«Будем трудиться как суперстахановцы». Что известно о строительстве белорусского порта на Балтике

4  Апреля 2022 г.  в 18:14 : Разное: обо всём понемногу

Создание порта для перевалки белорусских грузов на российской Балтике, по-видимому, окажется делом небыстрым – на аналогичные проекты потребовались годы интенсивной работы. Такой вывод можно сделать из интервью премьер-министра Беларуси Романа Головченко телеканалу «Беларусь 1». Он также рассказал о том, на какой стадии находится реализация интеграционных программ с Россией в финансовой, транспортной, энергетической и других сферах.

Снимок носит иллюстративный характер

Строительство порта и тарифы на перевалку грузов

Роман Головченко заявил, что планы белорусской стороны по созданию мультимодального терминала для перевалки грузов в Ленинградской области России по-прежнему в силе, но важным вопросом является длительность его строительства. Он отметил, что во время недавнего визита в Санкт-Петербург в конце марта белорусская делегация побывала в одном из городских портов.

– Нам сказали, что его [порт] строили стахановскими темпами, с напряжением максимальным всех сил, днем и ночью – это заняло четыре года. Но у нас такого времени нет, поэтому будем трудиться не просто как стахановцы, а как суперстахановцы и выйдем на нужный для Беларуси результат, – рассказал премьер.

В данный момент существует возможность перевалки грузов из нашей страны через российские порты – по словам главы белорусского правительства, такой потенциал есть в Санкт-Петербурге (белорусские товары уже отгружаются там), в Ленинградской и Мурманской областях. Головченко заявил, что собрана необходимая информация, определены объемы грузов и почти завершились переговоры о белорусско-российском соглашении по льготным тарифам на перевалку грузов из нашей страны. Аналогичное двустороннее соглашение действует в отношении перевозки белорусских нефтепродуктов по железной дороге, где РЖД предоставила значительную скидку.

Как продвигается финансовая интеграция

По словам Головченко, всего из запланированных 975 мероприятий, которые были разработаны для 28 программ белорусско-российской интеграции, уже реализовано 295.

Среди заключенных соглашений он отметил то, которое касается систем маркировки товаров. Без него белорусские производители столкнулись бы с существенными сложностями в доступе на рынок соседней страны, а в Беларуси увеличилось бы число контрафактной продукции.

Также в завершающей стадии находится работа над соглашениями, которые должны реализовываться российским Центробанком и белорусским Нацбанком.

Головченко рассказал, что обе стороны в данный момент активно трудятся над интеграцией систем взимания косвенных налогов (в основном это касается НДС), а к середине года будет готов договор о его едином порядке. Премьер подчеркнул, что Беларусь в этом вопросе принципиально отказалась от перехода на российскую систему, а выбрала путь сближения и объединения двух механизмов.

Также он отметил, что белорусской стороне станет гораздо легче размещаться на российском фондовом рынке, и упомянул о предложении внести ценные бумаги нашей страны в российский ломбардный список, что должно упростить их использование в финансовой системе страны.

Грузоперевозки: запад закрыт, все на восток

По словам Головченко, белорусские грузоперевозчики вносят значительный вклад в получение страной валюты – за прошлый год цифра составила порядка $3,5 млрд. В данный момент в этой сфере проблемы существуют из-за сокращения грузопотока по причине введенных санкций, а также в связи с трудностями в прохождении границы ЕС для белорусских перевозчиков. Сейчас наша страна добивается изменения действующей в данный момент системы разрешений и лимитов в отношении белорусских грузов, прибывающих в Россию. Завершение соответствующей союзной программы должно снять эти ограничения.

Говоря о компенсации потерь за счет восточного направления, премьер отметил, что, согласно проведенным расчетам, автомобильные грузоперевозки из Беларуси в Китай являются конкурентоспособными.

Беларусь и Россия ведут работу над выравниванием условий в сфере авиаперевозок и заняты выработкой единых тарифов и принципов ценообразования.

Нефть и газ

Беларусь и Россия существенно продвинулись в вопросе единого порядка ценообразования на энергоносители. По словам Головченко, тут речь идет не о сотнях миллионов, а о миллиардах долларов, причем в этом году уже решена половина поставленной задачи. Завершиться все должно договором о создании единого рынка нефти и газа, однако сроки его заключения белорусский премьер не назвал.

Источник: Myfin.by