3D-картинка не материализовалась... Заказ новой мебели обернулся для семьи потерей денег, а для дизайнера - проблемами с законом

5  Ноября 2023 г.  в 11:47 : Разное: обо всём понемногу

Находясь, казалось бы, в безвыходной ситуации, супруги не опустили руки, а попытались отстоять свои права, обратившись за помощью в ОО «Служба защиты потребителей». И у них все получилось.

Молодая пара построила квартиру в Минске, а вскоре наступил и долгожданный период, когда можно было начинать обставлять ее мебелью. Изготовителя искали в популярной социальной сети Instagram. Увидев красивую картинку и приемлемые условия, списались с брестским предприятием, которое направило к ним дизайнера. Через несколько дней знающий все о воплощении в реальность современных мебельных тенденций Саша* был уже на пороге новостройки и с воодушевлением реализовывал пожелания заказчиков в 3D-картинке.

Парень пускал хозяевам пыль в глаза, предлагая стильные новомодные варианты, от которых захватывало дух. Ну как тут устоять?

За предоплату - лишь недолгое общение

От мебельщика требовалось по утвержденным проектам изготовить кухню и прихожую в установленный срок, что и зафиксировали в договоре. Общая стоимость заказа составила 5320 долларов в эквиваленте. В качестве предоплаты Саша получил половину, что тоже нашло отражение в документе. Пообещав все сделать в лучшем виде в течение двух месяцев, гость ушел. Это был первый и последний раз, когда его видели. Зато слышали поначалу довольно часто. Длительное время стороны общались по телефону и через мессенджеры, обсуждая детали проекта и внося изменения с дополнениями. Супруги исправно получали картинки с выбранными материалами и эскизы.

Но к оговоренному сроку ничего так и не было установлено. Дизайнер постоянно под различными предлогами переносил дату поставки: мол, заболел, в командировке, нет нужного материала, еще не закончена сборка и так далее. Каждый раз обещал произвести монтаж в ближайший понедельник, который для супругов так и не наступил. А потом и вовсе перестал выходить на связь.

Тогда молодые люди обратились в организацию, с которой был заключен договор. Там же ответили, что ничего подобного с супругами не подписывали и вообще не в курсе происходящего, мол, парень - мошенник, деньги присвоил, а за его действия они не отвечают.

При этом представители предприятия понимали: надо как-то договориться, ведь их реклама есть в соцсети и взаимодействие с Сашей началось оттуда. Но обставили все очень хитро. Направили своего дизайнера, который, приехав к заказчикам, сделал расчет нового проекта и предложил внести за него предоплату! Хозяева опешили, ведь думали, что человек все переоформит и изготовит мебель с учетом ранее переданных денег. Начались «качели»: фирма подбирала различные варианты с минимальными скидками, которые, естественно, молодых людей не устроили.

Тогда директор посоветовал им написать заявление в милицию, мол, Саша - аферист, который подобным образом обманул еще несколько человек. Супруги так и поступили, поняв, что их водят за нос.

По данному факту было возбуждено уголовное дело. После они обратились к юристам из службы защиты потребителей.

Дизайнер с судимостями

- Скрупулезно изучили ситуацию, где усмотрели факты нарушения прав потребителя, - рассказывает председатель правления ОО «Служба защиты потребителей» Елена Кучинская. - Чтобы появились предпосылки для возврата денег, нам следовало доказать связь этого человека с данной фирмой, чья реклама размещена в соцсети. Заказчик нашел ее в интернете, но кто ответил на сообщение, откуда и каким образом появился дизайнер? Изучив посты на странице за несколько лет, отыскала информацию и фотографии, подтверждающие причастность мужчины к этому предприятию. Например, на одном из снимков человек стоял в обнимку с директором, а рядом виднелась подпись: «Это наш дизайнер Саша, у которого можно заказать проект мебели». Также были указаны его стаж и контакты. Это позволило установить принадлежность молодого человека к организации, в деятельности которой он участвовал несколько лет.

Недавно стало известно, что у дизайнера уже были проблемы с законом. Сейчас в отношении фигуранта возбуждено уголовное дело.

- Нам было не важно, передал он деньги предприятию или нет. Главное - доказать, что потребители заключили договор именно с этой организацией и Саша является ее работником, а не посторонним, который просто воспользовался их документом, - уточняет юрист. - В суде представители фирмы вначале отрицали свою причастность к делу и фигуранту. Но мы представили неопровержимые доказательства их трудовых отношений: на момент заключения договора с супругами мужчина работал в фирме.

Шанс на победу есть всегда

Уже во время разбирательства, длившегося полтора месяца, выяснилось: фигурант официально на предприятии не числился. В итоге у суда появилось много вопросов и требований к юридическому лицу. Тогда ответчик принял решение заключить с истцом мировое соглашение. Перед подписанием супругам вернули тысячу рублей - предприниматели жаловались на нехватку денег.

В результате решением суда договор с предприятием на изготовление мебели расторгнут, а подрядчик должен выплатить заказчику около семи тысяч рублей. В эту сумму включены пред­оплата и неустойка за несоблюдение сроков изготовления мебели.

Теперь деньги необходимо взыскать с ответчика. По словам Е. Кучинской, не всегда возможно получить их здесь и сейчас. Однако это не значит, что не надо обращаться за помощью к юристам и идти в суд. Бывали ситуации, когда при отсутствии даже малейшего шанса на взыскание удавалось вернуть всю сумму. Главное - не опускать руки и использовать все варианты.

- Исходя из практики, одна из популярных площадок для продажи товаров и услуг - это Instagram, - считает Елена Кучинская. - Министерство антимонопольного регулирования и торговли неоднократно предупреждало, что социальная сеть не является интернет-магазином, у которого есть определенные обязанности по отношению к потребителю и которому в случае чего можно предъявить претензию. Но люди все равно пользуются этими услугами. На торговой площадке могут быть представлены как зарегистрированные предприниматели, так и физические лица, осуществляющие незаконную предпринимательскую деятельность. При заключении договоров с последними предъявить требования по статье 1 Закона «О защите прав потребителей» будет нельзя.

Что делать?

Если физическое лицо предлагает подписать договор с организацией (а еще требует предоплату), следует удостовериться в его отношении к этой структуре и в первую очередь попросить показать:

🔹 паспорт;

🔹 доверенность на право заключения договора.

Тогда будет понятно, к кому предъявлять требования в случае разногласий, а потенциальный обманщик, скорее всего, поспешит ретироваться.


Дмитрий СИНЕНКО, газета "На страже".
Фото: ОО «Служба защиты потребителей».

*Имя изменено.


Показать ещё новости