Что не так со строительством асфальтобетонного завода в Бресте? Эксперт перечисляет недостатки ОВОС

12  Августа 2022 г.  в 10:36 : Разное: обо всём понемногу

По ул. Гоздецкого в Бресте собираются построить асфальтобетонный завод. Хотя общественные обсуждения заявлены не были, к будущему предприятию есть много вопросов. Инфослужба по решению экологических проблем "Зелёный телефон" самостоятельно подготовила и прислала Брестскому городскому исполкому свои замечания. Публикуем некоторые из них.

Для начала, в отчете об оценке воздействия строительства на окружающую среду (ОВОС) отсутствуют сведения о мониторинге атмосферного воздуха, поверхностных вод, информация о состоянии земельных ресурсов и об объектах растительного и животного мира.

— Все это нарушение норм законодательства, — комментируют экологи. — При этом по карте видно, что на участке, планируемом под строительство, есть деревья и кустарники, а значит могут жить и животные. Нельзя строить завод без учета вышеперечисленных факторов и оценки влияния строительства на дикую природу.

В отчете об ОВОС сказано, что базовый размер санитарно-защитной зоны — 500 метров. Это обосновано специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями. При этом в другой части отчета радиус базовой санитарно-защитной зоны завода указан как 300 метров — почти в половину меньше нормы!

Более того, на расстоянии 370 метров от предполагаемого завода расположен земельный участок под лесопарк, хотя в границах санитарно-защитной зоны нельзя размещать места массового отдыха. Теоретически, можно сократить расчетную СЗЗ, это стандартная процедура. Для этого проводится оценка риска здоровья населения, а документация по расчетной СЗЗ проходит государственную санитарно-гигиеническая экспертизу. Парк окажется вне зоны и нарушения не будет. Но сейчас в отчете об ОВОС информация о сокращении размеров базовой СЗЗ отсутствует.



Между тем, место для завода выбрали не абы-какое: он будет расположен в водоохранной зоне реки Мухавец и в зоне питьевого водоснабжения. Экологи забеспокоились, не повлияет ли производство на грунтовые воды. Чиновники говорят, что воздействие на грунтовые воды предполагается "допустимым".

— Однако это предположение никак не обосновывается и не подтверждается исследованиями! — рассказывает “Зелёный телефон”. — Мы настаиваем, что на площадке необходимо заложить наблюдательные скважины для мониторинга качества воды.

Поверхностные сточные воды после очистки на строительстве будут отводить в пожарный водоем. Точный размер его, однако, не указан. Неясно, поместятся ли туда сточные воды в период интенсивных дождей или “уплывут” за границы строительства.

— По закону внесение изменений в ОВОС для указания точных данных по этому пункту приведет к повторным общественным обсуждениям, — комментирует Зелёный телефон.

Разработчиков отчета об ОВОС также не смутило, что даже на основании их расчетов предельно допустимая концентрация по суммарным твердым частицам превышена. Норматив выброса твердых частиц в отчете об ОВОС принят как 100 мг/м3. Однако законодательство говорит, что безопасный порог - 50 мг/м3 (ЭкоНиП 17.01.06-01-2017). Ртуть и сажа почему-то не отмечены как вещества, имеющее твердое агрегатное состояние при выбросах.

Важное место среди замечаний экспертов занимает тот факт, что в расчете экологически безопасных концентраций для рассеивания химических веществ не учтена их группа суммации. При проверке расчета рассеивания, экологи выяснили, что расчетная концентрация химических веществ превышает норму.

— Анализируя данные расчета рассеивания можно сделать вывод, что без внесения изменения в проектную документацию в части снижения уровня выброса загрязняющих веществ, данный объект не может быть построен на рассматриваемой территории, — подытоживают эксперты. — Мы уже молчим о том, что отчет неоднократно ссылается на устаревшее законодательство. Например, на странице 9 указано постановление Министерства здравоохранения № 91 от 11.10.2017 года. Но оно было отменено еще в 2021 году.

Автор: фото - иллюстрация