Торфобрикетный завод заплатит огромные (ладно, не очень) деньги за вред окружающей среде

26  Сентября 2022 г.  в 16:15 : Разное: обо всём понемногу

Решением экономического суда Брестской области удовлетворены исковые требования Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (истец) о взыскании с торфобрикетного завода - ОАО «Т» (ответчик) в бюджет государства 287097,92 рублей в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, а также расходов по госпошлине.

По результатам рассмотрения дела суд признал доказанным установленный истцом факт причинения вреда окружающей среде в результате размещения ответчиком в несанкционированных местах отходов производства «Зола и шлак топочных установок».

В акте причинения вреда окружающей среде от 10 марта с.г. зафиксированы обстоятельства, свидетельствующие о том, что ответчиком с января по август 2021 года на землях сельскохозяйственного назначения на территории Жабинковского и Кобринского районов размещались поименованные выше отходы в объеме 809 тонн. Данные отходы находились вне санкционированных мест хранения (захоронения) отходов.

Возражая против заявленных требований, ответчик указывал на то, что золу от топочных установок он вывозил для подсыпки временных дорог, считая ее экологически безопасной. В подтверждение своей позиции ответчик представил суду заключения и исследования экологических научных организаций об отсутствии негативного загрязняющего воздействия на окружающую среду отходов производства в виде золы.

Приведенные доводы суд посчитал несостоятельными и указал, что в рассматриваемом деле ссылки на исследования научных организаций, согласно которым не установлено наличие вредных веществ в местах размещения отходов, не влияют на правомерность определения истцом вреда окружающей среде.

В соответствии с п.1 и 2 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года (в последующей редакции) «Об обращении с отходами» хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.

Указанные положения законодательства в сфере обращения отходов производства определяют вред окружающей среде исходя из факта незаконного размещения отходов производства вне установленных санкционированных мест хранения отхода и (или) захоронения, а не наличия (отсутствия) загрязняющих веществ в окружающей среде по прошествии времени после размещения таких отходов в окружающую среду.

Суд также указал, что на правомерность установления вреда и определение его размера не влияют доводы ответчика об отсутствии в исковом заявлении сведений о точном месте и времени размещения отходов в окружающую среду, поскольку размер вреда рассчитан исходя из массы отходов в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь № 348 от 24 июня 2008 года (в последующей редакции) «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

Оценив представленные истцом доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном их исследовании, суд пришел к выводу, что заявленные исковые требования соответствуют законодательству, подтверждены документально и не опровергнуты ответчиком, то есть обоснованны, законны, и эти требования удовлетворил в полном объеме.

Решение суда первой инстанции вступило в законную силу после обжалования в апелляционном порядке.

Источник: Верховный Суд Беларуси