Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Ямочный ремонт вместо капитального: белорусы жалуются на дороги

19  Апреля 2023 г.  в 11:23 : Недвижимость

Почти половина республиканских дорог в Беларуси требует капитального ремонта, в этом году на эксплуатацию и развитие дорожной сети в республике запланировано израсходовать более одного миллиарда рублей – на треть больше, чем в прошлом.

В Беларуси насчитывается около 16 тысяч километров республиканских дорог и 70 тысяч километров местного назначения. Многие из них уже достаточно давно эксплуатируются с просроченными межремонтными сроками. И хотя делается очень многое - порой дорожники работают круглосуточно и без выходных – этого все равно недостаточно. Пока ремонтируют одни участки дорог, другие приходят в негодность.

Проблема затрагивает каждого, так как плохое состояние дорожного покрытия сегодня не только во дворах и в черте города, но и на республиканских трассах. Например, в ямы влетают на "олимпийке" М1 и на витебской трассе перед границей с Россией.

Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева попыталась разобраться в ситуации, почему дороги в Беларуси оставляют желать лучшего и в каких случаях дорожники должны делать ямочный ремонт, а в каких – капитальный.

Лазерные датчики сканируют дороги

Вместе с фотографом направляемся на переулок Домашевский, 11, где находится РУП "Белдорцентр". Специалисты этой организации занимаются диагностикой республиканских автомобильных дорог и техническим надзором за эксплуатацией республиканских и местных автомобильных дорог общего пользования.

С помощью этой машины производят диагностику дорожного покрытия

© Sputnik

На входе нас "встречает" машина с длинной балкой на передней части кузова – профилографом. Как поясняют работники предприятия, это незаменимая техника при диагностике дороги.

"В профилографе установлены лазерные датчики, здесь их 25. Они полностью сканируют поверхность дороги и затем через специальную программу выдают индекс ровности IRI. Уже после на основании полученных данных мы принимаем решение, какой требуется ремонт: устранение колейности, дефектности или, например, ямочности", – рассказал об особенностях работы прибора начальник управления диагностики дорог и мостов Андрей Сусленков.

Начальник управления диагностики дорог и мостов "Белдорцентра" Сусленков Андрей Анатольевич

© Sputnik

Однако одних профилографов недостаточно – для диагностики проводится целый комплекс процедур, позволяющий определить коэффициент сцепления и конструкции дороги.

Не хватает средств на капремонт

"Белдорцентр" проводит диагностику и выдает рекомендации владельцу автомобильной дороги. А уже он в свою очередь принимает решение, следовать ли им полностью или немного отойти – все зависит от финансовых возможностей.

Республиканская сеть автодорог общего пользования в Беларуси насчитывает порядка 16 тысяч километров. Капитальный ремонт назначают в тех случаях, когда прочностные характеристики не соответствуют и дорога уже не выдерживает необходимой нагрузки. Кроме этого, если на трассе обнаружен большой объем дефектов – до 30%, то ее тоже необходимо капитально ремонтировать.

Выезд с дворовой территории в районе бульвара Комарова в Борисове

© Sputnik

Существующее финансирование – это не повод совсем сложить руки. Чтобы обеспечить безопасность движения, дорожники выполняют ямочный ремонт. Но это лишь временная мера, которая, увы, в некоторых случаях становится постоянной.

Первый замгендиректора "Белдорцентра" Владимир Голубев

© Sputnik

Всем известно, что основная ямочность образуется в зимне-весенний период. Однако зимой специалисты вынуждены работать со смесями, которые по своим свойствам уступают тем, с которыми по погодным условиям можно работать в сезон. Если их оставить на лето, то они все равно от высокой температуры начнут плавиться и опять образуется критическая яма, которую нужно устранять. Получается замкнутый круг. Именно поэтому в зимнее время даже не дается гарантия на ямочный ремонт.

"Если пошла ямочность, то это значит, что начались проблемы с верхним слоем дороги. Соответственно, в идеале нужно сделать текущий или капитальный ремонт, так как ямочный не может устранить эту проблему. Он максимум прослужит два года", – сказал Владимир Голубев.

Кстати, не только из-за сложных погодных условий и перепадов температуры на магистралях появляются выбоины, ямы и колеи. Немалый вред причиняют машины, перевозящие тяжелые грузы. Так, по словам Владимира Голубева, 20-30 лет назад на дорогах средней категории была нагрузка 10 тонн на ось. Сегодня она составляет 11,5 тонны, а на некоторых трассах достигает 13 тонн. Но фактическая нагрузка транспортных средств выше и составляет до 16 тонн на ось.

Плохое дорожное покрытие не только во дворах, но и на центральных улицах Борисова

© Sputnik

"Наши дороги не рассчитаны на такие нагрузки, хотя в Беларуси налажен контроль за грузовиками. Они получают специальные разрешения и платят за это государству деньги. Но эта сумма небольшая. В год сумма за этот автомобиль составляет примерно 1,5-2 тысячи долларов. Но это совсем немного – такие деньги владелец машины зарабатывает за месяц, но зато вред приносит большой", – высказал мнение Владимир Голубев.

Люди, которые ремонтируют дороги, – герои

Кстати, специалисты РУП "Белдорцентр" анализируют не только итоговый результат, но и участвуют в самом процессе ремонтных работ. Они выезжают на объекты и делают контрольный отбор проб применяемых материалов, которые потом поступают в лабораторию предприятия. Там их испытывают с использованием специального лабораторного оборудования и приборов, после чего дают заключение о качестве материалов или выполненных работ. По статистике нарушений технологий немного – около 3%.

"Мы понимаем, что если на объекте асфальт положили некачественно, то это обернется большими издержками как для заказчика, так и для исполнителя. Поэтому в этот момент наша служба старается всегда находиться на объекте и контролировать технологию работ", – отметил Владимир Голубев.

Жители микрорайона Лядищи в Борисове мечтают, чтобы в их районе отремонтировали дорогу

© Sputnik

Бывают ситуации, когда недобросовестные подрядчики что-то делают не по технологии. В данном случае эти работы не будут зачтены и придется устранять дефекты. По словам собеседника, бывали случаи, когда подрядчикам приходилось перекладывать асфальт по несколько километров за свой счет.

"Не могу сказать, что те, кто трудится на дорогах, разгильдяи. Они выкладываются по полной. Ведь работа на линии очень сложная, потому что это круглосуточно, людей, как правило, не хватает, техника не новая. Люди, которые работают на объектах, они – герои при этих условиях. Не каждый это может выдержать. От качества их работы зависит безопасность дорожного движения и соответственно безопасность граждан", – сказал Владимир Голубев.

Бетон поможет?

Сегодня большинство белорусских трасс выполнено в асфальтобетоне. По мнению специалистов "Белдорцентра", решить проблему плохих дорог может переход на цементобетон. Об этом недавно в послании белорусскому народу и Национальному собранию говорил президент страны Александр Лукашенко.

"Обычно устройство бетонного покрытия происходит при реконструкции. Это недешевое удовольствие, но зато оно надежно. Можно посмотреть минскую вторую кольцевую. На ней дорожники отрабатывали эту технологию, так сказать, возрождали ее. Уже прошло 7 лет, и я не вижу там критических ситуаций", – отметил первый замгендиректора "Белдорцентра".

Срок службы бетонных дорог составляет 20-30 лет против 10-15 лет для асфальтовых дорог. Также преимущество бетона в том, что он позволяет сократить расходы на содержание и ремонт дорог.

Материал для дорог проходит испытания в лаборатории "Белдорцентра"

© Sputnik

К слову, вторая кольцевая магистраль в Минске – не единственный пример бетонной дороги. Сегодня с использованием этой технологии продолжается реконструкция автомобильной дороги Р-53 Слобода - Новосады на участке от Смолевич до Жодино. В этом году планируют открыть Юго-западный обход Могилева протяженностью 11,5 км. В планах – приступить к реконструкции трассы М-3 Минск-Витебск. Также цементобетон укладывают на улицах в небольших городах.

По мнению Владимира Голубева, белорусы научились укладывать бетон, и сегодня есть все условия для того, чтобы работать с этим материалом. Главное – соблюсти определенные технологии.

Равняться на Россию

В соседней России ситуация с дорогами получше, чем в Беларуси. Здесь более 10 лет назад приняли федеральный закон, в котором четко прописали нормативы по стоимости текущего и капитального ремонта, а также – по содержанию дороги. Периодически он пересчитывается с учетом инфляции.

"Недавно к нам приезжали россияне и они озвучили цифру, которая выделяется на эксплуатацию дороги. Так она выше, чем у нас", – отметил Владимир Голубев.

Также он рассказал, что российские дорожники в межсезонье проводят капитальные ремонты, что позволяет уйти от той ямочности, которая сегодня есть в Беларуси.

Проблемные дороги Гомеля

© Sputnik

Между тем, собеседник обратил внимание на то, что в последние два года государство увеличило финансирование ремонтных работ. Так, в прошлом году было дополнительно выделено 300 миллионов рублей на местную и республиканскую сеть.

К слову, на содержание и развитие дорожной сети в нынешнем году планируется израсходовать почти 1,02 миллиарда рублей – это на треть больше, чем в прошлом. При этом доходы дорожного фонда – деньги за проезд транспортных средств по платным автодорогам и транспортный налог - сократятся. В 2022-м общая сумма доходов составила 581 миллион рублей, а в 2023-м они запланированы в размере 529 миллионов. Из-за этого существенно вырастет нагрузка на бюджет, ведь недостающие средства, а это порядка 488 миллионов рублей, придется брать именно из него.