Twitter Виртуального Бреста Группа в одноклассниках

Тысячи украинских вагонов с грузами застряли на западной границе страны. Что дальше?

7  Апреля 2022 г.  в 19:12 : Разное: обо всём понемногу

Товары, идущие на экспорт из Украины по железной дороге, с трудом могут пересечь ее границу со странами ЕС. Пропускной способности транспортной сети страны просто не хватает, чтобы справиться с возросшей нагрузкой, ведь морской путь теперь перекрыт. Может ли это повлиять на продовольственный кризис и какие есть альтернативы?

Снимок носит иллюстративный характер.

Волна с Черного моря и «своя колея»

Как сообщает Reuters, до начала нынешних событий в Украине значительную долю экспорта страна доставляла морем через свои черноморские порты. Теперь это невозможно, и власти ищут сухопутные альтернативы, однако сталкиваются с логистическими и бюрократическими трудностями. Железнодорожных мощностей просто не хватает, чтобы справиться с «цунами» из перенаправленных грузов.

Есть и проблемы, которые уходят корнями в прошлое. В частности, советская железнодорожная колея шире европейской на 8,5 см. Для дальнейшего движения пересекающего границу вагона необходимы некоторые технические операции: железнодорожникам приходится поднимать на домкратах вагоны и менять колесные пары либо перемещать содержимое вагонов в другие – «европейского» образца. Весь этот процесс требует значительного времени.

Сколько вагонов застряло на границе?

Всего по состоянию на 5 апреля на украинской границе ожидало около 24,2 тыс. вагонов с различной экспортной продукцией: растительным маслом, железной рудой, металлами, химикатами, углем и другими товарами.

По информации замдиректора департамента коммерческой работы «Укрзалізниці» Валерия Ткачева, почти половина из них (более 10,3 тыс.) находятся на пограничной станции Изов в Волынской области. Все они ждут возможности отправиться в польский порт Гданьск, через который товары пойдут к потребителям.

При этом, по его словам, сейчас в день пересечь границу могут не более 500 вагонов – таким образом, ожидание для вновь прибывших грузов может составить почти три недели.

Ткачев сообщил, что «Укрзалізниця» попытается увеличить пропускную способность до 1,1 тыс. вагонов в день за ближайшие три месяца, однако этого явно недостаточно. Уже сейчас приходится закупать дополнительное оборудования и перенаправлять персонал с пассажирских линий на работу с грузовыми составами. Идет работа и над упрощением таможенных процедур и устранением других препятствий.

Доставка зерна – главная проблема

Украина является одним из крупнейших в мире экспортеров зерновых: по официальной информации, в 2021 году она вывезла их на сумму около 12,2 млрд., что составляет примерно 20% от всего экспорта страны. Раньше до 98% зерна страна вывозила через свои черноморские порты, так как перевозка по суше существенно увеличивает транспортные расходы.

Пока власти страны заявили, что в марте экспорт зерна существенно снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Они также предупредили о возможности глобального продовольственного кризиса, так как от поставок из Украины сильно зависят такие густонаселенные страны, как Китай, Египет, Турция и Индонезия.

По официальным данным, украинский экспорт пшеницы и кукурузы в марте составил всего 1,4 млн. тонн. Это около четверти от февральских показателей и еще меньшая доля, если сравнивать с мартом 2021 года, когда объем составил 3 млн. тонн.

Однако даже эти цифры по факту могут оказаться еще меньше. Тарас Высоцкий, первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины, отмечает, что последняя экспортная статистика включает зерно, погруженное на суда, которые сейчас не могут выйти из украинских портов и доставить его покупателям.

Аналитики утверждают, что из-за логистических проблем во втором квартале года Украина сможет вывезти только 1 млн. тонн зерна. При этом с июля прошлого года до конца февраля нынешнего страна экспортировала 43 млн. тонн зерна, а ранее власти прогнозировали показатели на этот сезон до 65 млн. тонн.

Есть ли альтернатива?

Если коротко – есть, но она неудобная и дорогая.

Украина пытается договориться о доставке сельхозпродукции через румынский порт Констанца. Причем схема выглядит довольно сложно: сначала зерно доставят по железной дороге в порты на Дунае, где его перегрузят на баржи, которые будут идти в Констанцу, а только затем оттуда оно пойдет по морю на больших судах. Естественно, все это сделает процесс доставки существенно дороже и скажется на конечной цене товара

По данным информационно-аналитического агентства «АПК-Информ», стоимость доставки украинского зерна в Констанцу составляет 120-150 евро за тонну. При этом ранее перевозка зерна в украинские порты на Черном море стоила от $ 20 до $ 40 за тонну.

Источник: Myfin.by