Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Не понимаете, почему фрукты стали такими дорогими? Взгляните на их путь в Беларусь

28  Апреля 2022 г.  в 09:52 : Тайный покупатель

Сидеть на фруктовой диете в Беларуси стало дорого. Самые обычные яблоки могут стоить теперь 5—6 рублей — и это не предел. Даже чиновники обратили внимание на подорожание фруктов. Так, на прошлой неделе представитель Гомельского облисполкома объяснил журналистам, что цены на бананы выросли из-за усложнившейся логистики. Все действительно стало непросто: показываем путь в Беларусь популярных у покупателей фруктов.

У крупных поставщиков общая головная боль: доставка импортных продуктов усложнилась в разы. Мы попросили экспертов по закупке свежих овощей и фруктов компании «Виталюр» рассказать, как на прилавки сегодня попадают бананы, апельсины и яблоки.

Бананы

Путь бананов в Беларусь никогда не был быстрым — большая часть импорта приходится на далекий Эквадор.

Отгружаются они там зелеными и до места назначения путешествуют в контейнерах при температуре 13—14 градусов. На больших кораблях бананы сначала следуют в порты Европы — Гамбург, Бремерхафен, Антверпен, а потом перебираются на маленькие — так называемые «фидеры». Так фрукты добирались раньше до Одессы, Клайпеды и Гданьска, чтобы оттуда автомобильным транспортом приехать в Беларусь.

Из-за военных действий порт в Украине сейчас недоступен. Из Клайпеды и Гданьска бананы по-прежнему возят, но доставка стала сложнее на фоне транспортных ограничений. Вы же помните, что наши фуры из-за санкций сейчас не могут попасть в Европу, а европейские — в Беларусь? Поэтому машины с фруктами проезжают границу, едут до пункта прицепки, где груз цепляется к другой «голове» — белорусскому трейлеру. Обратно — такая же сложная схема.

— Минимальное время доставки бананов из Эквадора до портов Балтии сейчас составляет 30 дней, но оно может увеличиться из-за нехватки свободных мест на фидерах. В таком случае контейнер ждет следующего фидера еще как минимум неделю. Вместе с ограничениями на въезд автомобильного транспорта все это отражается на ценах, — комментируют в сети магазинов.

Есть еще один вариант доставки бананов. Вместо Одессы и портов Балтии корабли с фруктами могут прибывать в Санкт-Петербург, а из России фурами добраться до Беларуси гораздо проще.

— Но в связи с санкциями в отношении России некоторые морские перевозчики отказались следовать в порт Санкт-Петербурга, что сказалось на стоимости морской доставки и конечной цене.

Прибыв на склад, банан подвергается процессу искусственного созревания. Для «дозаривания» (так это называется) нужно еще 5—7 дней. И только потом бананы оказываются на полках магазинов.

Мы посчитали, что по пути от пальмы до прилавка бананы дорожают в цене примерно в 4 раза. В Эквадоре оптом их продают по цене меньше половины доллара за килограмм ($6,25 за упаковку 13,5 кг). В Минске за килограмм просят в среднем 5,5 рубля — около $2.

Апельсины

Сейчас в магазинах в основном продаются апельсины из Египта. Сезон там начинается в середине декабря и заканчивается в конце мая. Потом к нам повезут апельсины из ЮАР, но египетские останутся на полках вплоть до августа.

Для Беларуси самая короткая и дешевая логистика из Египта была через порт Одессы. Доставка составляла 7—10 дней морем, а затем через Украину автомобильным транспортом апельсины приезжали на наши склады. Теперь этот вариант недоступен. Фрукты едут из Египта в порт Клайпеды (Литва) или Новороссийска (Россия).

— Логистика через порт Клайпеды очень долгая. Апельсин грузится в контейнеры в Египте, далее на больших кораблях следует в порты Европы, где перегружается на фидеры. И только потом попадает в порт Литвы. Занимает это 30—40 дней, но время может увеличиваться из-за несвоевременной перегрузки в портах Европы и транспортных ограничений.

С Новороссийском все выглядит проще. Транзитное время из Египта до порта составляет 5—7 дней, дальше апельсин перегружается в рефрижераторы, получает все товаросопроводительные документы и следует в Минск. Еще 3—5 дней — и апельсины попадают на наши склады.

— Однако с увеличенным спросом по этому направлению сейчас наблюдается дефицит свободных мест на кораблях. Морские линии повышают стоимость доставки. Это также сказывается на итоговой стоимости фруктов.

Средняя цена апельсинов в минских магазинах сейчас — 5—6 рублей, есть акционные предложения по 4,5 рубля.

Яблоки

Почти круглый год на полках наших магазинах есть импортные яблоки: сезон начинается в сентябре и заканчивается в июле. До введения эмбарго со стороны правительства 90% импорта яблок приходилось на Польшу. Доставка фруктов занимала менее недели.

С начала года импортерам пришлось искать альтернативу. Начались активные поставки яблок из Украины и Молдовы. Также в магазинах можно заметить яблоки из Азербайджана, России, Турции и Ирана.

— Если сравнить с Польшей, цена на импорт из Украины и Молдовы для поставщиков резко выросла на 30%. Время доставки увеличилось до двух недель. В конце февраля стало еще сложнее: поставки из Украины полностью прекратились, а дорога из Молдовы стала длиннее. Путь яблок теперь такой: Молдова — Венгрия — Сербия — Польша/Литва — Беларусь.

Ограничения на въезд транспорта из Европы опять же никуда не исчезли, и стоимость фрахтов выросла еще на 20—30%. Стало понятно, что без отмены контрсанкций по нормальным ценам импортные яблоки мы не увидим. И на днях правительство решило отменить на них эмбарго — были внесены изменения в постановление Совмина №700. Помимо яблок из фруктов в свободное плавание отпустили также и груши.

— Транспортные ограничения по-прежнему действуют, но по законодательству яблоки уже можно свободно покупать в Польше и Нидерландах. Пока с той стороны нет подтверждения о готовности отгружать нам фрукты, мы ждем. Конечно, рассчитываем на то, что доставка из Польши будет существенно дешевле, и это отразится на конечной стоимости для покупателей, — говорят в компании «Виталюр».

Российские и белорусские яблоки сейчас можно найти в магазинах по 4 рубля, яблоки из Молдовы, Азербайджана, Турции продают в среднем по 5—6 рублей. Ждем более дешевых фруктов.

Источник: ONLINER
ONLINER