Мнение учителя: одна из задач системы образования - не допустить гретаизацию нашей школы

6  Июня 2023 г.  в 15:54 : Разное: обо всём понемногу

В 90-е годы нашу систему образования лихорадило от поиска некого идеала в этой системе. Отсюда череда всяких реформ: гуманизация образования, 11-12-летняя система образования, появление гимназий, лицеев, колледжей, некая Болонская система, тестирование, словом, все что угодно, лишь бы не то, что было. Западная система образования казалась тогда тем эталоном, к которому необходимо стремиться и понемногу усваивать их ценности.

Статьи советских газет о том, что не все благополучно с качеством образования на западе многие уже забыли, а кто помнил, считали это пропагандой и неправдой…

Нужна ли нам шведская модель образования?

По прошествии почти трех десятков лет приходит понимание, что не все так однозначно, как казалось в эпоху всеобщего «просветления». На первый взгляд не очень гуманный советский принцип „не можешь — научим, не хочешь — заставим“ оказался значительно гуманнее западных: „не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема“ (это в какой-то степени европейский принцип) и „не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема“ – американский.

О них

Даже судя по этим неписанным принципам видно, что западный стандарт давно «забил» на ребенка. (В советское время слово забил являлось частью грубого выражения, но практически новое поколение уже не чувствует эту грубость, т.е. произошла десемантизация фразы.) Процесс «забивания» произошел не только в образовании, но и в общественной жизни многих западных стран – теперь ребенок, практически детсадовского возраста, может принимать решения, которые он в принципе не может и не должен принимать.

90-е годы запомнились массовым изучением Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году на Генеральной Ассамблее ООН, абсолютно забыв, что у детей кроме прав есть еще и обязанности. Теперь гипертрофированное восприятие этого документа, придуманного взрослыми, приносит свои плоды. Это выражается ростом детского пофигизма ко всему. Даже легализация педофилии тоже происходит на основании этого документа - А если сам ребенок этого хочет. Это его право.

В рамках правового беспредела, прикладая свои руки, работает ювенальная юстиция в Европе и США, создавая нормативные документы, позволяющие практически без особых бюрократических проволочек проводить изъятие детей из семей.

Последний случай на польско-белорусской границе является показательным примером работы шведской ювенальной юстиции, когда у многодетной чеченской семьи просто могут забрать детей со шведскими паспортами. Семья переехала в Польшу, но опасаясь, что из Польши их также могут не пропустить, многодетный отец решился на отчаянный шаг – пытался прорваться через границу.

О нас

Мы сами создаём мифы о перегруженном ребенке, об учителе-диктаторе, который лишает его детства, который задает ему домашнее задание, исправляет ошибки ребенка, и даже позволяет себе, это просто ужас, делать ребенку замечания.

Во-первых, наш ученик недогружен знаниями. Во-вторых, если он перегружен, то не тем, чем нужно. Поскольку воспитание детей – процесс серьёзный, трудоемкий, то этот процесс родители часто перекладывают на умный телефон и компьютер. Но если серьёзно, то у ребенка не должно быть времени на социальные сети и компьютерные игры до определенного возраста и у него должно быть достаточно домашнего задания.

Ребенок должен понимать, с подсказки родителей, что школа - не клуб по интересам. Это то место, куда он должен идти либо с желанием, либо с пониманием того, что это нужно. Учеба - это труд, и это не всегда интересно, но необходимо. Родитель должен понимать, что школа не оказывает образовательные услуги – школа образовывает и помогает родителям, а не телефонам и компьютерам, в воспитании их ребенка.

О них (В продолжение шведской темы)

У прилагательного «шведский» (шведский стол/ шведская спичка/ шведская семья/ шведская школа/ шведская экологическая активистка), пожалуй, только первое словосочетание имеет положительную коннотацию.

Несколько лет назад в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что шведские педагоги приехали в Беларусь изучать опыт преподавания в нашей средней школе. Не скрою, был удивлен этим сообщением, поскольку шведская школа считается одной из лучших в Европе, если не в мире, по оснащенности, словом – школа мечты. Задача шведских педагогов, посещавших нашу страну, состояла в том, чтобы выяснить, почему у белорусских детей знания лучше, чем у шведских. Так случилось, что в этот день я присутствовал на мероприятии, на котором выступал педагог из Барановичей. Её гимназия сотрудничала с одной из шведских школ. Учитель поделился своими размышлениями по поводу одной из поездок в Швецию. Позднее чуть ли не дословное подтверждение её наблюдениям я нашел в Интернете у другой нашей соотечественницы, которая писала

… есть свои плюсы у шведской школы: бесплатное питание и учебники, отсутствие школьной формы и масса оздоровительных мероприятий.

Когда я пришла работать в шведскую школу, первое, что вызвало негодование, так это полное отсутствие дисциплины на уроках. К сожалению, стереотип строгого учителя в шведском обществе совсем неуместен. Снижение авторитета педагога привело к тому, что даже повышение голоса на учеников может оцениваться как унижение человеческого достоинства и некомпетентность. Многие учителя выбирают в таком случае подходящую стратегию: игнорирование происходящего. Помню, как впервые посетила уроки дочери и пришла в ужас от хаоса, стоящего в классе: шум, беготня, падение предметов на пол, хлопающие двери (ученики уходили в туалет без спроса), рвущиеся тетрадки, бумажные самолетики, летящие в голову учительницы. Но самое главное, что шокировало меня тогда, это невозмутимый вид самой учительницы, выражение ее лица говорило: все, мол, в порядке, обычные рабочие будни.

Выпускных экзаменов в школе не существует, и разделение на различные потоки для продолжения образования после девятилетней школы происходит не в зависимости от успеваемости, а в соответствии со склонностями учеников и желаниями родителей…

Уже упомянутая учительница гимназии тоже рассказала о посещении урока химии, на котором летали не самолётики, а шары, из которых дети должны были собирать модели молекул разных веществ. Поразительным было то, что учитель продолжал объяснять материал, не делая детям никаких замечаний. При этом он уклонялся от пролетавших мимо шаров. Когда несколько шаров попали в наших учителей, присутствовавших на уроке, они вышли из класса. После урока шведский учитель пояснил, что он не имел права делать детям замечания – это могло бы стать поводом для его увольнения.

О нас

Что делать, чтобы любимым предметом у нашего школьника был не только звонок, а любимым временем года не только каникулы?

В белорусской школе есть то, что необходимо сохранить, улучшить и то, от чего нужно отказываться.

У нас очень слабое научно-методическое обеспечение учебного процесса. Учебники пишут единицы, а страдают многие, поэтому учителю исподтишка приходится выполнять свой долг, чтобы был результат.

Организационно-методические документы (например, КТП) учитель должен покупать. Если учитель работает с рабочей тетрадью – её необходимо приобрести. Это мелочи, но они напрягают. Все это должно быть в школьной библиотеке! Пока об образовании будут думать финансисты – в образовании будут проблемы.

От учителя все время что-то требуют, мало дают и еще меньше предлагают. Учителя не нужно пугать, с ним нужно разговаривать. Сегодня лотерейные билеты учителя не приобретают – уже хорошо. Еще необходимо избавиться от принудительной подписки и также исчезнет определенное напряжение.

Список проблем, к сожалению, можно продолжать.

Качество любой системы определяется не наличием в ней ошибок, а отношением к устранению этих ошибок.

У нас этап обкатки нового типа выпускных экзаменов. Не все гладко.

Возможно мы тоже на пути к полной отмене экзаменов. Но когда у наших детей будут «шведские» знания и мы наплодим в нашем обществе грет*, куда мы поедем за опытом?

Одна из задач системы образования - не допустить гретаизацию нашей школы.

* Грета Тунберг – несчастный, больной, непосещавший шведскую школу ребенок, которого когда-то обидел Д. Трамп. Сейчас ей уже 20 лет. Занимается бесполезной деятельностью, поскольку малообразованна.

Автор: А.Н. Кондратюк / учитель