Почему в Бресте хуже стал ходить общественный транспорт

16  Февраля 2012 г.  в 18:06 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Начальник: «Накажу!» Водитель: «Ухожу!»

Проблему городского транспорта в Бресте обещали решить к концу 2011 года. Помните, на сентябрьской пресс-конференции глава области обещал: «Я еще раз подчеркиваю: до конца года городской транспорт в Бресте будет ходить нормально, по расписанию». 

Давайте посмотрим на ситуацию в феврале.

Транспортную проблему практически ежедневно озвучивают наши читатели. Письмо на адрес редакции от преподавателя БрГТУ Е.М. Дерещука – тому подтверждение: «В ответе облисполкома от 06.12.2010 № 04-18/731 было обещано взять под контроль и наладить работу автобусов городских маршрутов № 19, 39, 39А и 29Э. Был тогда директор автопарка № 1 Павел Багнюк - не было порядка. И при новом директоре ситуация осталась прежней. Если автобусы № 19 и 39 еще как-то соблюдают график движения, то автобусы № 39А и 29Э систематически съезжают с линии или вообще не приходят по расписанию. Причин много: то не хватает запчастей, то по дороге отказывает аккумулятор, то автобусы снимают на свадьбу (это выгоднее для автопарка)…

Я работаю в техническом университете. Живу на Березовке. Если автобусы № 39 и 39А приходят по расписанию, тратим на дорогу всего 30 минут. Но если не приходят совсем - время на поездку увеличивается до двух часов, с двумя-тремя пересадками. Когда домой возвращаешься с большим опозданием – полбеды. Но на работу опаздывать нельзя. Особенно если на лекции тебя ждут 125 студентов. Ректор за срыв занятий спрашивает строго. И он прав. Но мы-то в чем виноваты?

Почему в Бресте хуже стал ходить общественный транспортТеперь регулярно приходится звонить в диспетчерскую автопарка и спрашивать – придут ли автобусы. Но и это не всегда помогает. К примеру, 16 января мне ответили, что автобусы № 19 и 39А на линии и будут на остановке «Березовка» по расписанию – в 9.10 и 9.16. Автобусы не пришли. В 9.35 снова звоню в диспетчерскую. Там отвечают, что они съехали с линии. В 9.40 пришел № 19. Но я уже опоздал на занятия на полчаса.

Ей-богу, не обращаться же мне с этой проблемой к президенту и моему бывшему студенту Мише Мясниковичу, чтобы они навели порядок с транспортом в городе?»

И подобные ситуации – сплошь и рядом. Где-то автобусы не соблюдают график движения, где-то вообще не приходят… Когда же все-таки ситуация с общественным транспортом нормализуется? На этот вопрос попытался ответить генеральный директор ОАО «Брестоблавтотранс» Ананий ХВОСТЮК:

«Хорошее дешевым не бывает. Все упирается в деньги. В автобусном парке достаточно транспорта для того, чтобы даже улучшить работу. Но денег на его содержание нет. В той же России стоимость проезда колеблется от 0,6 до 1 доллара за поездку. У нас – приблизительно 0,15 доллара. Нам говорят, что 15 процентов расходов оплачивает государство, 85 – пассажиры. Но для того чтобы взять этот процент с пассажира, нужно, чтобы цена за проезд сегодня была минимум 1800 рублей. Хотя бюджетный процент мог бы быть выше. К примеру, в Берлине общественный транспорт дотируют на 66 %. Да что там далеко ходить – в Минске на 60. И то у них есть проблемы…

Пятнадцать процентов из бюджета нам дают – вопросов нет. Мы сами окупаемся на 55-60 %. А еще 25-30 процентов денег, которые нужны для того, чтобы заправить и отремонтировать машины, выдать зарплату? Из-за того, что тарифы низкие и дотаций нет, я не могу людям платить зарплату. Сегодня средний заработок водителя в автобусном парке № 1 – 2 миллиона 200 тысяч рублей. Это нормально? Во всем мире зарплата водителя - не ниже средней по стране. К примеру, в СССР водитель получал почти в два раза выше среднего заработка. А теперь сколько? Кадры, видя, что за тяжелый труд платят мало, просто уходят. Основной контингент водителей – это люди за 40. И никого – от 20 до 30 лет. Выходит, что через энное количество времени вообще не будет кому работать!

Чтобы удержать и заинтересовать кадры – платить им нужно 4,5-5 миллионов рублей. А как иначе? Сегодня гипермаркет дает кассиру 3-4 миллиона.

На содержание парка нужно обязательно увеличивать расходы. А для этого нужно, чтобы цена за проезд сегодня стала минимум 2500 рублей…

Нет денег – нет кадров. Я водителю говорю: «Почему не подъехал на остановку? Накажу!» Он мне тут же заявление на стол бросает. «Почему ты печку не включил? Хочешь солярку для себя сэкономить?» А он мне сразу: «Ухожу». Но и за такие кадры нужно держаться, потому что мне некого будет завтра за руль посадить.

Конечно, какие-то вопросы и мы решаем. Но если сегодня будем работать по принципу «лишь бы закрыть маршрут» – ничего не получится. В январе в Бресте мы потеряли где-то 3 процента рейсов в неделю. Хотя не скажешь, что работаем хуже. К примеру, в этом январе перевезли на 16 процентов пассажиров больше, чем в январе 2011-го…

В принципе, нереально, чтобы все рейсы на 100 процентов ездили по расписанию: там пробка, там авария. Но на 99 – возможно. Если будут деньги. Проблему должны решить на уровне правительства. Но пока движений в этом направлении нет».

Первый заместитель председателя Брестского горисполкома Валерий Лаптейкин тоже убежден, что разрулить сложившуюся ситуацию сможет только поднятие тарифа на проезд. Однако команды из Минска пока не поступало. С чем не согласен зампред – так это с процентом дотаций городского бюджета: «Город, понимая ситуацию, которая сложилась в автобусном парке, увеличил дотации в 2,2 раза. Если раньше было 15 %, то в прошлом году процент покрытия затрат из бюджета по автобусному парку составил уже 37,3 %.

Минск может себе позволить 60 %. Но давайте посмотрим на ситуацию в других областных центрах. В Гродно общественный транспорт дотируется, к примеру, на 23,6 %, в Витебске – на 28 %.

Ситуация у транспортников очень сложная именно из-за тарифа. Но не так все мрачно. Мы же полностью обновили автобусный парк из средств областного бюджета. У нас остался всего один старый «икарус». Но его восстановили, и он вполне пригоден к использованию.

Считаю, Минтранс и Минэкономики сейчас проводят не совсем правильную политику насчет сдерживания тарифов.

Мы просчитывали: проездной билет или талон сегодня должен стоить где-то 1700-1800 рублей. Если цену поднимут, то мы будем дотировать общественный транспорт из бюджета только на 24 %. По нашим расчетам, при таких цифрах предприятие будет работать без убытков. Но, стоит оговориться, это по уровню сложившихся цен на сегодня.

Однако пока нам не дают отмашку из Минэкономики на увеличение стоимости проезда».

Александр Кульбака. Вечерний Брест

Фото Николая Чеберкуса