей должно быть много.

План работы прост. Автобус с работниками транспортной инспекции дежурит в условленном месте. Сотрудники налоговой в это время пытаются вычислить нелегала, сесть к нему в машину и приехать к условленному месту. Как только производится расчет с «бордюрщиком», налоговики предъявляют удостоверения и уже совместно с работниками транспортной инспекции составляют акт. Дальше предполагалось работать парами. В каждой – по одному представителю налоговой и транспортной инспекций.

Пока добираемся на микроавтобусе до места «дислокации», специалисты отдела контроля областной транспортной инспекции Дмитрий Куликовский и Юрий Костюк рассказывают о тонкостях своей работы:

- Вычислить нелегала не так-то просто. Бывает, одного «бордюрщика» разрабатывают несколько человек, тратят на это не один день. Налоговики с ним проедут, сделают «контрольную закупку» и вынесут предупреждение. Только если человек попадается во второй раз, ему грозит штраф от 10 до 50 базовых величин, то есть максимум 1,75 млн. рублей. Заплатив, они продолжают нелегально работать дальше. Некоторых нелегалов уже знаем в лицо, и они нас узнают.

Среди участников рейда также представитель Госавтоинспекции. «Всякое случается. Иногда бывает сложно остановить нелегала, кто-то, увидев предъявленные удостоверения, бросает машину и убегает. Бывало, что попавшийся нелегал просто начинает ездить по городу с сумасшедшей скоростью. А мы сидим в его авто и ничего сделать не можем, только ждем, чем такие гонки закончатся. Работать под прикрытием ГАИ все же спокойнее», - поясняет Дмитрий Куликовский.

Погоня, погоня, погоня...

Два часа ночи. Уже очевидно – этот рейд не станет самым результативным. Наша «Газель» отправляется в «свободное плавание». Сотрудники транспортной инспекции проверили нескольких легальных таксистов – у большинства документы в полном порядке. Одному извозчику все же придется заплатить штраф за отсутствие техосмотра, другому – за «скрытые перевозки». Последний забирал пассажиров у одного из ночных заведений, при этом у него не было ни плафона, ни спецномеров, ни отметок механика и медика. Зато борта автомобиля украшали желтые полосы.

Проверить, легально или нет работает таксист, очень просто. В портативном компьютере, который транспортники непременно берут с собой в рейды, хранится база данных всех таксистов-предпринимателей, получивших лицензии. Стоит нажать несколько клавиш – и тут же понятно, кого проверяют: законопослушного извозчика или таксиста-нелегала. Проверить, правда, удается отнюдь не всех...

Проезжая по Партизанскому проспекту, транспортники заметили автомобиль «Киа», припаркованный у обочины. Плафон, полосы - все, как должно быть, только вот номера у автомобиля не желтые, а «гражданские». Минская регистрация. Разворачиваемся и подъезжаем к «таксисту». Заметив развернувшуюся «Газель», водитель «Киа» ударил по педали газа. Спешим за ним. Не обращая внимания на запрещающий сигнал светофора, «таксист» повернул с Партизанского проспекта на ул. Московскую. «Газель» не отставала. Лишь хорошенько разогнавшись на пустынной Московской, «Киа» оторвалась. Но номер автомобиля транспортники успели записать. Так что, вероятно, эта встреча с транспортной инспекцией для «гонщика» окажется не последней.
04.06.09 | Павел ЛОСИЧ
 

Дополнительные материалы по теме: