Девушка по совету подборщика купила «уставшую» Mazda, машина оказалась с сюрпризом

17  Ноября 2022 г.  в 10:22 : Разное: обо всём понемногу

Покупка подержанного автомобиля — это всегда лотерея. Единственная рабочая рекомендация, которую можно дать при приобретении, — обязательно обращаться на известные вам СТО, чтобы специалисты предварительно осмотрели машину.

Ведь, как показывают истории наших читателей, автоподборщик — далеко не панацея в таких случаях. Рекомендованный к покупке автомобиль может принести множество неприятностей и расходов. Сегодня рассказываем о случае Юлии из Борисова: девушка приобрела Mazda 6 2006 г. в. за $5 000, чтобы удобно передвигаться по городу с детьми, а по итогу получила головную боль и проблемы с ремонтом.

«Подборщик машину порекомендовал, а на СТО над ней только посмеялись»

Отметим сразу: история крайне неоднозначная. Кто-то, взглянув вживую на эту Mazda 6, воскликнет: «Срочно в люди!» Другие говорят, мол, нормальный автомобиль. Чего хотеть от 16-летнего «японца», который к тому же славится слабым ЛКП и кузовом? На одной из СТО нашей героине и вовсе сказали: ездить на нём (а покупалась Mazda для передвижения с детьми) крайне опасно. Кто прав и есть ли здесь вина подборщика?

— Эту «Мазду» я купила в середине сентября за $5 000. Часть суммы пришлось занимать у знакомых, так как бюджет был крайне ограничен. Сразу решила, что найму автоподборщика. Так по итогу и сделала.

— Сама я из Борисова, но заинтересовавшие меня экземпляры находились в Могилёве. Автоподборщика по имени Кирилл нашла через «Инстаграм». Созвонилась с продавцами, пообщалась по телефону, а потом уже отправила специалиста на осмотр. К слову, стоимость его выезда — 50 рублей. Первый автомобиль он мне сказал не покупать, а вот эту «Мазду» порекомендовал. По телефону сообщил, что есть мелкие некритичные недостатки, авто пригнано из России. Но раз в целом было «всё неплохо» — решила: надо брать!

Мы тоже нашли отчёт об осмотре «Мазды» в «Инстаграме» подборщика. Среди недостатков указаны изменённый пробег (на одометре — 195 000 км), один комплект резины и некорректная работа задней правой фары. Больше никаких подробностей. А они имеются.

К слову, предыдущий владелец в объявлении о продаже описывает машину так, как заведено у подавляющего числа продавцов: «Авто в отличном техническом и внешнем состоянии, не требует вложений».

Тем не менее проездила Юлия на Mazda 6 недолго: постоянно спускало колесо. Девушка решила обратиться на СТО.

— После осмотра мне сообщили о существенных проблемах с ходовой частью. Посчитали примерный прайс устранения недостатков — вышло почти 1 200 рублей! Денег на ремонт не было, поэтому я просто припарковала авто у дома и забыла о нём на какое-то время. Прошёл месяц — я решила машиной заняться. Поехала на другую СТО — и там чуть не поседела.

— Мастера, открыв капот и осмотрев иномарку, надо мной откровенно посмеялись. Мол, как такое вообще можно купить? Эта машина — реальная опасность не только для водителя, но и для других участников дорожного движения! Левый лонжерон проржавел насквозь, присутствует болтание колеса. Правый — некачественно заварен... Есть подтекания по двигателю. Для того чтобы скрыть признаки неправильно работающего мотора, в выхлопную трубу была залита вода. Стаканы передних стоек амортизаторов вырезаны полностью! При компьютерной диагностике выяснилось, что подушки безопасности водителя и пассажира отсутствуют, — перечисляет озвученные на СТО проблемы Юлия.

Дальше — больше. Белоруска решила проверить авто по VIN-коду, и оказалось, что «Мазда» побывала в ДТП на территории РФ. Были повреждены колёса, компоненты ходовой части, фары, указатели поворота, стоп-сигналы и другие стеклянные элементы (в том числе зеркала). Автомобилем получены «царапины, сколы, потёртости лакокрасочного покрытия или пластиковых конструктивных деталей и другие повреждения без изменения геометрии элементов (деталей) кузова и эксплуатационных характеристик ТС; вмятины, заломы, перекосы, разрывы и другие повреждения с изменением геометрии элементов (деталей) кузова и эксплуатационных характеристик ТС». Как об этом мог не знать и не предупредить клиента подборщик?!

— На СТО мне предложили визуально скрыть недостатки и... избавиться от этой «Мазды» поскорее. Смету мы даже не составляли — ремонт обошёлся бы в половину стоимости машины. Но подставлять кого-то мне не хотелось. А вдруг человек купит и разобьётся на ней — я же потом жить спокойно не смогу!

Деньги можно вернуть через суд? Комментарий юриста

Юлия попыталась связаться с продавцом, но девушка Оксана, которая проездила на этой «Мазде» всего лишь полтора месяца, удивлённо отрицала все недостатки. Телефон автоподборщика и вовсе стал недоступен: была включена голосовая почта. Что делать в такой ситуации? Совсем недавно мы писали о неудачной покупке Mercedes-Benz C-Class. Юрист Иван Сергеевич Райкевич дал av.by развёрнутый комментарий относительно приобретения авто с рук.

— В соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

1) соразмерного уменьшения покупной цены;

2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

Выходит, что Юлия может обратиться в суд и вернуть авто либо деньги, потраченные на его ремонт. Но процесс будет долгий и непредсказуемый. К тому же появилось ещё одно обстоятельство. Поскольку на предыдущих СТО нашей героине не выдали письменного заключения, мы попросили её обратиться на любую другую станцию и прислать нам подтверждение того, что автомобиль неисправен. За диагностику взялся лично директор мастерской. Оказалось, что не так страшен чёрт, как его малюют. Вода в глушителе — обычный конденсат, двигатель в порядке, стаканы — заводские. Как же так? Неужели и на той СТО пытались «развести» борисовчанку?

— Но нюансов всё равно хватает. Однако, по словам работников станции, не всё так плохо и многое поддаётся ремонту. Переварить передние стаканы и наложить хотя бы латку на дыру — $200. А вот в каком состоянии задние, мастера увидят только во время ремонта задней части подвески — за него придётся отдать около 1 000 рублей. Ещё столько же — за диски, колодки и расходники (сайлент-блоки, рычаги и прочее). Амортизаторы и пружины даже не считали.

Автоподборщик: «Я никому ничего не рекомендую»

Остаётся открытым вопрос с подушками безопасности и автоподборщиком, который не предупредил, что машина была в ДТП. Нам удалось найти второй номер того самого Кирилла. Специалист сразу понял, о каком авто идёт речь, и спокойно ответил на наши вопросы.

— Вы официально работаете?

— Да, как ИП.

— Отчёт предоставляли клиентке по данному автомобилю?

— Да, сбрасывал в электронном виде в «Вайбер», включая фото и видео подкапотного пространства. Также созванивались, пересказывал всё устно.

— Почему не предупредили, что автомобиль побывал в аварии?

— Я писал, что был удар, капот стоит не по зазорам. Задняя левая дверь толщиномером не бьётся, «жуки» по всей машине.

По VIN-коду проверял и сразу понял: Mazda из России. Но про аварию информацию не нашёл. Кузов крашеный, я говорил, что по краске есть нюансы. Крылья, арки, пороги, днище — всё переварено было.

— А ржавые лонжероны и болтающееся колесо не заметили?

— Это вроде смотрел, но не видел. Мы поднимали автомобиль, многое было замазано. Про лонжероны, кажется, ничего я не говорил, если честно.

— А подтёки на двигателе?

— Мотор был сухой, по нему вопросов не возникло, как и по КПП.

— Вода из глушителя?

— Возможно, это конденсат. Я не видел, чтобы что-то текло.

— На одной из СТО сказали, что вырезаны стаканы…

— Что? Они вырезаны? Такого точно не было.

— По безопасности ничего не смутило?

— По безопасности — нет. Ошибок не имелось, подушки, наверное, были заглушены.

— Я говорил клиентке, что автомобиль не идеальный и со своими нюансами. Но он лучше, чем предыдущий, осмотр которого девушка заказывала. Чтобы рекомендовать — я никому ничего не рекомендую! Обращаю внимание на определённые моменты по машине, а дальше человек сам принимает решение. Юлии я сказал, что цена не очень сладкая для этого авто, надо торговаться. Мол, я бы задумался, брать или не брать за $5 000. Но автомобиль такого года в идеале — это редкость, тем более «японец».

Честный автоподбор — какой он?

В отчёте, предоставленном автоподборщиком, действительно указаны многие нюансы. Сложно оценивать его профессионализм в условиях, когда даже у мастеров СТО мнения расходятся. Но едва ли Кирилла можно уличить в сговоре с продавцом, например. Тем не менее история поучительная: от качества работы автоподбора многое зависит. Мы обратились к специалистам Артуру и Косте из Selectcar.by и Артёму из «честныйподбор.бел», с которыми сотрудничаем в рамках редакционных материалов, чтобы прояснить некоторые важные моменты.

— Как по закону должен быть оформлен подборщик автомобиля? Какие документы стоит проверить, прежде чем перевести на карту предоплату?

— Автоподборщик может работать как ИП, кто-то оформляет ООО. Рекомендуем проверить, действующий ли УНП, заключить договор оферты на оказание услуг, оплатить услуги, — отмечает Артур. — Также можно поискать отзывы на сторонних интернет-ресурсах, посмотреть, с какого года подборщик ведёт соцсети, проверить дату регистрации домена сайта. Многие указывают, мол, наша компания занимается подбором 10—15 лет, а по факту домену меньше года и аккаунты ведутся только пару месяцев.

— Подборщик как минимум должен быть оформлен как ИП. Нельзя сбрасывать деньги на карту личного пользования — перевод средств происходит через ЕРИП или на расчётный счёт, — добавляет Артём. — Актуальная стоимость осмотра авто сейчас — 100—120 рублей. Дешёвый специалист — это, как правило, 18—19-летний наёмный сотрудник, который максимум может пройтись по авто толщиномером.

— На ваш взгляд, обязан ли подборщик предоставлять отчёт после осмотра автомобиля?

— Конечно! В этом же и заключается смысл нашей работы: клиент получает весь отчёт по авто и создаётся впечатление осмотра вживую, хотя человек может находиться за 300 км от автомобиля. У нас, как правило, есть фото и видео — порядка 100—150 файлов, проводится компьютерная диагностика, диагностика на СТО, если потребуется, а также даются комментарии и рекомендации эксперта.

— Слышали ли вы про случаи, когда подборщик посоветовал к покупке проблемную машину, но потом люди смогли с него взыскать деньги?

— Если специалист намеренно порекомендовал «хлам» — это одно. Но если что-то не заметил и сыграл человеческий фактор — это другое. Автоподбор не робот, ему свойственно ошибаться. В данном случае не клиент должен что-то требовать, а эксперт обязан вернуть деньги за услугу и извиниться перед ним. Это абсолютно нормально, — отмечает Артур. — Надо понимать: у б/у авто могут случиться непредвиденные поломки. И очевидно, что подборщик не будет оплачивать заказчику дорогостоящий ремонт, скажем, АКПП в премиальном автомобиле.

— Что должно насторожить и намекнуть на то, что специалист может быть в сговоре с продавцом?

— Как определить, не действует ли подборщик в тандеме с автовладельцем? Пожалуй, никак. Я знаю буквально двух-трёх человек из этой сферы, которые не берут «откаты». Остальные только так и работают, — уверен Артём.
К сожалению, сговор с продавцом, «откаты» — это позор нашей сферы. Мы периодически слышим от игроков рынка про такие случаи. Бывает, что продавец и подборщик — хорошие знакомые, но не всегда это понятно, — в один голос говорят Артур и Костя. — Другое — когда идёт явный «насандал»: оба друг другу подыгрывают и только расхваливают авто, не упоминая о минусах. Но они есть в любом б/у автомобиле! И, к несчастью, клиент никогда не будет этого знать на 100%. Тут, наверное, надо чувствовать человека и понять, кто перед тобой. Главное — не уйти в крайность и не искать проблему там, где её нет. Также репутация говорит сама за себя: если обман регулярный, то это рано или поздно станет явным. Однажды в кругах автобизнеса пойдёт слух, и нечистый на руку подборщик «всплывёт».

Источник: AV.BY