Очереди на границах - главная причина дисбаланса на рынке автомобильных грузоперевозок

2  Марта 2022 г.  в 12:55 : Разное: обо всём понемногу

В январе-феврале 2022-го года отмечается заметный рост спроса и ставок на перевозки между Беларусью и странами Евросоюза, а также на перевозки из России в Беларусь. Одна из главных причин – нехватка исполнителей, которые продолжают простаивать в длинных очередях. Такие данные приводит международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU.

«Длительный простой фур приводит не только к росту издержек у перевозчиков, но и к нехватке исполнителей, которые за то же количество времени в новых условиях могут совершить меньшее количество рейсов. В итоге на рынке возник резкий дисбаланс», – отмечает директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

В январе-феврале 2022 года количество заявок на перевозки из России в Беларусь выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41%. При этом в обратном направлении аналогичного роста не наблюдается – спрос остался приблизительно на том же уровне. Также в перевозках между Россией и Беларусью не наблюдается заметного роста ставок.

Более заметные изменения происходят на европейском направлении. Так, число заявок на перевозки из стран Евросоюза в Беларусь выросло почти на 130%, а в обратном направлении рост составил 64%.

Самыми популярными остаются перевозки в соседние Польшу и Литву, где тоже зафиксирован существенный рост. Так, спрос на перевозки из Польши в Беларусь вырос на 82%, а ставки подросли на 92%, в обратном направлении число заявок увеличилось на 106%, а средние ставки – на 59%. Спрос на перевозки из Литвы вырос на 195%, а размер ставок – на 114%, в обратном направлении число заявок выросло на 157%, а ставки – на 11%.

«Но дисбаланс спроса и предложения не единственная причина, так как на рост цен всегда влияет целый комплекс причин: рост заболеваемости Covid-19, миграционные потоки, увеличение цен на нефть, нехватка чипов и др. За последние несколько лет цены на грузовые автомобильные перевозки практически не менялись, несмотря на то, что стоимость техники, запчастей, топлива, а также заработная плата все это время росли, как минимум, в рамках инфляции. Кроме того, причины роста цен на направлениях Польша-Беларусь, Литва-Беларусь связаны с необходимостью устанавливать спутниковые навигационные пломбы на все товары, ввозимые автотранспортом», – комментирует ситуацию директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.