Судьба «Яндекс.Такси»: стать диспетчером или освободить место национальному оператору?

22  Июня 2024 г.  в 11:31 : Отдых, туризм, путешествия

Комитет госконтроля и Транспортная инспекция при проверках организации перевозок автомобилями-такси обратили внимание на посреднические услуги. А недавно Минтранс напомнил, что при перевозке пассажиров посредническая деятельность, например, «подключение к электронной информационной системе», «подключение к сервису», «подключение к платформе», не допускается. Регулятор подчеркивает, что эта норма давно прописана в Законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

Фото: Office Life

О ЧЕМ РЕЧЬ?

  • В законодательстве прописано, что между перевозчиком и диспетчером такси заключается договор об оказании услуг диспетчера такси. Диспетчер обязан круглосуточно принимать заказы, искать автомобили-такси и передавать эти заказы водителям.
  • Передавать заказы, в том числе с помощью электронной информационной системы, можно только перевозчикам, которые соответствуют требованиям законодательства.
  • Нельзя передавать заказы, если перевозчик не заключил с диспетчером договор на оказание услуг. То есть посредническая деятельность при передаче заказов, например, через подключение к какой-то платформе является незаконной.

Почему к этой теме вернулись снова? Дело в том, что скоро вступит в силу новый указ «Об автомобильных перевозках пассажиров», который среди прочего подразумевает создание госреестра перевозок. В реестр должны попасть и перевозчики, и диспетчеры такси. При этом с 1 августа до 31 октября сделать это можно бесплатно.

Касаются новые требования и таких сервисов электронных платформ, как «Яндекс.Такси», обратила внимание в комментарии Office Life председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Катерина Станкевич.

Эксперт объясняет, что для регулирования деятельности интернет-платформ (не только «Яндекс.Такси») в нашей стране были специально внесены изменения в законодательство: им разрешили быть «информационным ресурсом». Так их программное обеспечение получило правовой статус, позволяющий принимать и передавать заказы.

— При этом статус владельца такого информационного ресурса в рамках закона — это диспетчер по перевозке пассажиров автомобилями-такси. Однако «Яндекс.Такси» и аналогичные электронные платформы не хотят признавать себя диспетчерами. Отсюда и проблема с посредниками на рынке пассажирских перевозок.

— Если «Яндекс.Такси» признает себя диспетчером автомобилей-такси, то тогда по законодательству деньги за заказы будут идти непосредственно перевозчику, владельцам таксопарков. Из этих денег перевозчики должны платить «Яндекс.Такси» за оказанные услуги: прием и передачу заказов, — объясняет Катерина Станкевич.

А сейчас ситуация прямо противоположная: деньги сначала получает «Яндекс», а потом пересылает их перевозчикам.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ДАЛЬШЕ?

Глава Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров считает, что когда вступит в силу указ «Об автомобильных перевозках пассажиров», всем придется научиться уважать национальных перевозчиков, чтобы они могли эффективно работать в рамках транспортного законодательства и финансово-экономического.

— Допускаю, что «Яндекс.Такси» переживает, что не сможет взыскать деньги за услуги, но если какой-то автопарк не заплатил за услуги, его можно отключить до погашения задолженности. Такая практика уже наработана сервисом такси 135, который работает в статусе диспетчера: у него деньги сначала получает перевозчик.

Катерина Станкевич объясняет, что государство и регуляторы не могут отдать приоритет удобству и комфорту программистов в ущерб интересам тех, кто ежедневно оказывает услугу перевозки пассажиров. Без водителей и программисты зарабатывать не смогут.

— Государство в целом заинтересовано не только в уплате налогов, но и в том, чтобы закон был един для всех. А сейчас все понимают, что «Яндекс.Такси» существует в некоем особом правовом статусе, — считает Катерина Станкевич. — Однако эта компания и другие интернет-платформы могут себя относительно свободно чувствовать только до тех пор, пока на рынке пассажирских перевозок не создан национальный оператор. А такой сценарий вполне возможен, — предупреждает глава АППП.

Источник: officelife.media


Показать ещё новости