Евросоюз утвердил пятый пакет санкций в отношении России и Беларуси за войну против Украины. Ограничения на общую сумму 23,5 миллиарда евро в том числе касаются транспортной отрасли.
К чему приведут новые ограничения?
Что было до 8 апреля?
После 4-го пакета санкций западнего мира логистическая обстановка выглядела так:
- Авиасообщение с ЕС закрыто; - Отказ морских линий от заходов в российские порты; - Постоянные очереди на границах; - Полные досмотры грузовиков; - Санкционные товары;
Что мы имеем сейчас?
В новый пакет санкций включены три основных пункта, касающиеся перевозок:
- Запрет на вход в европейские порты российским операторам; - Приостановка работы автотранспортных предприятий из РФ и РБ по территории ЕС, за исключением доставки медицинских и продовольственных товаров.
А из России в Европу: древесину, цемент и удобрения.
Ситуация сравнима с цунами
По мнению российской компании FLC, по факту принятия всех санкций - грузооборот между РФ, РБ и ЕС кратно уменьшается. Импорт на всех видах транспорта на неделе с 9 по 15 марта снизился на 59 проц. к неделе с 16 по 22 февраля. Количество перевозок сокращается, а, соответственно, транспорт высвобождается. Конкуренция на рынке дает толчок снижению цен и перераспределению авто на другие маршруты.
"Больше всего от нового запрета пострадают индивидуальные предприниматели, которые составляют львиную долю на рынке международных автоперевозок и годами делают это на порядок дешевле, чем Прибалтийские соседи или компании, зарегистрированные в России. Под ударом также, базирующиеся в Калининграде. Снабжение этого региона сейчас станет очень ограничено", - думают представители FLC.
Похожего мнения и белорусские предприниматели, которые обращают внимание, что полный запрет на въезд на территорию ЕС — это очень серьезный удар для белорусского транспортного бизнеса.
"Но оценить масштабы и гипотетические последствия этого решения сейчас невозможно (...) заявил "Про бизнесу" руководитель одной из транспортно-логистических компаний Беларуси. "Еще есть время, чтобы закрыть текущие обязательства и хоть как-то подготовиться к грядущему запрету".
Ситуация сравнима с цунами, когда подземные толчки порождают огромные волны, приносящие разрушения. Введение санкций в данном случае — это лишь те самые толчки.
Изменятся поставщики, цены и сроки доставки
Вопрос санкций и ответа на них со стороны Беларуси затронул заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Сергей Дубина.
"Мы должны понимать, что зеркальные меры принимаются и Республикой Беларусь. Мы будем эти направления отслеживать, в том числе озвученные недавно в последнем пакете санкций против Республики Беларусь и Российской Федерации, которые сегодня планируется опубликовать, мы также проанализируем, и соответствующие зеркальные меры будут приняты в отношении субъектов хозяйствования Европейского союза", - сказал Сергей Дубина.
Замминистра считает, что транспорт все равно будет ездить, но изменятся поставщики товаров, вырастут цены и сроки доставки. Также чиновник добавил, что Минтранс работает над перенаправлением грузов на восток: например, в Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армению, Монголию, КНР.
В выигрыше - Польша и Прибалтика
Представители компании FLC считают, что в выигрыше останутся прибалтийские и польские перевозчики.
"Если раньше можно было рассуждать о перенаправлении потоков в порты (которые все же ограничены мощностью), то о такой перспективе стоит забыть. На рынке остаются прибалтийские и польские перевозчики, которые, как на линии огня, будут осуществлять доставку оставшихся товаров", - рассказали в компании.
Пока официальных заявлений АСМАП не выпущено, но "очевидно, что их работа будет перестроена и направлена в сторону поддержки компаний, состоящих в ассоциации".