Грабеж на Украине – не страховой случай: как белорус лишился фуры и бизнеса

29  Апреля 2023 г.  в 14:59 : Криминал, происшествия

Год назад на Украине пострадали сотни перевозчиков, которые на момент начала СВО были в рейсах на украинской территории – все российские и белорусские фуры и грузы не выпустили из страны или забрали, угрожая оружием.

Предприниматель из Речицы чуть больше года назад после начала СВО потерял на Украине единственную фуру, на которую копил больше 20 лет. Машину с прицепом и грузом, все документы у него отняли вооруженные украинцы. А сам мужчина был эвакуирован на родину с помощью белорусских спецслужб.

Громкая история, связанная с освобождением оставшихся на Украине практически в заложниках белорусских дальнобойщиков, произошла весной прошлого года. О ней сообщил президент Беларуси Александр Лукашенко, затем в КГБ рассказали подробности спецоперации. Оперативный сотрудник спецслужб сообщил, что для этого была создана целая "волонтерская организация", в которой состояли в том числе и граждане Украины, помогавшие освободить белорусов. Для того, чтобы вернуть дальнобойщиков домой, спецслужбы использовали различный арсенал методов, в том числе давали взятки. На Украине после начала СВО находились около 290 белорусских водителей, по информации МИД Беларуси, всех удалось вернуть.

Однако по возвращении на родину оказалось, что получить компенсацию по страховке за утерянный транспорт – невозможно. Белорус рассказал, как пытался отстаивать свои права и как проиграл дело в суде первой инстанции.

За одну поездку лишился всего

"Меня удивляет, что многие ни в Беларуси, ни в других странах не знают, что вытворяли украинцы по отношению к россиянам и белорусам, которые оказались на Украине и не успели быстро уехать в первые дни и месяцы военной операции. Когда я начинаю рассказывать, что у дальнобойщиков силой, под угрозой оружия отнимали фуры, прицепы, грузы, сильно удивляются. Вот так, без предписаний, официальных бумаг, просто потому что кто-то так решил. То, что там творилось, это был настоящий разбой и правовой беспредел", – говорит Сергей Поплавский из Речицы.

Еще в феврале прошлого года мужчина был индивидуальным предпринимателем, занимался международными перевозками. У него была фура и прицеп, которые он купил несколько лет назад. Но мужчина лишился абсолютно всего в один момент – машину, груз, документы забрали украинцы только потому, что это был транспорт с белорусской регистрацией.

Сергей оказался в числе тех дальнобойщиков, которые в феврале прошлого года выполняли рабочие рейсы и на момент начала СВО оказались на территории Украины. Он полтора месяца жил на стоянке возле пункта пропуска "ЧОП" на украинско-венгерской границе. Надеялся, что фуру ему оставят и разрешать выехать из страны.

Почему забирали фуры на Украине?

В те дни, сразу же после начала СВО, фурам на российских и белорусских номерах не разрешили выехать с украинской территории. Чуть позже у всех водителей стали забирать грузовики. Делали это представители таможенных и силовых структур или люди в форме без опознавательных знаков, часто под угрозой оружия, забирали ключи и документы. Бумаг, справок об изъятии не давали. Фуры на номерных знаках других стран свободно пересекали границу как на выезд, так и на въезд.

Фуры и грузы изымались якобы в пользу государства и армии в феврале, марте и апреле 2022 года, а закон о принудительном изъятии собственности у белорусов и россиян украинская Рада приняла только в мае. Позже белорусские дальнобойщики находили видеосюжеты, там показывались склады с изъятыми у белорусов и россиян грузами, все это находилось в частной собственности.

Белорусские и российские водители год назад смогли вернуться домой, а судьба их транспорта до сих пор неизвестна. После возвращения в Беларусь водители и фирмы, чей транспорт был отнят на Украине, написали заявления в милицию. СК Беларуси возбудил уголовное дело по факту хищения транспортных средств и грузов на территории Украины. В конце октября оно было приостановлено "в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого".

Почему отказали в страховке?

Год назад предприниматель из Речицы была уверен, что за фуру и прицеп можно будет получить страховые выплаты. Вспоминает, что все время, пока его не выпускали с украинской территории, – это 42 дня – был на связи со страховой фирмой. Но позже выяснилось, что получить страховые выплаты невозможно. Сергей Поплавский дошел до суда, но дело проиграл. Он рассказал подробности.

В письменном отказе выплачивать страховое возмещение за потерянные на Украине фуры было указано, что случай не является страховым, потому основания для выплат отсутствуют.

Компания ссылалась на то, что с 24 февраля 2022 года на Украине ввели военное положение, а по условиям страхового договора, территорией его действия не являются территории военных действий и вооруженных конфликтов. Кроме того, в ответе страховой компании указывалось, что мужчина не предоставил официальные документы, подтверждающие факт изъятия, национализации или ареста транспортного средства.

Ответ страховой компании владельцу отнятой на Украине фуры

© Photo : документ предоставлен Сергеем Поплавским

Ответ страховой компании владельцу отнятой на Украине фуры

© Photo : документ предоставлен Сергеем Поплавским

Сергей был не согласен с такой позицией, поэтому решил обратиться в суд. Был уверен, что выиграет дело. По его словам, на территорию Украины он въехал еще до начала СВО, то есть 22 февраля 2022 года, а на тот момент вооруженного конфликта не было. Потому, согласно его логике, страховая компания должна возместить ущерб.

"Согласитесь, я же не специально туда поехал. Никто не знал, что может начаться этот конфликт. Честно говоря, в местности, где я находился у украинско-венгерской границы, никаких военных действий не было и сейчас нет. Туда ни разу ракеты не прилетали. А погранпереход ни на один день после 24 февраля 2022 года не прекратил работу. Перевозчики везут на фурах в Европу украинские товары и наоборот. Границу пересекают словенские, словацкие, венгерские, турецкие перевозчики. А суд поддержал аргумент страховой, что это территория военного конфликта. Военный конфликт в сотнях километров от этого места", – отметил Сергей, пытаясь понять, почему с точки зрения белорусского суда и страховой компании территорией военного конфликта считается вся территория Украины, а не восточная ее часть, где проходит СВО.

В суде попросили заявление из украинской полиции

Кроме того, принимая решение об отказе, суд опирался на тот факт, что у истца не было на руках документальных доказательств, что фура была похищена на Украине.

"На суде у меня было ощущение, что там не понимают, что творится на Украине. Судья у меня спрашивал, почему я, когда меня не выпускали через границу в Венгрию и потом, когда забрали фуру, не пошел в украинскую полицию и не написал заявление о краже. Я ответил, что не мог никуда пойти, потому что это было опасно, даже в белорусском посольстве рекомендовали не уходить за пределы стоянки. Слава богу, что оттуда живой вернулся. Там была угроза жизни нам – русским и белорусским водителям. Такие вопросы выглядели как издевательство ", – вспоминает Сергей и добавляет:

"Судья пояснял, что в таком случае заявление нужно было писать в Венгрии, Словакии или Польше, через эти страны мы возвращались в Беларусь. Я ответил, что мы ехали в составе большой группы, нас эвакуировали, в автобусе были и белорусы, и россияне, это была специальная операция белорусских властей по нашему спасению. Мы нигде не останавливались".

В решении суда говорится: "для принятия решения о выплате страхового возмещения согласно Правил необходимо предоставление документальных доказательств именно той страны, на территории которой страховой случай произошел".

Возражения истца о том, что территорию, где у него отняли фуру, не следует считать территорией военного конфликта, также было отвергнуто. В решении суда это объясняется так: "в данном случае имеет место манипуляция военно-юридической терминологией".

Получается, что у перевозчика из Речицы в принципе не было шансов выиграть суд и получить страховые выплаты. Даже если бы мужчина каким-то чудом смог заявить в украинскую полицию о краже фуры, то случай все равно не признали бы страховым.

Потерял все и влез в долги

Сейчас Сергей Поплавский продолжает работать в сфере международных перевозок. Он пересел на старенькую фуру, на которой раньше работал его племянник.

"Я влез в большие долги, чтобы погасить кредит банка за фуру. Потому что выплаты по процентам были больше, чем я сейчас зарабатываю. Не говоря про основной долг. Машину, которую в 2019 году купил за 140 тысяч евро, я потерял. И это была моя единственная машина и самое дорогое, что я купил за свою жизнь. Я потерял абсолютно все. И я не знаю, как мне быть", – говорит Сергей.

По его словам, он по работе часто общается с российскими международными перевозчиками и с их слов знает, что в России всем водителям и фирмам, которые лишились транспорта на Украине, выплатили компенсацию еще в прошлом году.

"Они уже давно на эти деньги купили новые машины и продолжили работать. Их страна о них позаботилась. А в Беларуси такое ощущение, что о нас забыли. По крайней мере, если вопрос и решается где-то наверху, то очень медленно", – отметил мужчина.

Известно, что в середине февраля Сергей Поплавский и другие перевозчики, у которых отняли транспорт и грузы на Украине, получили письмо из Минтранса. Там была просьба заполнить таблицу и указать номера машин, прицепов, которые остались на украинской территории. На момент подготовки статьи ответа о судьбе этих списков перевозчики не получили.