Яйца наши на 100%, а вот картошка нет. Что в рознице импортное, что отечественное?

23  Марта 2022 г.  в 20:08 : Тайный покупатель

Как-то само собой ожидается, что после закрытия границ, конфликтов, санкций зарубежные товары пропадут, а отечественные останутся. На самом деле все не так просто, и что будет дальше, никто не знает.

Зато на сайте Белстата можно узнать, какие товары в розничном обороте обычно импортные, а какие белорусские.

Продукты питания

Продуктами Беларусь себя обеспечивает. Может, не на всякий вкус, но в изрядном количестве. Вот данные по основным категориям продовольственных товаров за 2020 год (2021-й еще не посчитан). Обратите внимание, это информация не о наполнении витрин, но о розничном обороте.

Доля продуктов питания в розничном обороте за 2020 год — 51,1%.

Самая дорогая статья продовольственных расходов — мясо и мясные продукты — 8,8% от всех покупок, или 17,2% от расходов на продовольствие. Почти все мясное отечественного производства, доля белорусского — 99,2%.

Затем идет алкоголь — 8,6% от общей массы всех расходов (больше, чем на технику или топливо). Доля отечественной алкогольной продукции — 77,9%. Потери здоровья безвозвратны, но почти 80% денег остаются в стране.

На все молочные продукты мы тратим 6,3% от розничных расходов, 94,2% молочки — местного производства.

Хлеб, мучное и сладкое — отечественные на 83%.

Еще интересно: рыба, ракообразные и моллюски занимают всего 2% в общих расходах, но они на 51,6% отечественные. Наверняка вклад белорусских креветок.

Кофе, чай, какао и специи оказались белорусскими на 33,1%.

На самом деле все логично: белорусским считается не сырье, а произведенный у нас готовый продукт.

Цифры по конкретным группам и отдельным товарам еще понятнее.

Яйца — на 100% отечественные. Свинину могут назвать неполезной и некошерной, но ее приобретение на 99,9% патриотично в смысле поддержки отечественного производителя. Молоко белорусское на 98,5%, мороженое — на 95,8%, творог — 96,5%, сыр — 88,6% (вместе с белорусским пармезаном), зато сливочное масло наше на 99,7%.

Сахар наш на 92%. Мука — на 87,9%, макароны — на 48,5%. Крупа (вместе с бобовыми) — только на 37% (рис, нут, чечевица — все не отсюда).

Удивила картошка, доля отечественной — только 82,1%.

Белорусских свежих овощей и грибов — 58,8%, обработанных — 57,1%.

Меньше всего отечественных свежих фруктов и орехов — только 7,8%. Понятно, что бананы здесь не растут, но яблоки, груши...

Возвращаясь к алкоголю: водка отечественная на 97,8%, пиво — только на 72,7%, даже коньяк (правда, вместе с бренди) — на 56,6% отечественный. У вина показатель еще выше — 68,3% (виноград в товарных объемах у нас не растет, но есть отечественный разлив).

Всего в розничном обороте белорусских продуктов 76,7%.

В некоторые цифры верится с трудом. Кажется, что витрины почти сплошь заняты импортом. Но, еще раз напомним, речь про реальные продажи.

Погуляйте по большому алкомаркету. Ром, текила, выбор виски, масса коньячных оттенков, а основной спрос на водку в районе 7 рублей и недорогое пиво. По другим продуктам так же: свое доступнее.

Что следует из этих цифр?

Что на самом деле все сложно и непредсказуемо. Многие цепочки поставок — и к нам, и от нас — уже нарушены. И прошлая статистика может стать неактуальной.

Отечественными у нас назвали товары из местного и импортного сырья. Но даже полностью местное производство обычно требует каких-то заграничных деталей, картофель и зерновые обрабатывают привозной химией, коров лечат импортными лекарствами и т. д.

Источник: ONLINER
ONLINER