Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Штраф до 10 тысяч евро: cколько теперь стоит проехать по платным дорогам Беларуси

31  Мая 2023 г.  в 20:19 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

С 1 июня в Беларуси поднимет тарифы на проезд по платным дорогам. Blizko.by посмотрел, во что сейчас обойдутся поездки по Беларуси для тех, кто должен платить.

Что произошло?

Несколько дней назад стало известно, что в Беларуси изменят (а точнее — поднимут) тарифы на проезд по платным дорогам, входящим в систему BelToll. Изменения закреплены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси и вступают в силу уже завтра, 1 июня. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале.

Последний раз тарифы изменяли еще в 2014 году, после этого слегка корректировали сам подход (например, в 2020 году ввели электронную виньетку для легковушек, а также «разовый тариф» для тех, кто проштрафился).

Сейчас мы изучим новые тарифы и посмотрим, насколько подорожает автопутешествие и одного конца страны в другой.

Белорусы же не должны платить за проезд по дорогам?

Должны, но далеко не все.

Во-первых, за проезд по дорогам должны заплатить владельцы автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонн. Даже если владельцы этих машин белорусы.

Во-вторых, владельцы автомобилей с меньшей массой, не зарегистрированные в ЕАЭС (то есть, не в Беларуси, России, Казахстане, Кыргызстане и Армении).

Из этих пунктов есть исключения: например, машины с транзитными номерами, мопеды и мотоциклы, колесные тракторы, оперативные и спасательные автомобили, городские рейсовые автобусы, машины с гуманитарной помощью и некоторые другие. Полный перечень освобожденных от оплаты машин можно изучить по этой ссылке.

В целом, можно утверждать, что белорусские легковушки за проезд платить не должны — но и тут есть нюанс, что считать легковушками. Если все, что не грузовики и микроавтобусы, то несложно найти исключения. Например, внедорожник Ford Excursion имеет полную массу 4.037 кг — и его водитель вполне себе должен будет платить за проезд по дорогам. А также водители Hummer H2 (3.900 кг), Cadillac Escalade (3.590 кг) и некоторых других.

Какие тарифы действовали до сих пор?

Уже почти девять лет, с октября 2014–го, действуют такие тарифы для машин полной массой более 3,5 тонны:

  • Двухосные: 0,09 евро за километр
  • Трехосные: 0,115 евро за километр
  • Четырехосные (и с большим числом осей): 0,145 евро за километр.

(Для справки: в 2013–2014 тарифы были еще ниже: 0,08, 0,10 и 0,12 евро соответственно).

А для машин легче 3,5 тонны придумали электронные виньетки, которые оплачиваются в зависимости от срока действия, а не километража: на 15 дней — 14 евро, на 30 дней — 22 евро, на год — 75 евро.

А какие тарифы будут теперь?

Теперь расценки такие: для 2-, 3- и 4-осных машин — соответственно, 0,101 евро, 0,126 евро и 0,152 евро за километр.

А за двухнедельную, месячную и годовую виньетку — соответственно, 18, 28 и 96 евро.

То есть, подорожание составляет от 5% до 29% (виньетки подорожали сильнее всего).

Сколько стоит проехать Беларусь из конца в конец?

На сайте системы оплаты проезда BelToll есть карта всех платных участков страны, а также подробный перечень всех этих участков с точностью до метра длины.

Предположим, автомобилю надо проехать из конца в конец по главной трассе страны — М1/Е–30 «Беларусь». На ней 38 платных участков, следующих один за другим, общей протяженностью 609,955 километра.

Сколько кто заплатит?

Водитель иностранной легковушки, как мы отметили, может обойтись электронной виньеткой: плати 18 евро и катайся две недели хоть сутки напролет.

Водитель более крупной машины — например, огроменного джипа из перечисленных выше либо микроавтобуса — заплатит 609,955х0,101=61,61 евро.

Водитель трехосного грузовичка выложит за поездку 609,955х0,126=76,85 евро.

А водитель-дальнобойщик на фуре, едущий из конца в конец — из России в Европу (сейчас, как мы знаем, в Польшу не пускают белорусских и российских водителей, а в обратную сторону – водителей из ЕС, — так что пусть это будет водитель-казах), — заплатит 609,955х0,152=92,71 евро.

Водители маршруток тоже платят за проезд. Например, за дорогу до Солигорска по слуцкой трассе Р23 (платный участок тянется только до Слуцка — почти 90 км) заплатит 89,566х0,101=9,05 евро. Водитель маршрутки в Могилев — 175,786х0,101=17,75 евро, а в Гомель — 278,83х0,101=28,16 евро.

А что, если не заплатить?

Проехать по платной дороге и не заплатить — незаконно. На это у «БелТолла» есть система штрафов. Штрафы тут называются «плата в увеличенном размере». То есть, если ты на машине проехал под рамкой, а виньетки или бортового устройства у тебя нет (либо оно не сработало), то надо будет возместить вред в увеличенном размере. Различаются два подхода нарушений: неполная оплата и неоплата вообще. Так вот, штраф составит от 50 до 260 евро — и это за каждый (!) неоплаченный участок. То есть, проехал под двумя рамками без оплаты — два раза штраф, и так далее. Как мы отметили выше, на трассе М1 всего 38 участков — это значит, что максимальный штраф может составить до 38х260=9.880 евро.

В системе предусмотрена и такая опция, как «разовый тариф» (STT – Single Toll Tariff). Размер этого разового тарифа составляет от 12 до 32 евро, что в 8 раз меньше, чем размер максимального штрафа. Но применение разового тарифа допустимо лишь один раз (на то он и разовый), после чего водителю надо обратиться на ближайший пункт обслуживания для проверки и исправления своего бортового устройства.

Некоторые водители стремятся объехать рамки оплаты по проселочным дорогам или бесплатным трассам. Например, отдельные дальнобойщики, идущие со стороны Москвы в Европу, не ехали по М1 от границы России до Минска, а еще под Смоленском сворачивали на Витебск и оттуда по бесплатной Р3 ехали до Минска. Это длиннее на 70 километров, чем прямой путь, зато можно было сэкономить до 40 евро на оплате дорог.

А водители, которые направлялись в сторону Вильнюса, почти всю нашу страну проезжали бесплатно: с М3 в Плещеницах сворачивали на Р63 и через Вилейку и Сморгонь выскакивали к Ошмянам (там до границы оставался небольшой платный кусочек) или вовсе к Островцу и Гудогаю, — там платных участков нет вовсе.

Источник: Blizko.by