Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

На всех мест не хватит: как решить проблему маршруток

4  Марта 2023 г.  в 09:30 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

Специалисты Транспортной инспекции начали проверять не только маршрутки, но и тяжеловесные транспортные средства, перевозящие сыпучие грузы. Уже вторую неделю в чатах водители активно обсуждают начавшиеся проверки после жуткой аварии под Смолевичами. Одно из требований контролирующих органов – не возить пассажиров стоя.

Самые сознательные уже прислушались к этому и решили не рисковать. Однако столкнулись с другой проблемой – люди недовольны, что в час-пик не могут добраться до работы из-за того, что стоя ехать не разрешают. Не рады жесткому контролю и сами перевозчики: они опасаются, что могут уйти в убыток.

Можно ли обезопасить людей на дорогах, но чтобы при этом все участники движения были довольны? В этом вопросе разбиралась корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева.

Если запрещают ехать стоя, пусть добавляют транспорт

В тот день, когда я должна была отправиться в рейд вместе с Транспортной инспекцией, сама оказалась в роли пассажира: возвращалась из Борисова в Минск на маршрутке. И могла бы не доехать до столицы: в Жодино ассенизаторская машина, двигаясь по второстепенной дороге, не пропустила маршрутку. И если бы не мгновенная реакция водителя маршрутки, который сумел предотвратить столкновение, была бы беда. Пассажиров хоть и тряхануло хорошенько, но никто не пострадал.

Реакция Валерия, водителя маршрутки с пятилетним стажем, на опасную ситуацию на дороге была мгновенной

© Sputnik / Екатерина Воробьева

"Я уже 5 лет работаю водителем на пассажирских перевозках. Каждый день на дороге возникают подобные ситуации, когда угрозу движению создает специализированная техника. Сейчас усиленно проверяют маршрутки, но хотелось бы, чтобы проверили и спецтехнику, и тех, кто ей управляет", – сказал Валерий, водитель маршрутки Борисов-Минск.

В Минске пересаживаюсь в машину Транспортной инспекции и отправляемся "подежурить" на остановочный пункт "Лесной" в Боровлянах – оттуда пассажиры отправляются в Логойск, Вилейку и Молодечно.

"Сегодня, может, нарушений и не будет. Вчера, например, мы проверили 11 маршруток и не выявили ни одного. Водители уже знают о проверках, да и СМИ активно пишут об этом, поэтому предпочитают не рисковать", – отмечает начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Александр Коваленко.

Представители Транспортной инспекции останавливают маршрутки. Водители уже заранее готовы к проверке и протягивают проверяющим аккуратно сложенные документы в один файл. Практически у всех все в порядке, только у одного не оказалось при себе документа, подтверждающего прохождение курсов повышения квалификации. Однако "провинившийся" уверяет, что документ имеется, но дома. Александр Коваленко разрешает водителю предоставить его в филиал Транспортной инспекции по Минску и Минской области.

"Если он не предоставит, то это уже будет считаться грубым нарушением лицензионных требований. В этом случае будем разбираться с перевозчиком, который допустил к перевозкам водителя, не прошедшего курсы повышения квалификации", –прокомментировал Александр Коваленко.

Время незаметно подкрадывается к 17:00. На остановке скопилось много людей – все хотят поскорее попасть домой после работы. Некоторые злятся из-за того, что водители не разрешают ехать стоя.

"Если запретили возить стоячих пассажиров, так пусть добавляют транспорт, а нам теперь что делать? На остановке ночевать?" – слышатся реплики.

Тем не менее, некоторые пассажиры понимают, что транспортники стараются ради безопасности людей, ведь ехать стоя – это риск. А многие и вовсе начали пристегиваться в маршрутках. Но не все.

Не все пассажиры в маршрутке спешат пристегнуть ремни безопасности

© Sputnik / Виктор Толочко

"Ремня не хватает", – улыбается женщина на вопрос проверяющих, почему не пристегнута. Ей и другим пассажирам, которые не разобрались, где в машине находится ремень безопасности и как его пристегнуть, помогают Александр Коваленко и его коллега Антон Антонов.

Побыв некоторое время на "Лесном", транспортники предлагают проехать несколько остановок вперед – поясняют, что информация о том, что здесь находятся Транспортная инспекция и журналист, уже просочилась в водительские чаты. Но и на новом месте оказалось все в порядке – нам встретились добросовестные водители.

У особо злостных нарушителей изымут транспорт

Как подчеркнул первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк, проверка маршруток проводится на постоянной основе, а не только в связи с ДТП с ними.

"Первое, что работники Транспортной инспекции сделали после ДТП в Смолевичах, – определили маршруты движений, где могут осуществляться регулярные перевозки пассажиров и на которых есть высокая степень общественной опасности для нарушений. К таким мы относим перевозки, выполняемые без наличия лицензии либо без договора с оператором перевозок – так называемые перевозки пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных", – рассказал собеседник.

Также он отметил, что каждому филиалу Транспортной инспекции определен конкретный маршрут, где специалисты должны систематически, не реже одного раза в неделю, проводить соответствующий контроль. Это касается таких направлений, как Брест-Барановичи, Минск-Могилев, Мозырь-Минск, Полоцк-Минск, Гродно-Минск, Минск-Слуцк. У особо злостных нарушителей Транспортная инспекция готова даже изымать автомобили.

"Уже сегодня мы просим перевозчиков пересмотреть подходы к своей деятельности, если они были незаконными. Но, конечно, изъять транспортное средство – это не наша самоцель и у нас нет таких планов, чтобы создать проблемы бизнесу. Сегодня мы говорим о совсем другой стороне вопроса. Есть определенные маршруты, где стихийно сложилась незаконная деятельность в сфере перевозок пассажиров в регулярном сообщении. Мы попросим операторов, чтобы они провели собрание с представителями перевозчиков и сказали о необходимости сделать определенные шаги, чтобы перевозка осуществлялась законно", – подчеркнул Костюк.

Также, по его словам, при проверках уделят внимание техническому состоянию автомобилей и наличию в них ремней безопасности. Но не только уделят внимание маршруткам: специалисты уже приступили к проверке тяжеловесных транспортных средств, перевозящих сыпучие грузы, – так называемых самосвалов. В планах – проверить все автопарки страны с этой техникой.

А что говорят перевозчики и водители?

У Андрея (здесь и далее имена изменены) две компании, осуществляющие перевозки пассажиров в регулярном сообщении в Минской области. Мужчина признался, что после аварии под Смолевичами он получил от оператора письмо на электронную почту с предупреждением, что в случае любого серьезного нарушения с ним расторгнут договор. Перевозчик считает несправедливым, что, в основном, взялись за "регулярщиков".

© Sputnik / Виктор Толочко

"На все, что происходит сейчас после этого ДТП, мерзко смотреть. Произошло резонансное ДТП и все контролирующие органы взяли нас под "козырек". Но никто не захотел углубиться в суть проблемы и понять, почему это произошло, по чьей вине и что нужно делать для того, чтобы это не происходило", – рассуждает собеседник.

По словам перевозчика, уже известно, хотя официально и не озвучено, что авария под Смолевичами произошла по вине МАЗа, который два года ездил без техосмотра. Машина принадлежала государственному предприятию.

"Чтобы транспорт приводить в нормальное техническое состояние и проходить техосмотр, должны быть деньги. А денег у этого предприятия нет, потому что оно не зарабатывает их. Тем, что они зарабатывают на грузовых перевозках, прикрывают дырки на "пассажирке". А пассажирские перевозки нельзя закрывать, потому что у нас социально ориентированное государство и до каждой деревни должны доезжать автобусы. И вот все эти убыточные "дырки" закрывают государственные перевозчики, а "нерегулярка", которая ездит без опознавательных знаков, сидит на "сладких" направлениях и просто зарабатывает деньги", – возмущается перевозчик.

Итогом массовых проверок, по мнению Андрея, может стать повышение стоимости проезда.

"Сегодня я и другие перевозчики переживаем за то, что придется повышать стоимость проезда. Ведь маршрутный бизнес организован так, что основная масса людей ездит утром на работу и вечером с работы. Весь остальной день водители возят "воздух", ну или пару человек. Если перевозить только 15 человек утром на работу – а именно столько мест в маршрутке, и вечером 15 с работы, то мы столкнемся с тем, что это будет невыгодно. Поэтому чтобы оставаться на плаву, есть только два варианта: или подымать стоимость проезда, или нарушать закон и перевозить стоя", – отметил собеседник.

Обеспокоены ситуацией и сами водители, которые в данной ситуации называют себя заложниками: с одной стороны, они должны обеспечить безопасный проезд, а с другой – удовлетворить требования начальства.

© Sputnik / Виктор Толочко

Александр – опытный водитель, долгие годы работал на городских маршрутах, а потом перешел к частнику на пригород. Признается, что ему нередко приходится нарушать правила дорожного движения, иначе – придется искать новую работу.

"Времени на маршрут зачастую мало из-за загруженности дорог и ремонтных работ на них. Поэтому бывает, что выезжаешь на встречку, обгоняешь, превышаешь скорость, чтобы люди не опаздывали на работу и не было проблем с коллегами, которые едут за тобой, так как необходимо строго держать интервал между машинами по времени", – признался водитель.

По мнению Александра, в первую очередь корректировки требует расписание движения, которое составлено без учета сезонности и ремонтов дорог.

Водители сходятся во мнении, что добиться золотой середины в этом вопросе сложно, но возможно, если каждый – контролирующие органы, перевозчики, водители и сами пассажиры - будут делать то, что должны. И не забывать, что все-таки безопасное движение – превыше всего.