Самолет с Гаврилова уехал

19  Мая 2009 г.  в 18:30

Серебристый красавец-лайнер Ил-18 действительно был для Бреста «нашим», «своим». Подаренный в 1979 году решением ЦК ВЛКСМ комсомольцам Брестчины отлетавший свое «ветеран» «приземлился» неподалеку от зданий физкультурно-оздоровительного комплекса и детского кафе «Сказка». Местные старожилы помнят дебаты, разгоревшиеся вокруг дальнейшего использования неожиданного подарка: отдать под видеозал, «кафешку» либо музей космонавтики? Остановились на самом правильном варианте - третьем. А потом пришли трудные времена: закрытие уникальной экспозиции, разбитые иллюминаторы, мартовский пожар 2003 года... Три года назад появилась надежда на подвижки к лучшему: крылатый символ города над Бугом перекрасили заново специальной предохраняющей от старения и ржавчины металл краской, скрыв под ее сверкающим на солнце серебром «художества» доморощенных «граффитистов». Оказалось, рано радовались - самолет переезжает. На без малого триста с лишним километров от нынешней брестской посадочной площадки.

К моменту приезда корреспондентов «Зари» Ил-18 уже успели изрядно «распотрошить». Работы велись как внутри, так и снаружи самолета. Миссия эта выпала на долю бригады Минского авиаремонтного завода. По словам старшего группы, конструктора авиационной техники Анатолия Козловского, перед ним и его подчиненными была поставлена четкая задача - обеспечить разборку самолета. Оказалось, что при перемещении подобных нестандартных грузов зачастую используются вертолеты МИ-24. Есть они в наличии и в Минске, но в данный момент задействованы на других объектах. Для транспортировки брестского Ил-18 применять их нецелесообразно: не позволяют правила техники безопасности, специальные требования к полетам, да и дорого. Поэтому разбирает по кусочкам-запчастям железную «птицу» обычная земная техника.

Проводимые работы сопряжены с массой трудностей. О необходимости демонтировать Ил-18 в Бресте на Минском авиаремонтном заводе узнали буквально неделю назад. Бригаду в составе десяти человек спешно «сколачивали» из специалистов разных цехов предприятия. Лишний опыт в таких делах явно не помешал бы. Есть еще один нюанс. «У нас на сегодняшний день нет технического описания самолета. Брестчане обещали помочь с литературой, но пока ее нет», - констатировал в пятницу утром Анатолий Козловский. К вечеру того же дня не верилось, что самолет можно восстановить в первозданном виде: самолет словно побывал в авиакатастрофе - отрубленный хвост, обрезанные крылья, валяющиеся неподалеку моторы, обнаженные нервы-кабели проводки...

Дальнейшая судьба Ил-18 уже предопределена: самолет пополнит коллекцию музея авиатехники в поселке Боровая под Минском. Сначала он отправится в разобранном виде по кольцевой автомагистрали, минуя столицу, к вышеуказанной точке назначения, где и произойдет его дальнейшая «реанимация». К слову, сейчас здесь насчитывается более двух десятков образцов использовавшейся в Советском Союзе авиатехники». В перспективе экспозиция музея будет насчитывать до полусотни крылатых экспонатов.

СПРАВКА «ЗАРИ»: Ил-18 - пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности. Первый полет совершил 4 июля 1957 года. Начало массовой эксплуатации - 1959 год. Четырехмоторный авиалайнер достигал практического потолка в 10000 метров, дальность его полета составляла 7100 километров. Основные характеристики: максимальная скорость - 685 км/ч, длина - 35,90 метра, размах крыла - 37,42 метра. Ил-18 обладал способностью принять на борт 5 членов экипажа и 120 пассажиров. Всего было построено 719 таких самолетов.
 

Евгений ЛИТВИНОВИЧ