Съехать на обочину после аварии, чтобы не мешать движению, – могут ли за это лишить «прав»?

9  Июля 2024 г.  в 08:05 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Заторы, пробки, трата времени и нервов – все эти атрибуты аварий на дорогах доставляют существенные неудобства водителям. И, чтобы избавить от неприятностей других, участники ДТП зачастую принимают не самые правильные решения для самих себя.

Правила дорожного движения в случае совершения аварии предписывают четкие действия, которые должны выполнить ее участники: немедленно остановиться и не предпринимать мер по изменению положения транспортного средства, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.

Один из читателей ABW.BY стал виновником ДТП, не имевшего серьезных последствий ни для машины, ни для здоровья кого-то из водителей. Понимая это и учитывая, что на месте аварии образовалась большая пробка, он предложил потерпевшему съехать на обочину. В первую очередь чтобы не мешать движению.

Прибывшие на место ДТП сотрудники ГАИ такие действия не оценили, назвав их прямым нарушением ПДД, причем обоими водителями. В п. 31 ПДД говорится о том, что в случае аварии выполнять требования правил должен как виновник аварии, так и потерпевший. Переставляя машины на обочину, водители проигнорировали это. Значит, их действия нужно расценивать как оставление места ДТП?

Статья 18.16 КоАП. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия.

2. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет (то есть права управлять транспортным средством – прим. ред.).

Теперь оба участника инцидента переживают, что их могут лишить «прав» за нарушение правил, касающихся действий водителя после аварии. Так могут или нет?

Разбираемся. Как следует из п. 2.40-1 ПДД, оставление места ДТП – это действия участника аварии, направленные на сокрытие факта происшествия, повлекшие необходимость проведения сотрудниками ГАИ мероприятий по установлению (розыску) участника аварии либо транспортного средства.

Розыскные мероприятия в нашем случае не проводились, а участники ДТП, хоть формально и оставили место, но все же находились там. И никаких действий, направленных на сокрытие факта происшествия, не предпринимали.

Да, они изменили положение транспортного средства после аварии, что может быть расценено как «иное» нарушение (а не как оставление места ДТП), но значительных последствий это за собой не влечет.

Так что в этой части переживать не стоит.

В каких же случаях все же можно оставить место ДТП? Только тогда, когда необходимо доставить потерпевшего в учреждения здравоохранения. Это можно сделать в том числе на машине, с участием которой произошла авария. При этом водитель обязан зафиксировать в присутствии очевидцев положение транспортного средства, а также следы и предметы, относящиеся к ДТП (п. 31.2-31.3 ПДД). Камера мобильного телефона в помощь.

Кроме того, следует знать, что если в результате ДТП случился простой общественного транспорта, то это может дорого обойтись виновнику аварии. Ведь это убытки (прямые и косвенные) транспортных предприятий, владеющих общественным транспортом, перевозящим пассажиров. Меньше пассажиров перевезут – меньше прибыль. Дольше простоят – сюда же.

Гражданский кодекс говорит о том, что вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению тем, кто этот вред причинил. Под убытками понимаются не только расходы, но и недополученные доходы (ст. 14 ГК).

А простои бывают разные. Все зависит от дорожной обстановки, особенно в час пик; от времени, в течение которого на место аварии прибудут инспектора ГАИ для оформления ДТП, и много другого. В общем, время – деньги.

Источник: ABW


Показать ещё новости