«Шлемы для самокатов должны стать не обязательными, а модными». Этика и правила

9  Июля 2022 г.  в 15:57 : Брест - велосипедный

Пока в ПДД статус электросамокатов четко не определен. Ситуация должна измениться в октябре, когда вступит в силу новая редакция Правил. Электросамокаты, гироскутеры, сигвеи теперь будут называться средствами персональной мобильности (СПМ). Их приравняют к пешеходам, они не будут считаться ТС. В этом теплом сезоне пока обучают нормам езды на самокатах на уровне рекомендаций, а не требований закона.

Известно о следующих нововведениях:

  • у электросамокатов должны быть исправные тормоза и руль;
  • в темноте на человеке должен быть фликер, на СПМ — включен фонарь;
  • шлем — только рекомендация;
  • СПМ смогут ехать по велодорожке, а при отсутствии ее — по тротуару, «не создавая препятствий для пешеходов»;
  • скорость должна быть менее 25 км/ч;
  • обязательное требование — движение в трезвом виде;
  • возрастное ограничение — 14 лет (не действует во дворах);
  • запрет на перевозку пассажиров вне специально оборудованных мест.

При этом представители компании кикшеринга Whoosh, устроившие своеобразную школу, добавляют и другие нормы, которые стоит отнести скорее к этикету: «Стоит оставлять самокат не где угодно, а только в месте, где он не будет никому мешать (у нас это виртуальная парковка). Также передвигаться через нерегулируемый переход лучше пешком: это более безопасно».

Эта компания из России, потому в школе — учителя из соседней страны. Заявляют, что в ПДД РФ также грядут изменения, только предварительно их старт намечен на конец года. Из отличий, по словам соседей, — отсутствие требования для райдера на ношение фликера в темное время суток, а в остальном все идентично.

Зарубежные СМИ пишут, что рынок аренды электросамокатов в Европе переживает бум. При этом растет количество смертей и несчастных случаев с их участием. Власти пытаются вводить запреты и ограничения. Как известно, в нашей стране столкновение СПМ с любым участником движения (кроме движущихся мото и авто) не является ДТП. Их оформляют милиционеры, а не ГАИ. Тем не менее, по нашим данным, статистика и анализ этих происшествий ведется, чтобы избежать повторений и как-то влиять на ситуацию в местах концентрации таких случаев.

Одно из предположений — обязанность носить шлемы может снизить травмоопасность, повысить порог вхождения, не допустить к управлению электросамокатом случайных людей, недостаточно знающих ПДД. Однако ни на законодательном уровне, ни на исполнительном (ГАИ), ни со стороны бизнеса нет предложения сделать шлем обязательным атрибутом поездки на самокатах. Например, в Whoosh считают, что шлем должен оставаться рекомендацией, а в силах общества сделать его модным. В качестве примера приводят европейскую инфокампанию со слоганом «Смятая шлемом прическа — новая мода».

Также в компании отметили, что в Минске 80% поездок составляют случаи, когда люди передвигались по делам, а не для развлечения. Переход к этому, транспортному сценарию произошел за один месяц (в других городах, как говорят, процесс занимает два месяца). При этом не было зафиксировано ни одного факта вандализма. Исходя из этих данных, считают, что и к вопросам безопасности у нас будут относиться более ответственно.

Источник: ONLINER
ONLINER