В такси не придется платить за простой на светофорах? Проект постановления на обсуждении

18  Декабря 2022 г.  в 15:55 : Автомобили, транспорт, ГАИ, ДТП

На Правовом форуме Беларуси с 9 по 19 декабря проводится общественное обсуждение проекта постановления, которое может всерьез изменить рынок такси в стране. О некоторых возможных изменениях мы уже рассказывали ранее, другие предложения стали известны нам только сейчас. Обсуждение идет и среди непосредственных участников рынка: представителей сервисов, диспетчерских служб, перевозчиков. Некоторые из них указывают на то, что проект постановления был вынесен на общественное обсуждение внезапно и едва не был упущен из виду.

Организатор общественного обсуждения — Министерство транспорта и коммуникаций. Корреспонденту Onlíner там не раз поясняли, что ситуация на рынке анализируется и возможные изменения находятся в стадии проработки. А вот обсуждать нам ранее предлагали уже после официального принятия, то есть постфактум, «когда будет о чем говорить конкретно».

Что предлагается менять?

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (в области транспорта и коммуникаций) доступен на Правовом форуме. Он не целиком посвящен сфере такси, поэтому мы выделим лишь те моменты, которые показались нам важными в контексте именно обозначенной темы.

Прокомментировать возможные изменения мы попросили Ассоциацию перевозчиков и диспетчеров (АПиД).

Трудовой договор

Об этом изменении говорилось и ранее, еще в 2020-м. Оно чревато тем, что вопросы могут возникнуть у водителей, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех из них, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.

И это предложение подвергалось критике. Примерно в то же самое время мы публиковали результаты большого исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли Белорусского государственного экономического университета. Полученные данные показали, что только у немногим более половины участвовавших в опросе водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода. Для 12% это неосновной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных — подработка, дополнение к основному заработку.

Нам не известно, проводилось ли подобное исследование в недавнее время.

— От имени всех членов ассоциации мы выступаем против введения запрета на заключение гражданско-правовых договоров между водителями и перевозчиками. Такой запрет является недальновидным и повергнет рынок автомобильных перевозок в хаос, — считают в АПиД. — Среди таксистов присутствует подавляющее количество водителей, для которых этот вид деятельности является дополнительным источником дохода. Поэтому в случае ввода обязательства на заключение трудовых договоров большое число физических лиц останется без средств к существованию.

В ассоциации также указали на то, что в сфере перевозки пассажиров наблюдается текучка кадров.

— В результате появляется риск увеличения количества перевозчиков, которые будут осуществлять свою деятельность в обход обязательства и, соответственно, в обход уплаты налоговых платежей, — полагают специалисты. — Водители такси, которые будут не согласны заключать трудовые договоры с перевозчиком, будут просто выезжать на своих автомобилях в точки скопления людей и осуществлять поездки «от борта» — соответственно, в обход уплаты налоговых платежей.

— Критикуешь — предлагай.

— Ассоциация поддерживает введение самозанятых граждан, для того чтобы каждый водитель мог на свое имя оформлять программную кассу. Данное введение, на основании анализа информации, предоставляемой государственными органами и перевозчиками ассоциации, увеличит поступление денежных средств в государственный бюджет, — такое мнение озвучили в АПиД.

Кстати, любопытно, что предложение ввести в сфере пассажирских перевозок категорию самозанятых не получило своего оформления в проекте. Хотя те же перевозчики считали это хорошим выходом из ситуации, который, с одной стороны, позволял бы вести деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (с уплатой при этом единого налога, ставка которого зависит от вида деятельности), а с другой — обеспечивал бы сбор этих самых налогов и вывод рынка из тени. Еще в прошлом году на высоком уровне отмечалось, что такой вариант не исключается.

Договор аренды авто

Раньше, напомним, предлагалось ввести регистрационные карты на каждое транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. При этом такие автомобили могли бы использоваться только для выполнения автомобильных перевозок пассажиров.

— В настоящее время преобладающее количество перевозчиков, в случае если они осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на автомобилях, не находящихся в их собственности, заключает договоры аренды транспортных средств с их собственниками. Из этого следует, что данное нововведение стоит закрепить на законодательном уровне, — считают специалисты.

Не более одного заказчика в такси

Не всем участникам рынка к настоящему моменту понятна эта формулировка. Есть предположения, что она не вводит запрет на посадку дополнительных пассажиров в такси после того, как первый заказчик сел туда и началась поездка.

Вместе с тем тот же «Яндекс Go» тестирует в России совместные поездки, когда двое клиентов по тарифу «Попутчик» могут ехать в одной и той же машине просто потому, что им по пути.

Судя по формулировке, предложенной в проекте постановления, подобные эксперименты могут быть заведомо заблокированы в Беларуси.

Запрет на включение в стоимость простоя

— Расчет времени выполнения одной поездки с учетом вычета из стоимости поездки простоя на светофорах, железнодорожных переездах и т. д., не представляется возможным, — уверены в АПиД. — А в случае введения данного положения увеличится количество споров между пассажирами и водителями такси, осуществляющими перевозку, а также между водителями и диспетчерами, электронными информационными системами. Кроме того, стоимость поездок упадет, что негативно скажется как на перевозчиках (их финансовая нагрузка увеличится), так и на водителях такси (их заработок уменьшится). Вследствие этого увеличится количество перевозчиков и водителей, которые будут осуществлять поездки «от борта» и в обход электронных информационных систем, что означает и обход налоговых платежей.

Информирование водителей о способе оплаты

— В случае закрепления данного обязательства владельцев электронных информационных систем присутствует риск повышения количества случаев отказа водителей от поездок, а также проведения поездок в обход электронной информационной системы и, опять же, в обход обязательства по уплате налогов, — прогнозируют специалисты.

Программные кассы

— Мы полностью поддерживаем ввод обязательства на использование программных касс при осуществлении перевозки пассажиров в случае оплаты поездки наличными денежными средствами. Но в этом случае ассоциация запрашивает информацию по поводу способа обеспечения деятельности программной кассы, возможности выдачи электронного документа на электронную почту пассажира при оплате поездки наличными средствами, — отметили в АПиД.

Источник: ONLINER
ONLINER