«Меня лишили единственного дохода!» У белорусского дальнобойщика в Украине отобрали фуру

22  Марта 2022 г.  в 17:08 : Разное: обо всём понемногу

По официальным данным, на момент начала боевых действий в Украине находились 280 белорусских водителей-международников. Большинство из них уже вернулись на родину. Но, к сожалению, не все на своих ногах: двое погибли после авиаудара по украинскому городу Коростеню. Сколько ещё водителей нуждаются в эвакуации — неизвестно.

Виктора военные действия застали в дороге. Он въехал в Украину 23 февраля, стал свидетелем обстрела Гостомеля и застрял в Киеве больше чем на две недели. Тягач Mercedes-Benz Actros — единственный источник дохода — остался в украинской столице. В каком состоянии машина вернётся к Виктору и вернётся ли вообще — вопросы до сих пор открытые.

«Под обстрелами ел украинский борщ»

О том, что в Украине начались боевые действия, наш собеседник узнал не из новостей — своими глазами увидел первые обстрелы. Около пяти часов утра 24 февраля он проезжал Гостомель — посёлок городского типа в Киевской области, который одним из первых пострадал от российской спецоперации. Растерянности не было. Виктор сразу понял, что происходит, и набрал номер жены: «Война началась…»

— Заехал на территорию Украины я 23 февраля. Было странное предчувствие, спрашивал у пограничников: всё ли у них в стране спокойно? Но ничто не предвещало беды. Я прошёл контроль и направился в сторону Киева, надеясь, как обычно, через пару дней быть уже дома. Вот только командировка затянулась.

Виктор следовал в Киев через погранпереход «Новая Гута», знакомый всем любителям одесского отдыха. В прицепе — 22 тонны ламината, которые нужно было доставить из Сморгони.

— Конечно, почти все работники склада, где я должен был разгрузиться, эвакуировались или бежали из страны. Оставался один лишь охранник, продолжавший самоотверженно сторожить товар. Однако без команды его руководства нельзя передать продукцию, поэтому разгрузиться удалось только 28 февраля.

Почему сразу не направился в сторону Беларуси? После прохождения таможни товар является собственностью грузополучателя. Я не мог вернуться с ним домой.

Ещё 12 дней до эвакуации Виктору пришлось провести в своей машине. Он не рассчитывал так долго находиться за границей, поэтому вскоре начали заканчиваться лекарства от давления, продукты, наличка. Белорусские банковские карточки перестали работать почти сразу.

— Мне повезло: соседи по несчастью у меня оказались очень доброжелательными, принесли всё необходимое. Недалеко от пункта разгрузки стоит элитный дом с охраняемой территорией. Местные жители сразу отдали ключ от него и посоветовали: чуть что — беги к нам в подвал. Но я посчитал это не лучшим укрытием. Какие шансы, что подвал не завалит и ты не будешь там заживо погребён? Поэтому я решил оставаться в машине.

Помимо лекарств, со мной делились едой. Я даже попробовал домашний украинский борщ. Все относились с пониманием. Никто не угрожал из-за белорусских номеров на машине, хотя их позже в целях безопасности я всё-таки снял.

— Страха не было: я человек пожилой, к тому же служил. Весь ужас увидел, ещё когда проезжал Гостомель. В панике бежали люди, несли детей, летели крылатые ракеты… Житомирская трасса была вся забита: потоки беженцев нескончаемые.

Виктор не устаёт повторять слова благодарности в адрес украинцев. А вот помощь, оказанную белорусской стороной, мужчина считает мизерной.

— В консульстве мне лишь сказали: спрячьтесь и никуда не высовывайтесь. Жена обзванивала все возможные министерства — тот же ответ: мы работаем, сидите и ждите. Никакой конкретики! Никто даже не позвонил и не объяснил ситуацию, пришлось самостоятельно искать номера горячей линии. Выехать мне помогли украинские волонтёры, которые связались со мной через чат «Вернуться домой» в Viber. Машину пришлось оставить в Киеве. Меня сразу предупредили: имущество белорусов будет национализировано, никто меня на фуре не выпустит.

Как добирались домой? 13 часов ехали из Киева во Львов через Одессу, искали объездные дороги. Через Белую Церковь двигаться не рискнули: там уже шли бои.

— Со мной в автобусе ехали ещё несколько белорусских дальнобойщиков. Они разгружались в Броварах — вооружённые люди приставили автоматы к груди и отобрали машины. Дали расписку: якобы в связи с военным положением по такому-то указу авто конфисковано. И подпись: «Командир группы Алекс». Но где теперь этого Алекса искать?

На пути домой белорусам постоянно предлагали воду и продукты. Никто не выражал неприязни из-за национальности водителей.

— По дороге в автобус зашёл военный. Усадил на свободные места супругу и детей семи и одиннадцати лет и кинул мне: «Батя, присмотри за моими…» Нормальные люди отношение к белорусам не поменяли. А что касается тех, кто в Европе нашим ребятам стёкла разбивает и колёса режет… Неадекватов всегда хватало в любой стране.

На родину Виктор вернулся через Польшу. У мужчины была открыта шенгенская виза, у других дальнобойщиков — нет. Тем не менее это не стало проблемой.

— Разве что пришлось пройти небольшой допрос и заполнить карту беженца. В миграционном центре нам предоставили раскладушки для отдыха, снова дали еды. Потом нас довезли до Люблина — абсолютно бесплатно! Там мы сели на электричку до Тересполя. Билеты продали с 75-процентной скидкой. Чтобы перейти польско-белорусскую границу, пришлось подсаживаться в машину к незнакомцам. Нам никто в помощи не отказал. На границе произошёл казус. Я вёз сумку с вещами, которые успел забрать из салона фуры. Пограничница, окинув её взглядом, спросила: «Что везёте — подарки?» Я ответил, и… больше вопросов мне не задавали.

«Лишили единственного источника дохода»

До Бреста Виктора и его коллег тоже подбросили небезразличные люди. 13 марта он был уже в Минске. Хоть история закончилась хеппи-эндом, мужчина весьма обеспокоен судьбой своего Mercedes-Benz Actros.

— Это мой личный грузовик, я работал на себя. Мне очень обидно: фура — основной источник дохода моей семьи. Как её вернуть? Будут ли способствовать решению этой проблемы белорусские власти? Смогу ли я получить какую-либо компенсацию? Помогут ли мне сейчас с работой, как украинским дальнобойщикам, которые застряли у нас? Придётся ли мне уплачивать транспортный налог, если машина на меня оформлена, но её нет? Вопросы пока что остаются без ответа.

Тягач 2002 года Виктор оценивает на данный момент в $20 000. Девять лет назад грузовик с прицепом обошёлся на $10 000 дороже.

— Буду искать новую работу, но где? Сфера перевозок в Беларуси затухает. Запчасти на иномарки уже стали неподъёмными в финансовом плане. Европа закрывается, российский рынок не резиновый. Первый, кто сейчас посыпется, — крупные перевозчики, у которых авто оформлены в лизинг или кредит. У них такой подход: купили новую машину — укатали её вусмерть — продали на вторичном рынке.

Последний год Виктор работал исключительно на себя: два раза в месяц совершал рейсы в Украину. Зарабатывал около €1 000, если не считать затраты на обслуживание, топливо, платные дороги и стоянки — это забирало 15% дохода.

— Раньше у меня была своя транспортная компания — до восьми наёмных водителей. Но сейчас хороших работников не найдёшь. Молодёжь требует зарплату в €1 500 и новую машину, а делать ничего не хочет. Ещё одна проблема — некоторые могут сесть за руль нетрезвыми.

В своей компании я был и за директора, и за механика, и за водителя. Все машины обслуживал сам, решал проблемы своих подчинённых. Зарабатывал на свою семью те же самые деньги, а головной боли было в два раза больше. Не мог позволить себе отдохнуть. Только поедем куда-нибудь с женой, как мне уже звонят сотрудники: кому-то документы не отдали, а он и не проверил, у кого-то что-то отвалилось или сломалось.

Работать по найму Виктор тоже не горел желанием. Не все перевозчики любят, когда их водители честно соблюдают режим труда и отдыха.

— Множество дальнобойщиков ездят по двум чипам, обманывая систему. Не отдыхают, не высыпаются, что приводит к крупным ДТП. За техническим состоянием авто тоже не следят. Я полностью обслуживаю свою фуру сам: могу и двигатель, и коробку перебрать. Компьютер в моей машине ни одной ошибки не выдаёт. И тормоза, и ABS — всё работает исправно. Потому что личный грузовик бережёшь как зеницу ока. Часто вижу в командировках, какое у водителей-наёмников отношение к машинам: забуксуют и ленятся даже выйти песка под колёса подсыпать...

Конечно, в нынешней ситуации Виктор будет благодарен любой работе. Главное, что он вернулся домой целым и невредимым.

— Когда добрался до Минска, мне показалось, что сирены воют… Как в Киеве. Там они вообще не замолкают.

Что МИД рекомендует делать тем, кто остаётся в Украине?

— В связи с фиксируемыми факторами мародёрства и грабежей на дорогах Украины Министерство иностранных дел Республики Беларусь настоятельно призывает белорусских граждан быть максимально бдительными, не останавливаться по пути следования без экстренной необходимости и не съезжать с основных автомагистралей, — такие напутствия даёт МИД. — Просьба также следовать установленным мерам безопасности и прислушиваться к рекомендациям местных властей по данному вопросу.

— В случае если граждане находятся в относительно безопасном месте, рекомендуем оставаться там до стабилизации обстановки. В ночное время выдвигаться в сторону погранпереходов не рекомендуется.

При положительном решении вопроса об открытии гуманитарного коридора или создании иных форм эвакуации вся информация будет оперативно размещена на официальном сайте Министерства иностранных дел Республики Беларусь и доведена до средств массовой информации.

А вот что советует водителям ассоциация грузоперевозчиков «Регион 8»:

Сохраняется возможность выезда из Украины через территорию сопредельных с ней государств: Венгрии, Молдовы (направление Могилёв — Подольский) и Польши (нужно учитывать многотысячные автомобильные очереди). Решением проблемы занимаются МИД и Минтранс Беларуси, посольства Беларуси и Украины, представители белорусской диаспоры в Украине, а также ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

Телефоны горячей линии МИД: +38 (050) 406-23-30; +375 (17) 379-47-71 и +375 (17) 379-26-73. Почта: consul@mfa.gov.by.

Источник: AV.BY