Но все же настроены оптимистично и надеются их частично компенсировать за счет переориентации на другие направления. Такие результаты показал опрос, проведенный среди пользователей "Биржи грузоперевозок ATI.SU".
Опрос: перевозчики несут убытки
Грузоперевозчикам было предложено ответить на вопрос: “Как на вашем бизнесе сказались ограничения на движение российских и белорусских фур в ЕС?” И вот, что показали результаты.
41 % опрошенных отмечают, что понесли серьезные потери, но надеются их частично компенсировать за счет других направлений.
37,1% настроены менее оптимистично и говорят, что это огромный удар, и их компании на грани банкротства.
26,7% перевозчиков, не пострадали, потому что не занимаются перевозками в ЕС и непосредственно, но опасаются усиления конкуренции и снижения ставок.
В опросе приняло участие больше сотни игроков рынка. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии.
В комментариях некоторые пользователи отметили, что приостановили свою деятельность до открытия границ.
Кто-то видит необходимым ввести ответные санкции, а некоторые считают, что это “огромный удар, который грозит обвалом грузоперевозок и банкротством всем грузоперевозчикам”.
По словам директора компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяны Солдатенко, это практически полное прекращение работы белорусских дальнобойщиков в странах Евросоюза.
“Да, ограничения не коснулись некоторых категорий товаров – пищевых, медицинских, энергоносителей, удобрений и других, – отмечает Татьяна Солдатенко. – Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС.”
А если в обход?
Как правило, участники рынка всегда ищут полулегальные пути обхода запретов. И находят их. По словам Татьяны Солдатенко, это может быть, например, перегрузка на границе. Или переправка товаров через такие страны, как – Казахстан, Армения, Турция: к ним товар приходит из Европы, а от них – к нам под видом местных продуктов.
“Но, конечно же, такие схемы делают перевозки существенно дороже, – говорит Татьяна Солдатенко. – И этот рост скажется и на цене поставляемого продукта”.
Еще один вариант обхода запрета – реэкспорт через третьи страны,”дружественные” Беларуси и использование их транспорта. Запрет серьезно усложнит логистические цепочки, но к полной остановке поставок не приведет.
Эксперт: ожидаем переориентации на российский рынок, но есть проблема
По словам эксперта, следует ожидать переориентации белорусских перевозчиков на российский рынок. Однако, здесь есть проблема, которая мешает это сделать.
“Для работы с Россией нужны специальные разрешения на каботажные перевозки, – говорит Татьяна Солдатенко. – А они сейчас не выдаются. Но правительство Беларуси уже делает шаги в решении этой проблемы. Принятый план поддержки экономики предусматривает работу с российским правительством, итогом которой должны стать увеличение количества квот и отмена разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков”.
Это очень верное и своевременное решение, которое поможет белорусской логистической отрасли минимизировать последствия запрета на въезд в ЕС.
Опасения пользователей насчет усиления конкуренции и снижения ставок на перевозки по Беларуси и в Россию вполне обоснованы.
“Конкуренция на рынке вырастет и ставки в ближайшее время будут падать, но через достаточно непродолжительное время, ставки придут в норму, – считает директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко. – Ведь конкуренция – не единственный ценообразующий фактор. Выросли цены на ремонт, шины, автозапчасти. Перевозчики просто не смогут долго работать “в ноль” и рынок выровняется”.
К тому же, не нужно забывать, что в последнее время в Беларуси наблюдалась острая нехватка водителей-дальнобойщиков. Это может существенно нивелировать сложившуюся ситуацию.