Можно ли угадать правильный ответ на тестировании по математике?

12  Мая 2009 г.  в 20:46

Весна уже давно перевалила через свой экватор, теплым солнечным настроением напоминая школьникам о том, что они выходят на финишную прямую учебного процесса. Кому-то от этого – лишь радость на сердце, кто-то уже сейчас хватается за голову. Выпускники усиленно штудируют школьные учебники и всевозможные пособия, а родители охают и ахают за будущее своих кровинушек, ведь не за горами сдача централизованного тестирования, как говорится, время «Ч» для нынешних одиннадцатиклассников. Все, конечно, уже было «отрепетировано», но поступающая братия, словно заправские военные стратеги, все равно просчитывает все возможные варианты развития вступительных баталий.
И, к сожалению, зачастую непререкаемое желание родителей, чтобы их чада во что бы то ни стало числились в заветном списке студентов белорусских вузов, пока загораживает профессиональный выбор самих школьников. Главное, чтобы в кармане была корочка о высшем образовании... Потому массовое перекидывание документов из одного вуза в другой в зависимости от ежеминутно меняющейся ситуации уже стало привычным атрибутом вступительных кампаний прошлых лет.

Причем по-прежнему не остаются в стороне от критики и сами тестовые задания: претензии к ним все-таки имеются. И пока, как бы РИКЗ ни пытался корректировать проведение и содержание самих ЦТ, подобраться к состоянию совершенства системе не удается. Хотя попытки модернизироваться уже сделаны: к примеру, в прошлом году в тестах по математике и физике увеличилось количество заданий, где надо вписывать ответ, а не выбирать из предложенных. В языковых тестах появились вопросы с несколькими вариантами ответов. Такие ловушки выявляют тех, кто пришел на тестирование с пустой головой. Ведь если знания у абитуриента есть, то решить тесты возможно, уверены в Республиканском институте контроля знаний.

И, тем не менее, школьники вновь и вновь пытаются элементарно угадывать правильные ответы на предлагаемые задания. К примеру, в прошлом году в РИКЗ обратился отец одного из витебских абитуриентов, который был возмущен неоправданно низким баллом в тесте по русскому языку. Он не верил, что по языку, на котором разговаривает его семья, ребенок умудрился получить всего лишь 2 балла. Но, изучив бланк ответов, в институте качества знаний пришли к выводу, что абитуриент расставлял метки, используя «диагональную технологию», за что и получил свои законные баллы.

Пожалуй, подстегнет желающих стать дипломированными специалистами и тот факт, что на книжных прилавках по всей стране появились необычные издания, которые, как обещают авторы, позволят набрать на ЦТ больше баллов, чем будет у конкурентов. Причем «при определенных обстоятельствах помогут получить более высокий балл, чем у тех абитуриентов, которые знают математику лучше».

Так, брошюра, повествующая о 10 проверенных способах угадать правильный ответ, скажем, по математике гласит: «Цель книги – не научить вас решать задачи, а помочь дать ответ в тех задачах, решения которых вы не знаете. Все, что требуется, - здравый смысл, умение выполнять арифметические действия и строить чертежи с помощью линейки, циркуля и транспортира. Эта книга – попытка объяснить школьникам и педагогам то, что тест можно обмануть. Главное отличие тестового контроля от других форм - отсутствие необходимости пояснять свое решение и процесс выбора ответа. Единственное, что проверяется, - верный ли получен ответ».

Неужели, в самом деле, сегодня не надо проходить школьный курс математики, чтобы выполнить сложнейшие задания тестирования (а ведь именно о таких и идет речь в книге!), или это очередная попытка поживиться, коих, кстати, хватало в первые годы существования ЦТ, за счет детской наивности и большого соблазна поступить «на халяву»? Ведь, что греха таить, в странах Западной Европы и США уже много лет действительно разрабатываются и применяются самые разные подходы к решению тестовых заданий. Значит, не ровен час, когда и в нашей стране количество подобной литературы может захлестнуть книжные магазины. За комментариями корреспондент «Зари» обратился к компетентным специалистам.

Мнение специалистов

Светлана ТКАЧ, заместитель декана по учебной работе математического факультета БрГУ имени А.С. Пушкина:

- С позиции учителя математики подобные подходы и методы решения задач, которые предлагают авторы таких пособий, имеют право на существование. Более того, в свое время они были разработаны как раз-таки математиками. Но... чтобы применять их, необходим достаточно высокий уровень базовых, школьных знаний по математике. Это штучный товар: логика плюс сильная подготовка. К примеру, метод исключения неправильного ответа, которым зачастую некоторые авторы злоупотребляют, безусловно, хорош, но далеко не для всех математических задач. И не стоит забывать, что он является, прежде всего, математическим приемом и не создавался в качестве палочки-выручалочки для решения тестовых вопросов. Кстати, я предложила одному из абитуриентов воспользоваться советами одного такого пособия, так он сказал, что лично ему будет проще не рассуждать, а элементарно решить предлагаемый пример. Думаю, так ответит большинство сегодняшних абитуриентов.

А потому я бы посоветовала школьникам, родителям и педагогам не поддаваться на кричащие слоганы о том, что какое-либо пособие может враз научить любого ребенка угадывать правильный ответ. Скорее, подобная литература (если она качественная) поможет развить математическую логику, остальная же вряд ли пойдет впрок абитуриентам. Зачастую такие пособия более полезны для учителей. И если бы они смогли донести до молодых умов, а еще лучше научить школьников применять подобные методы и к нам в университет приходили бы такие выпускники – я была бы в полном восторге!

Ольга КОЗЛОВСКАЯ, заведующая магазином «Дружба» ОАО «Бресткнига»:

- Когда в Беларуси только-только ввели тестирование, многие издательства действительно начали штамповать всевозможные пособия и учебники в помощь абитуриентам. Естественно, растерянные школьники не знали, какая книга более компетентна и авторитетна. Но со временем у нас появились, если можно так сказать, явные лидеры, и сейчас особой популярностью у поступающих пользуются два-три издания по одному школьному предмету. Причем сезонности у такой литературы нет: что начало учебного года, что последние школьные дни – популярность тестов и пособий по ним не уменьшается... Да и уровень работы изданий по тестовой литературе контролируется РИКЗом. В последнее время начинают появляться издания, которые, по замыслу авторов, должны помочь школьникам просто угадать ответы. Пока таких пособий не много, но думаю, их количество будет расти.

Сегодня мы столкнулись с другой проблемой: в сентябре наш магазин буквально атакуют толпы родителей учеников, которые требуют решебники по всем школьным дисциплинам. Причем если раньше сами дети втихаря от взрослых покупали такую литературу, то нынче именно родители приобретают бумажных помощников... Но утаить ее от детей сложно, тем более что соблазн заглянуть в решебник очень велик. И нужна ли такая «помощь» ребенку, который в скором будущем станет абитуриентом?
 Ирина КВАРТАЛЬНАЯ