Современный мир невозможно представить без интернет-магазинов. И неспроста: они предлагают огромный ассортимент товаров, доставку прямо к двери, оплату с помощью смартфона. К тому же, все это можно сделать из любой точки мира и не вставая с дивана. При этом такое удобство привлекает не только покупателей, но и мошенников, которые могут украсть деньги или личную информацию у совершающих покупки.
Идя на преступление, мошенники пользуются доверчивостью покупателей, их тягой к экономии, погоней за брендами. Поэтому аферисты могут продавать брендовые вещи по низкой цене, устраивать ограниченные сроки распродажи или число товаров. Кроме того, мошеннические интернет-магазины играют на чувствах и эмоциях людей. Они делают все возможное, чтобы подтолкнуть человека к спонтанному решению, и он не успел проанализировать предложение, рационально оценить ситуацию.
Граждане покупают в Интернете не только одежду или обувь, но и предметы мебели, детские игрушки, косметику, лекарственные средства. Порой доходит даже до интимных услуг.
Заявления от обманутых покупателей, которые перечислили деньги за товар, и после этого связь с потенциальным продавцом пропала, в органы внутренних дел поступают регулярно.
Так, жертвой злоумышленников стала 18-летняя жительница Бреста. Девушка обратилась в Ленинский РОВД с заявлением о том, что неизвестный, под предлогом продажи одежды, завладел перечисленными денежными средствами в сумме более 75 белорусских рублей. Заявительница пояснила, что нашла в социальной сети «Инстаграм» интернет-магазин, специализирующийся на продаже одежды. Выбрав понравившуюся модель, продавец скинул ей счет для проведения оплаты. После осуществления перевода он перестал выходить на связь с потерпевшей, а товар в оговоренный срок ей не прислал.
На уловку мошенников также попала 31-летняя жительница Пинского района, которая через «Инстаграм» хотела купить себе несколько пар обуви. Девушке сказали, что для получения товара необходимо ввести предоплату, после которой ей вышлют трек-код для его отслеживания. Согласно условиям продавца, после получения почтового индикатора необходимо было ввести вторую часть суммы.
Девушка перевела первую часть денег, однако, трек-код после этого не получила. Несмотря на это, все равно зачислила вторую часть суммы продавцу. В оговоренные сроки она товар не получила, плюс ко всему лишилась более 340 белорусских рублей.
Неудачной оказалась покупка через «Инстаграм» также у 25-летнего жителя Бреста. Мужчина хотел купить через социальную сеть автомобильные шины. Нашел интернет-магазин с привлекательными ценами и написал продавцу. Ему предложили скидку, но для ее получения попросили ввести предоплату. Мужчина перечислил ее, однако, товар не получил. В результате необдуманного поступка лишился 380 белорусских рублей.
По всем фактам возбуждены уголовные дела. В настоящее время сотрудники милиции проводят работу по установке лиц, которые могут быть причастны к совершению данных преступлений.
Каждый гражданин должен понимать, что это лишь несколько примеров преступлений, подобные случаи в нашей области не единичны.
УВД Брестского облисполкома обращает внимание, что, совершая покупки в Интернете, необходимо быть предельно бдительным.
Если вы заказываете товар в социальной сети, например, в «Инстаграме», необходимо соблюсти некоторые правила безопасности: - Прежде чем купить товар, изучитеаккаунт продавца: на нем должно быть подробное описание товаров и как можно больше контактов для связи. Фото продукции в основном сделаны в одном месте, одежда показана на одном человеке. - Обязательно ознакомьтесь с реальными отзывами: если что-то вас насторожило, напишите автору комментария и попросите поделиться деталями сделки.
Распознать ложный ресурс можно также по отсутствию: - подробного описания товаров; - реквизитов владельца, контактов, адресов; - данных юридического лица; - ссылок на поставщиков, производителей; - информации о возврате, точного описания гарантий; - различных способов для оплаты (чаще всего предложены электронные кошельки); - отсутствия отзывов или наличия большого количества отрицательных; - отсутствия на свободных ресурсах информации о магазине.
Кроме того, вас должно насторожить, что: - вам сначала предлагают оплату, а только потом получить товар; - техническая поддержка не отвечает или форма обратной связи отсутствует; - возраст сервиса 2-3 месяца (это можно проверить через домен, не всегда истинный возраст совпадает с тем, что указан в информации на сайте).