Велогараж во дворе. Как построить, во сколько обойдется, и нужно ли согласовывать проект

20  Апреля 2022 г.  в 10:08 : Разное: обо всём понемногу

В столице, идя навстречу пожеланиям владельцев двухколесного транспорта, все активнее возводят гаражи для хранения велосипедов на придомовых территориях. Ожидается, что в 2022 г. количество велогаражей значительно увеличится, рассказала корреспонденту газеты «Вечерний Минск» заместитель генерального директора по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда Минского городского жилищного хозяйства Анастасия Воробьева.

Отметим, на начало весны в ведении районных ЖКХ насчитывалось 22 велогаража на 696 мест, причем 9 на 285 мест появились в 2021 г.

— Анастасия Александровна, за чей счет банкет?

— Финансирование строительства велогаражей осуществляется за счет жителей (таким способом возведено большинство существующих конструкций) и за средства бюджета в рамках проведения капитального ремонта придомовых территорий. В 2021 г. руководством города поставлена задача предусматривать в проекте капремонта и эти сооружения. Учитывая, что проекты, по которым проводились работы в прошлом году, в основном были разработаны ранее, удалось построить всего несколько велогаражей, в частности на ул. Менделеева. Впрочем, из этого правила есть исключения, если двор небольшой и для строительства гаража просто нет подходящего места. Нужна ровная, свободная от насаждений поверхность на зеленой зоне, при этом конструкция не должна препятствовать проходу к детской или контейнерной площадке, затрагивать существующие пешеходные связи. Также возможно, что на собрании, которое проводится перед разработкой проектно-сметной документации (ПСД), жители выскажутся против. Например, старый жилой квартал – в домах, возле которых планируется обновить двор, живет много пенсионеров, у них иные приоритеты, а велосипедистов единицы. В 2022-м планируется капитально отремонтировать 6 объектов (14 дворов) и подготовить ПСД на 22 объекта. По каждому из них будет выноситься на обсуждение вопрос строительства велогаражей.

— Очевидно, многие горожане захотят обустроить домик для вело, не дожидаясь капремонта. С чего начать?

— С обращения в ЖКХ района. Инициатором может выступить и один человек. Но хотелось бы, чтобы такие жильцы сначала проявили активность на местах, подошли к вопросу ответственно. То есть поговорили с другими проживающими в доме велосипедистами, узнали, готовы ли они финансово поучаствовать в реализации идеи, подобрали для строительства подходящее место (впоследствии оно должно быть согласовано в ЖКХ и администрации района). Желательно согласие не менее 10 человек — гаражи на меньшее количество веломест вряд ли кто изготовит. Да и чем больше мест, тем меньшую цену заплатит каждый участник долевого строительства.

Затем работники ЖКХ района, ЖЭУ проведут собрание, при необходимости — поквартирный опрос. Ознакомят заинтересованных жильцов с эскизными решениями, фотографиями уже существующих велогаражей. Замечу, осенью прошлого года в Минске прошел второй тематический смотр-конкурс, комиссия определила максимально удобные, функциональные, эстетически привлекательные варианты гаражей, которые и будут предлагать жителям как образцы. Также сориентируют по их стоимости, которая зависит от габаритов, количества мест, используемых материалов, наличия или отсутствия проекта.

— В каких случаях требуется разработка проекта?

— Если речь идет о строении, имеющем признаки капитальности. Проще говоря, при устройстве усовершенствованного покрытия из плитки или асфальта, с отмосткой по периметру, строительством участка подъездной дорожки к двери гаража. Проект составляет примерно 30 % от стоимости всех затрат, но его разрабатывали на большинство уже установленных за счет средств жителей велогаражей. При этом их размещали обычно в непосредственной близости от проездов или дорожек без устройства новых. Облегченные конструкции, не требующие проекта, устанавливаются прямо на землю, газон. Их преимущество не только в цене, но и в том, что при необходимости, например при проведении раскопок для замены подземных коммуникаций, могут быть легко перенесены на время работ.

ПСД, схема расположения конструкции согласовываются в районной администрации, она же выдает разрешение на проектирование и строительство гаража.

Договоры, взносы и заветный ключик

— ЖКХ района выступает как организатор, но есть еще производитель, подрядчик, который устанавливает велобокс. Как они определяются? С кем заключают договор жильцы?

— Стоимость конструкции с похожими характеристиками различается у изготовителей (поставщиков). ЖКХ может провести маркетинговые исследования и ознакомить жителей с их результатами по поставщикам, продукции, ценам. То же касается подрядчика по выполнению строительно-монтажных работ, включая ЖЭУ. Жители вправе предложить свои варианты — выбор за ними. Все обсуждается. В конечном итоге каждый участник долевого строительства заключает индивидуальный договор с ЖКХ района, в котором указаны общая стоимость гаража, одного веломеста, сроки производства работ, порядок оплаты и номер расчетного счета. Например, на одну семью могут заказать два-три места в гараже — в зависимости от потребностей и финансовых возможностей.

— После установки велогараж нуждается в техобслуживании. Кто этим занимается и за какие средства?

— Учитывая, что велогаражи во дворах — явление новое, необходимости в серьезных ремонтах или замене конструктивных элементов пока не возникало. Но этот вопрос прорабатывается. В самостоятельных товариществах собственников и ЖСПК по согласованию председателя и пользователей гаража предусмотрена плата за содержание конструкций. В 2021 г. ежемесячный взнос составлял 3–5 руб. Такой же подход, вероятно, будет реализован и среди жителей домов, находящихся в ведении районных ЖКХ. В извещении на оплату коммунальных услуг пользователя появится соответствующая строка на основании индивидуального договора — по аналогии с оплатой техобслуживания запорно-переговорного устройства. Исполнителя определят на конкурсной основе, это будет ЖЭУ или сторонняя специализированная организация.

— Можно ли со временем расширить конструкцию, увеличив число мест, или выполнить другие преобразования?

— Теоретически да, но мы исходим из того, что возведенный объект — завершенная конструкция. А вот усовершенствовать ее в существующих границах возможно, и это активно практикуется. Так, пользователи устанавливают систему видеонаблюдения, современные замки с функцией бесконтактного открывания двери путем набора комбинации цифр в мобильном телефоне, оснащают дополнительными техническими приспособлениями внутри. Такие усовершенствования за счет средств жителей КОТОС осуществляют и в гаражах, построенных в ходе капремонта придомовой территории.

— Как распределяются места в гаражах, построенных при капремонте дворов без финансового участия жителей? Нет претензий, что кому-то не хватило?

— Не припомню таких случаев. Примерное количество желающих воспользоваться гаражом известно еще до разработки проекта, в соответствии с этим рассчитываются габариты конструкции и число мест. Затем вывешиваются объявления на подъездах, желающие получить место подают заявки. Если вдруг случится, что их окажется больше, право пользования и, соответственно, место, ключ от двери или код доступа предоставляются тем, кто обратился в первую очередь.

Цена вопроса

Приведем несколько примеров.

За средства жителей во дворе дома № 71а на ул. К. Либк в Московском районе с разработкой проекта построен велобокс на 103 места. Используемые материалы — металлопрофиль, поликарбонат, металлическая сетка. Плиточное покрытие. Видеонаблюдение, насос для накачки колес, бесконтактное открывание двери. Стоимость — 36 тыс. 900 руб., одного веломеста — 358 руб.

Размером поменьше, на 50 мест, обустроили гараж из поликарбоната и металлосайдинга жители дома № 7 в 2-м переулке Тимошенко (самостоятельное товарищество собственников) во Фрунзенском районе. Тоже по проекту, с видеокамерами и бесконтактным замком. Цена — 15 тыс. руб., одного места — 300 руб.

При капремонте двора возведен велобокс на 40 мест возле дома № 11 на ул. Менделеева в Партизанском районе. Металлопрофиль, поликарбонат. Асфальтовое покрытие. Стоимость — 19 тыс. 447 руб., одного места — 486 руб. Напомним, средства выделены из бюджета. За свои деньги жильцы дополнительно установили видеонаблюдение и устройство для бесконтактного открывания двери, принесли насос и инструменты для мелкого ремонта.

Мнение руководства Минска

Заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович, оценивая итоги прошлогоднего тематического смотра-конкурса, отметил, что такие мероприятия позволяют руководству администраций районов обмениваться опытом в создании велогаражей:

— Тема очень актуальна, запрос жителей на такие объекты высок. В перспективе мы рассчитываем, что во всех дворах появятся условия для хранения велосипедов.

Источник: Минск-Новости