Белорусы до минимума сократили покупки отечественных товаров (по итогам 2021 года)

26  Января 2022 г.  в 13:02 : Тайный покупатель

Флагманские компании ритейла отчитались о продажах в 2021-м. Доля белорусских товаров упала на минимум за много лет. Статорганы сообщили о розничном товарообороте организаций торговли и доле белорусских товаров в продажах розницы. В январе были подведены итоги всего 2021 года.

Согласно Белстату товарооборот организаций торговли за 12 месяцев составил 50,4 млрд BYN. При этом продажи товаров отечественного производства достигли 29,8 млрд BYN.

Удельный вес белорусской продукции в товарообороте ритейла сократился до 59,2%. Доля отечественных товаров в продажах стала самой низкой, если сравнивать ее с аналогичными показателями в 2013-2020 гг.

Смотрите сами: в 2013 году удельный вес белорусской продукции еще достигал 71%. Затем в 2014 году он упал до 69,8%, в 2015-м – до 69,1%, в 2016-м – до 65,9%, в 2017-м – до 64,4%, в 2018-м – до 62,8%, в 2019-м – до 61% и в 2020-м – до 59,8%.

На протяжении 8 лет подряд вес отечественных товаров в продажах постоянно уменьшался. Это происходило несмотря на многочисленные заявления чиновников об импортозамещении на потребительском рынке. В целом за указанный период доля товаров made in Belarus сократилась на 11,8 процентного пункта.

По принятой в стране классификации товары бывают продовольственными и непродовольственными. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую – все остальное.

В обеих товарных группах годами идет уменьшение доли белорусской продукции. Однако по товарам непродовольственной группы это происходит быстрее и в данной категории отечественные производители уступили главное положение на рынке.

За 2013-2021 гг. удельный вес белорусских продтоваров в продажах ритейла упал с 83,2% до 76,6%. Параллельно с этим по непродовольственной группе товаров доля отечественной продукции сократилась с 55,1% до 40,6%.

Внутри укрупненных товарных групп доли продаж белорусской продукции сильно варьируют. Например, по итогам 2021 года удельный вес продаж свежих фруктов и орехов из Беларуси составил только 8,1%.

Аналогичные низкие доли белорусских товаров в 2021-м отмечались по рыбе (14,4%) и растительному маслу (14,6%). Среди непродовольственных товаров низкая доля позиций производства РБ наблюдалась по новым легковым автомобилям (21,4%), подержанным легковушкам (2%), телевизорам (12,3%), стиральным машинам и машинам для сушки белья (15%).

В 2022 году потеря позиций отечественных продтоваров может затормозиться из-за продуктового «эмбарго». Напомним, в декабре правительство опубликовало список товаров, которые запрещены к ввозу и продаже в Беларуси с нового года.

Декабрьский документ содержит перечень товаров из Евросоюза и его государств-членов, США, Канады, Норвегии, Албании, Исландии, Северной Македонии, Великобритании, Черногории, Швейцарии. С 1 января 2022-го товары по перечню в целом запрещены для импорта и реализации на территории РБ. В список вошли разнообразные продукты питания (кроме рыбы) и сырье.

С другой стороны, конкуренты белорусских производителей из стран ЕАЭС, Африки, Азии и Латинской Америки явно не будут спать в шапку. Если импортеры наладят компенсационные поставки с этих направлений, главный тренд останется прежним – сжатие доли отечественных товаров на полках ритейла.

Источник: banki24.by