Более 40% белорусских перевозчиков понесли серьезные убытки из-за ограничений на въезд в ЕС

13  Апреля 2022 г.  в 16:17 : Разное: обо всём понемногу

Но все же настроены оптимистично и надеются их частично компенсировать за счет переориентации на другие направления. Такие результаты показал опрос, проведенный среди пользователей "Биржи грузоперевозок ATI.SU".

Опрос: перевозчики несут убытки

Грузоперевозчикам было предложено ответить на вопрос: “Как на вашем бизнесе сказались ограничения на движение российских и белорусских фур в ЕС?” И вот, что показали результаты.

41 % опрошенных отмечают, что понесли серьезные потери, но надеются их частично компенсировать за счет других направлений.

37,1% настроены менее оптимистично и говорят, что это огромный удар, и их компании на грани банкротства.

26,7% перевозчиков, не пострадали, потому что не занимаются перевозками в ЕС и непосредственно, но опасаются усиления конкуренции и снижения ставок.

В опросе приняло участие больше сотни игроков рынка. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии.

В комментариях некоторые пользователи отметили, что приостановили свою деятельность до открытия границ.

Кто-то видит необходимым ввести ответные санкции, а некоторые считают, что это “огромный удар, который грозит обвалом грузоперевозок и банкротством всем грузоперевозчикам”.

По словам директора компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяны Солдатенко, это практически полное прекращение работы белорусских дальнобойщиков в странах Евросоюза.

“Да, ограничения не коснулись некоторых категорий товаров – пищевых, медицинских, энергоносителей, удобрений и других, – отмечает Татьяна Солдатенко. – Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС.”

А если в обход?

Как правило, участники рынка всегда ищут полулегальные пути обхода запретов. И находят их. По словам Татьяны Солдатенко, это может быть, например, перегрузка на границе. Или переправка товаров через такие страны, как – Казахстан, Армения, Турция: к ним товар приходит из Европы, а от них – к нам под видом местных продуктов.

“Но, конечно же, такие схемы делают перевозки существенно дороже, – говорит Татьяна Солдатенко. – И этот рост скажется и на цене поставляемого продукта”.

Еще один вариант обхода запрета – реэкспорт через третьи страны,”дружественные” Беларуси и использование их транспорта. Запрет серьезно усложнит логистические цепочки, но к полной остановке поставок не приведет.

Эксперт: ожидаем переориентации на российский рынок, но есть проблема

По словам эксперта, следует ожидать переориентации белорусских перевозчиков на российский рынок. Однако, здесь есть проблема, которая мешает это сделать.

“Для работы с Россией нужны специальные разрешения на каботажные перевозки, – говорит Татьяна Солдатенко. – А они сейчас не выдаются. Но правительство Беларуси уже делает шаги в решении этой проблемы. Принятый план поддержки экономики предусматривает работу с российским правительством, итогом которой должны стать увеличение количества квот и отмена разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков”.

Это очень верное и своевременное решение, которое поможет белорусской логистической отрасли минимизировать последствия запрета на въезд в ЕС.

Опасения пользователей насчет усиления конкуренции и снижения ставок на перевозки по Беларуси и в Россию вполне обоснованы.

“Конкуренция на рынке вырастет и ставки в ближайшее время будут падать, но через достаточно непродолжительное время, ставки придут в норму, – считает директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко. – Ведь конкуренция – не единственный ценообразующий фактор. Выросли цены на ремонт, шины, автозапчасти. Перевозчики просто не смогут долго работать “в ноль” и рынок выровняется”.

К тому же, не нужно забывать, что в последнее время в Беларуси наблюдалась острая нехватка водителей-дальнобойщиков. Это может существенно нивелировать сложившуюся ситуацию.