Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Что изменится для велосипедистов в Беларуси с 27 октября (вводят новые ПДД)

24  Октября 2022 г.  в 18:14, показов: 15427 : Брест - велосипедный


Не спешиваться на переходах, использовать зеркало по желанию, за городом обязательно обозначать себя фликерами – это новые положения ПДД, которые заработают для велосипедистов совсем скоро. Целый ряд новшеств ждет велосипедистов и пользователей средств персональной мобильности с 27 октября, сообщил замначальника Главного управления ГАИ МВД Беларуси полковник милиции Александр Занимон во время онлайн-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

Новые нормы вводятся по указу №145 "О совершенствовании организации дорожного движения".

Не спешиваться на переходах

Велосипедистам теперь не обязательно пешком переходить по "зебрам" - можно проехать, но обязательно надо притормозить до заезда на переход, а затем двигаться со скоростью пешехода. Как пояснил Занимон, это необходимо для того, чтобы водитель имел возможность заблаговременно увидеть велосипедиста.

Вводится и понятие "велосипедный переезд". Фактически они были и до принятия новых правил. В старой редакции говорится о пунктирной разметке из "квадратиков" (1.15), которой отмечают "продолжение велодорожки", как правило, параллельное пешеходному переходу.

Новые знаки © ГАИ

Иногда пешеходы ошибочно принимают это разметку как "свою", мешая велосипедистам. Но сейчас в правилах четко прописано, что есть именно велопереезды. Их обозначают вышеупомянутым пунктиром, а иногда еще зеленой краской и белым трафаретом велосипеда. В Минске таких переездов достаточно много.

Новый пункт ПДД говорит, что эти переезды предназначены для велосипедистов и только тех пешеходов, которые (внимание) используют средства персональной мобильности (СПМ), то есть электросамокаты, гироскутеры и прочие подобные приспособления. То есть пешего человека там в принципе не должно быть. Это сделано для безопасности, в первую очередь, пешеходов.

Появился и новый знак, предупреждающий водителей (5.16.3, 5.16.4.) – "Велосипедный переезд".

Кроме него вводят знак "Дорога с велосипедной дорожкой" (дорога, по которой велосипеды едут навстречу общему потоку транспортных средств).

Есть в правилах и небольшой акцент для тех, кто любит ходить по велодорожкам пешком, подвергая себя опасности. Прописано, что эта дорожка – для велосипедистов и, опять же, именно тех пешеходов, которые едут на СПМ.

Пешеходы уверенно чувствуют себя на велодорожке © Sputnik / Сергей Пушкин

"Велодорожка предназначена для велосипедистов, и там главенствующий велосипедист… Наверное, вопрос здесь не в Правилах дорожного движения, а в донесении требований (до населения – Sputnik)", - отметил, в частности, Занимон.

Он добавил, что пешеходам нужно постепенно приходить к пониманию: велодорожка – это для велосипедистов. Равно как тротуар – место, где главенствуют пешеходы.

Без зеркала, но в жилетке

В старых правилах есть противоречие. С одной стороны, в пункте 200 однозначно написано, что на велосипеде должно быть зеркало заднего вида. С другой стороны, нельзя менять габариты, в том числе, велосипеда. Значит, езда без зеркала – нарушение, но и установка зеркала, не предусмотренного производителем – тоже против ПДД.

Коллизию устранили, и теперь зеркало заднего вида на велосипед ставить не обязательно. Остались требования о катафотах (сзади красный, сбоку оранжевый, спереди белый), фонарях в темное время суток (спереди обычный, сзади красный). Также обязательны исправные звонок, тормоза и рулевое управление.

Велодорожка в Минске

Теперь к обязательному набору, если велосипедист за городом, прибавили одежду со световозвращающими элементами. Формально это не обязательно яркая жилетка с полосами-фликерами, но лучше надевать нечто подобное, чтобы днем не сливаться с пейзажем, как это бывает весной или осенью.

Норму вводят ради безопасности. По данным ГАИ, большинство ПДД с велосипедистами происходит за городом и, как правило, в темное время суток. Если на велосипеде нет фонарей, а на велосипедисте нет фликеров, то в темноте одного фликера мало. На дороге его может банально забрызгать грязью.

Отдельная норма безопасности касается перевозки детей на велосипедах: это можно делать только на велокресле с фиксацией ног и только в велошлеме, при этом ребенок должен быть не старше семи лет.

Иногда можно и по дороге

В Беларуси для велосипедов езда по автодороге разрешена далеко не всегда. Если ехать можно, то не далее одного метра от правого края (если только не нужно объехать препятствие, повернуть или развернуться). Такое позволяется, когда нет велодорожки или тротуара. В городе это почти исключено.

Могут быть и велополосы, но у нас это пока редкое явление. В Минске они есть пока только в районе Комаровского рынка.

Новые ПДД позволят выезжать на дорогу, если это "зона с ограничением максимальной скорости движения". Ее начало обозначают знаком 3.33, а конец 3.34.

Как пояснил Александр Занимон, в первую очередь, такие зоны могут быть в местах плотной жилой застройки. Скорость для авто там ограничат до 20 км/ч, 30 км/ч или 40 км/ч. Это будет указано на знаке.

Был велосипед, стал мопед

В ПДД дано новое определение велосипеда. Во-первых, добавлен вариант "веломобиль". Таковых средств передвижения пока немного в Беларуси, но они есть. Во-вторых, наконец-то учтены электровелосипеды. И если у него номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки – более 0,25 кВт, а максимальная скорость – свыше 25 км/ч, он будет официально считаться мопедом.

Это значит, что ездить на таком транспорте по тротуарам и велодорожкам нельзя. Нужно иметь водительские права, надевать шлем и двигаться по дороге.

Все виды СПМ тоже ограничены скоростью 25 км/ч.

Поэтому, начиная с 27 октября, электрический "харлей" на тротуаре - это уже нарушение, а относительно тихоходный электросамокат или электровелосипед - нет.

Также теперь детям до 14 лет однозначно запрещено ездить на электросамокатах, моноколесах и прочей подобной технике. Делать это можно только во дворе.

И еще нюанс: нельзя будет кататься вдвоем на СПМ, если техника рассчитана на одного человека.

Занимон при это обратил внимание, что пользователи СПМ во многом приравнены к пешеходам.

"Это не транспорт, а определенные приспособления, предназначенные для более мобильного передвижения", - сказал он.